«Зимний фестиваль знаний 2025»

Механизмы развития социально-психологической компетентности педагога

Актуальность темы, рассмотренной в данном реферате, связано с тем, что в настоящее время школа предъявляет высокие требования к учителю. Школе нужны учителя, подготовленные к профессиональной деятельности современного педагога, вооруженные эффективными методиками и способные их творчески создавать, обладающие качествами саморазви-вающей личности. Профессиональная компетентность учителя коммуникативна, поскольку обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие, систему отношений.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Содержание


Механизмы развития социально-психологической компетентности педагога 3

Заключение 8

Список использованных источников 9







Механизмы развития социально-психологической компетентности педагога


Актуальность темы, рассмотренной в данном реферате, связано с тем, что в настоящее время школа предъявляет высокие требования к учителю. Школе нужны учителя, подготовленные к профессиональной деятельности современного педагога, вооруженные эффективными методиками и способные их творчески создавать, обладающие качествами саморазви-вающей личности. Профессиональная компетентность учителя коммуникативна, поскольку обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие, систему отношений.

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления, прежде всего, социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Именно они как профессионально значимые качества обусловливают профессиональное мастерство учителя. Поэтому, чтобы каждый студент в период обучения в вузе развивал себя как личность и как будущий профессионал-педагог, необходимо развить и сформировать такие его качества, как рефлексия и гибкость, которые лежат в основе социально-психологической компетентности педагога.

Социально-психологическая компетентность педагога рассматривается как важнейшая составляющая его профессиональной компетентности.

Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий»

Социально-психологическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Изучение и анализ теоретико-методического материала в данной области позволил выявить и сформулировать основные условия формирования и развития психологической компетентности педагога:

1. Педагогический такт – это обязательное соблюдение учителем принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое.

2. Умение найти правильный подход к ученикам и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности.

3. Способность и желание работать с детьми.

4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.

5. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала.

6. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.

7. Владеть своей речью - она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с учащимися.

8. Уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках. Для этого необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и различать психическое состояние детей.

9. «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь для педагога - понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.

Для того чтобы на уроке и во внеурочной дея­тельности создавались условия для проявления познавательной активности учеников, учителю необходимо владеть целым арсеналом средств:

  • использовать разнообразные формы и мето­ды организации образовательной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт уча­щихся;

  • создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса или группы;

  • стимулировать учащихся к выражению соб­ственной точки зрения, использованию различ­ных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;

  • использовать дидактический материал, по­зволяющий ученику выбирать наиболее значи­мые для него вид и форму учебного содержания и деятельности;

  • оценивать деятельность ученика не только по конечному результату («правильно» - «непра­вильно»), но и по процессу его достижения;

  • поощрять стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализи­ровать способы работы других учеников, выби­рать и осваивать наиболее рациональные приемы достижения результатов;

  • создавать педагогические ситуации обще­ния на уроке и во внеурочной деятельности, по­зволяющие каждому ученику проявлять инициа­тиву, самостоятельность; предоставлять возмож­ности для естественного самовыражения уча­щихся.

Развитие социально-психологической компетентности педагога происходит через развитие следующих компонентов:

1. Проявление в деятельности педагога таких личностных качеств, как:

  • вера в силы и возможности учащихся;

  • интерес к внутреннему миру учащихся;

  • открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога);

  • общая культура;

  • эмоциональная устойчивость;

  • позитивная направленность на педагогиче­скую деятельность;

  • уверенность в себе.

    1. Способность обеспечивать мотивацию учебной деятельности:

  • умение ставить педагогические цели и за­дачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

  • умение обеспечить успех в деятельности;

  • компетентность в педагогическом оценивании;

  • умение превращать учебную задачу в лич- ностно значимую.

  1. Информационная компетентность:

  • компетентность в предмете и методах пре­подавания;

  • компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных кол­лективов).

  1. Опыт разработки программ педагогиче­ской деятельности и принятия педагогических решений:

  • умение разработать образовательную про­грамму, выбрать учебники и учебные комплекты;

  • умение принимать решения в различных педагогических ситуациях.

  1. Умение организовать учебную деятель­ность:

  • компетентность в установлении субъект- субъектных отношений;

  • компетентность в педагогическом оценивании;

  • компетентность в использовании современ­ных средств и систем организации учебно- воспитательного процесса.

Основные пути развития социально-психологической компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6. Трансляция собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ и др.

Можно выделить этапы формирования социально-психологической компетентности:

· самоанализ и осознание необходимости;

· планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

· самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование социально-психологической компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.




Заключение


В качестве выводов по данной работе, отметим, что социально-психологическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Необходимо повышать профессионализм работников образования, развивать их психологическую компетентность. Эта задача может быть успешно решена как в процессе подготовки студентов в системе непрерывного профессионального образования, так и в рамках психологического сопровождения процесса личностно - профессионального развития.

Среди механизмов развития социально-психологической компетентности педагога выделим следующие:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6. Трансляция собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ и др.




Список использованных источников


  1. Безруких, М. М. О ключевых компетенциях педагога и "границах" педагогического образования / М. М. Безруких, Н. В. Жадько // Педагогика. - 2014. — № 5. — С. 3—7.

  2. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2014. – 240 с.

  3. Найденович, Т. В. Ключевые компетенции современного педагога: методический семинар : системный подход к развитию профессиональной компетентности педагогических кадров / Т. В. Найденович // Народная асвета. - 2017. — № 11. — С. 55—58.

  4. Образовательные технологии в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров : материалы Респ. науч.-практ. семинара / ред. кол. А.Ф. Климович, В.А. Шинкоренко, С.И. Невдах и др. – Минск : БГПУ, 2010. – С. 166-167.



1

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее