Содержание
Механизмы развития социально-психологической компетентности педагога 3
Заключение 8
Список использованных источников 9
Механизмы развития социально-психологической компетентности педагога
Актуальность темы, рассмотренной в данном реферате, связано с тем, что в настоящее время школа предъявляет высокие требования к учителю. Школе нужны учителя, подготовленные к профессиональной деятельности современного педагога, вооруженные эффективными методиками и способные их творчески создавать, обладающие качествами саморазви-вающей личности. Профессиональная компетентность учителя коммуникативна, поскольку обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие, систему отношений.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления, прежде всего, социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Именно они как профессионально значимые качества обусловливают профессиональное мастерство учителя. Поэтому, чтобы каждый студент в период обучения в вузе развивал себя как личность и как будущий профессионал-педагог, необходимо развить и сформировать такие его качества, как рефлексия и гибкость, которые лежат в основе социально-психологической компетентности педагога.
Социально-психологическая компетентность педагога рассматривается как важнейшая составляющая его профессиональной компетентности.
Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий»
Социально-психологическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Изучение и анализ теоретико-методического материала в данной области позволил выявить и сформулировать основные условия формирования и развития психологической компетентности педагога:
1. Педагогический такт – это обязательное соблюдение учителем принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое.
2. Умение найти правильный подход к ученикам и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности.
3. Способность и желание работать с детьми.
4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.
5. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала.
6. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.
7. Владеть своей речью - она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с учащимися.
8. Уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках. Для этого необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и различать психическое состояние детей.
9. «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь для педагога - понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.
Для того чтобы на уроке и во внеурочной деятельности создавались условия для проявления познавательной активности учеников, учителю необходимо владеть целым арсеналом средств:
использовать разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса или группы;
стимулировать учащихся к выражению собственной точки зрения, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;
использовать дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания и деятельности;
оценивать деятельность ученика не только по конечному результату («правильно» - «неправильно»), но и по процессу его достижения;
поощрять стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные приемы достижения результатов;
создавать педагогические ситуации общения на уроке и во внеурочной деятельности, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность; предоставлять возможности для естественного самовыражения учащихся.
Развитие социально-психологической компетентности педагога происходит через развитие следующих компонентов:
1. Проявление в деятельности педагога таких личностных качеств, как:
вера в силы и возможности учащихся;
интерес к внутреннему миру учащихся;
открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога);
общая культура;
эмоциональная устойчивость;
позитивная направленность на педагогическую деятельность;
уверенность в себе.
Способность обеспечивать мотивацию учебной деятельности:
умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
умение обеспечить успех в деятельности;
компетентность в педагогическом оценивании;
умение превращать учебную задачу в лич- ностно значимую.
Информационная компетентность:
компетентность в предмете и методах преподавания;
компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов).
Опыт разработки программ педагогической деятельности и принятия педагогических решений:
умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты;
умение принимать решения в различных педагогических ситуациях.
Умение организовать учебную деятельность:
компетентность в установлении субъект- субъектных отношений;
компетентность в педагогическом оценивании;
компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно- воспитательного процесса.
Основные пути развития социально-психологической компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6. Трансляция собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ и др.
Можно выделить этапы формирования социально-психологической компетентности:
· самоанализ и осознание необходимости;
· планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
· самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование социально-психологической компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.
Заключение
В качестве выводов по данной работе, отметим, что социально-психологическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Необходимо повышать профессионализм работников образования, развивать их психологическую компетентность. Эта задача может быть успешно решена как в процессе подготовки студентов в системе непрерывного профессионального образования, так и в рамках психологического сопровождения процесса личностно - профессионального развития.
Среди механизмов развития социально-психологической компетентности педагога выделим следующие:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6. Трансляция собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ и др.
Список использованных источников
Безруких, М. М. О ключевых компетенциях педагога и "границах" педагогического образования / М. М. Безруких, Н. В. Жадько // Педагогика. - 2014. — № 5. — С. 3—7.
Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2014. – 240 с.
Найденович, Т. В. Ключевые компетенции современного педагога: методический семинар : системный подход к развитию профессиональной компетентности педагогических кадров / Т. В. Найденович // Народная асвета. - 2017. — № 11. — С. 55—58.
Образовательные технологии в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров : материалы Респ. науч.-практ. семинара / ред. кол. А.Ф. Климович, В.А. Шинкоренко, С.И. Невдах и др. – Минск : БГПУ, 2010. – С. 166-167.
1