«Игровые занятия в театральной студии с младшими школьниками»
Автор Закора Н.В.
Игра – наиболее оптимальный метод работы с детьми младшего школьного возраста, так как ведущий вид деятельности младших школьников – учебный и игровой. Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Опыт моей педагогической работы в театральной студии с учениками младших классов показывает, что наибольший отклик у них вызывают игры, особенно с элементами театрализации. Театральное творчество в начальной школе воспитывает и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постепенно перерастающий в работу (обучение).
При отсутствии игровых технологий в работе с младшими школьниками теряется интерес детей к деятельности, дети не вовлечены в процесс, репетиции проходят формально.
Поэтапное прохождение материала от простого к сложному в игровых формах делает процесс усвоения нового легким и необременительным для ребенка, поддерживает устойчивый интерес к деятельности, театральным занятиям.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразии. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, получаемых во внеурочное время.
Дети очень эмоциональны, впечатлительны, у них слабая центральная нервная система, поэтому нельзя злоупотреблять разного вида соревнованиями: они еще не научились с достоинством переносить поражение. У младших школьников повышенная утомляемость и требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У учащихся этого возраста неустойчивое внимание, поэтому надо заинтересовывать играми и игровыми ситуациями.
Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, т.к. это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы.
Театрализованные игры я рассматриваю, как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками.
В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с педагогом моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству, овладевают навыками коллективного взаимодействия и общения, проявляют через театр интерес к мировой художественной культуре, учатся творчески относиться к любой работе.
Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру.
Важнейшим в театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
В процессе репетиций мы используем все знания, полученные на занятиях, включая занятия по физической культуре, речи, ритмике, сценическому движению, музыке, изобразительному искусству и литературе.
В конце года мы проводим викторины по произведениям автора, чьи постановки мы осуществляли.
Работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль. Особенность театра состоит в том, что младший школьник погружается в занятия творчеством естественно, без принуждения, рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка требуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.
Мы используем различные этюды. В основном это подражание зверям игра «Зоопарк», угадывание профессии в игре «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем», этюды с предметами на перемену отношения, беспредметные этюды на память физических действий «Кошечка», «Дверь», «Стакан воды» и другие .
У большинства школьников не только речь страдает многими недостатками (нарушение произношения невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка).
При работе над артикуляцией я провожу с детьми гимнастика для губ, языка, челюсти (мы выполняем упражнения с говорящими названиями: «Почисть зубки", "Спрячь конфетку", "Лопаточка", "Улыбка", "Трубочка", "Лошадка");
При выполнении упражнений на дыхание мы используем
- Изображение голосовых жестов в буквах а, о, у, и, э с элементами творческих заданий (встреча, новый портфель, недоверие, у доски)
- Ассоциации по звучанию букв (ветер, вой, волк, жужжание пчелы);
- Знакомство с русским детским фольклором через работу над
скороговорками: «Бобры добры до бобрят. Сеня вез воз сена. Три сороки тараторки тараторили на горке. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. Шесть мышат в шалаше шуршат». Применение данных текстов в игре «Тише едешь, дальше будешь» показало, что в игре дети быстрее усваивают речевой материал и эмоционально его наполняют, что способствует его прочному запоминанию и формирует новый более высокий уровень культуры школьника.
Театрально-исполнительская деятельность формирует у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Главная задача театральных занятий I года обучения – развивающие театральные игры, цель которых - помочь детям в создании психологически комфортной атмосферы занятий; погрузить детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки занятия; развить в детях память, внимание, волю, мышление, воображение; приучить к сценической дисциплине.
В конце I года обучения мы инсценируем небольшие произведения детских поэтов: К. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Путаница», в которых дети учат текст наизусть и играют по очереди все роли, меняя маски по просьбе педагога.
Главная задача 2 года обучения – формирование у ребенка представления о составляющих сценического образа. Большое значение на этом этапе занятий приобретает внимание к пластическому решению того или иного образа, роли костюма или его деталей. Именно на этом этапе я предлагаю упражнение под музыку для передачи сказочных образов с особой характерностью (Петушок, Зайчик, Лисица, Коза, Бычок смоляной бочок, Серый Волк, Буратино, Мальвина, Пьеро).
Одной из задач 3 года обучения является формирование у младших школьников навыков эстетической оценки. С этой целью все выполняемые задания обсуждаются (дети условно делятся на две группы, каждая из которых поочередно выполняет функции то актеров – «Артисты», то зрителей - «Жюри»). Основным критерием оценки на этом этапе, является правдивость исполнения. Формируется критерий «верим» – «не верим», «кривляется» – «по правде». При оценке я предлагаю детям использовать или набор жетонов, как игровой элемент, или баллы на карточках, которую использует группа «Жюри».
Дети начинают понимать, что играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так я формирую базу для интереса к обучающим заданиям, где основной упор делаю на игры со словом, с текстом - игра «Повторяшки», подтекстом – игра «Повторяшки навыворот», с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать) – игра на карточках «А ну-ка, расскажи».
С помощью театральных игр на развитие внимания мы развиваем у детей память и слуховой, зрительный и тактильный виды внимание.
При тренировке произвольного слухового внимания я использую игру «Чуткое ухо». На первом этапе дети угадывают бытовые шумы (кашель, топот, шепот, шарканье, стуки, зевание, смятие бумаги, рассыпание крупы, скрип мела и иные). На втором этапе игры я использую различные музыкальные инструменты, которые звучат за ширмой. Дети угадывают звуки, не видя его источника.
Для развития зрительной памяти я провожу известную театральную игру «Вещи на столе».
Оборудование: На столике разложены блокнот, авторучка, футляр от очков, бумага, монеты, карандаши, ключи, мобильный телефон.
Задание: Подойдите к столу и сфотографируйте своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с короткой выдержкой— до счета пять. Затем отвернитесь и проявите фотографию на своем экране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, в каком порядке. Вспомните их.
Контрольный этап: Проверьте. Для этого повернитесь и посмотрите, Отвернитесь. О чем забыли, что пропустили?
Задание усложненное: Посмотрите. Отвернитесь, Какие, изменения произошли? Что переложено с места на место? Что нового появилось на столе?
Контрольный этап: Разложите вещи так, как они лежали вначале. Сверяйте с фотографией, которая хранится в вашей памяти.
Все участники игры награждаются аплодисментами.
В игре «Посмотри и повтори» я даю задание разместить геометрические фигуры в том порядке, в каком они представлены на карточках. В игре «Цветные звезды» суть задания я не меняю, но делаю акцент на цветовое восприятие и запоминание звездочек разных цветов.
Игра «Фоторобот» призвана запомнить мелкие детали партнера и затем по памяти назвать их или ответить на предлагаемые вопросы.
При развитии тактильной памяти проводится игра «Волшебные мешочки», где дети по очереди ощупывают зашитые мешочки, наполненные различными сыпучими сухими продуктами, и называя их содержимое.
Развитие фантазии я поощряю в играх, которые помогут в дальнейшей работе над ролью.
Домысливание предлагаемых обстоятельств происходит в игре « Сказка в нашем городе» (герои сказки попадают в наше время, в наш город, в среду, которая хорошо знакома ребенку), рассказ о герое от его собственного лица – в игре «Автобиография» (с помощью музыкальных отрывков), а от лица персонажа, вступившего с ним в конфликт – в игре «Антигерой», придумывание событий до этюда и после него – в игре «Часики» (использую большие часы со стрелками).
Для тренировки воображения я ввожу также игровые упражнения голосом и речью групповое «Волшебный мяч» (известный текст дети говорят с мячом в руках медленно, громко, тихо, быстро, басом, затем передают предмет по кругу и следующий должен повторить этот текст в том же темпе и регистре) и парное «Берега» (дети бросают мяч партнеру с текстом, партнер ловит мяч и отвечает издалека, бросая мяч в ответ).
Для выполнения постановочных задач в процесс репетиции я ввожу игры: «Шумы по ремаркам» (шумы издаются по заранее установленному в тексте слову или предложению), «Монолог», «Действие в диалоге» (дети производят указанное действие, произнося определенный несложный текст), «Импровизация» (обыгрывание вновь вводимых элементов костюма: шляпы, очки, платки, усы и другие).
В заключении вышеизложенного хочется сказать, что игровые технологии в работе с младшими школьникам наиболее эффективны не только в процессе репетиций и работе над спектаклями и театральными постановками, но и в учебной деятельности. Они могут существенно повысить результативность занятий, позволят детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.