Разработка учителя математики МОУ
«Лицей «Интеллект» г. Донецка»
Сулейман Е.Н.
«Экскурсия в страну математику».
. Математический миниквест
по теме
«Применение производной»
Разве ты не заметил, что способный
к математике изощрён во всех
науках в природе?
Платон
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ОБОРУДОВАНИЕ и ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
«Река Производная»;
«Константы»;
«Озеро Знаменитостей»;
«Лес шутошный»;
«Ров геометрический»;
«Горы литературные»;
«Пляж загадка»;
«Соображалки»;
Задачи;
Великие математики;
Пифагорки;
Карта.
V. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
VI. ЛИТЕРАТУРА.
I. ВВЕДЕНИЕ.
1. Математический миниквест по теме «Применение производной»: «Экскурсия в страну математику».
2. «Математический квест» - это командная игра-соревнование для обучающихся 11 классов, направленная на формирование у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов повышенного уровня, повышение интереса к математике.
3. Краткое описание игры
3.1. Квест (с англ. Quest — «поиск, поиск приключений») – командная игра.
3.2. Игра включает в себя движение по маршруту, на котором расположены игровые точки.
3.3. На каждом этапе команде будут предложены логические, творческие или эмоционально-образные задания различного характера на основе математического содержания.
4. Цели и задачи математического квеста:
Цель: развитие логического и критического мышления обучающихся, способности к преодолению мыслительных стереотипов, развитие математических способностей и интереса к математическому творчеству.
Задачи:
Развивать математические способности обучающихся.
Стимулировать опыт математического моделирования.
5. Планируемые результаты.
5.1. Личностные результаты:
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, решений, рассуждений.
5.2. Метапредметные результаты:
- умение применять дедуктивные и индуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения проблем.
5.3. Предметные результаты:
- умение работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию);
- умение проводить логические обоснования; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера.
6. Принципы организации квеста.
6.1. Принцип честной игры, соблюдаемый всеми участниками и подразумевающий, что игроки умышленно не помогают и не мешают соперникам.
6.2. Принцип самостоятельного выполнения заданий каждой командой, который соблюдают все игроки.
II. ОБОРУДОВАНИЕ и ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Наличие 6-4 кабинетов с аппаратурой.
Презентация. Краткие сведения об ученых внесших свой вклад в изучение дифференциального исчисления..
Раздаточный материал: карта следования, деньги (Пифагорки), конверты с заданиями.
III. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ.
1). Разбить класс на группы экскурсантов: максимум 6 групп, минимум -4.
2). Разыграть среди групп очередность посещения Замков.
3). Каждая группа в Замке:
1. Переплывает реку «Производная» Приложение 1.
2. Получает Пифагорки по количеству правильно отвеченных вопросов и отметку с суммой на карте.
3. Выслушивает экскурсовода в Замке с информацией о великих математиках( Приложение №10), внесших вклад в развитие дифференциального исчисления.
4. Отвечает на вопросы, полагающиеся в данном замке.
5. Получает Пифагорки(Приложение №11) по количеству правильно отвеченных вопросов и отметку с суммой на карте(Приложение №12).
6. Переходит в следующий замок по часовой стрелке.
7. Выслушивает экскурсовода в замке с информацией о великих математиках.
8. Получает задачу №1(Приложение №9) Если ответ в задаче будет получен неверный, то получает штрафные вопросы на покрытие долга. Если ответ верный- эти же вопросы для возможности заработать Пифагорки.
9 . Получает Пифагорки по количеству правильно отвеченных вопросов и отметку с суммой на карте.
10. Переход в следующий замок.
11. Выслушивает экскурсовода в замке с информацией по великим математикам.
12. Получает задачу №2. Если ответ в задаче будет получен неверный, то получает штрафные вопросы на покрытие долга или платит долг из ранее заработанных. Если ответ верный- эти же вопросы для возможности заработать Пифагорки.
13. Получает Пифагорки по количеству правильно отвеченных вопросов и отметку с суммой на карте.
14. Переход в следующий Замок….. И так до последнего замка. Дополнитетельных вопросов на 2 группы больше, чем Замков, что позволяет дать возможность либо заработать (если команд 6), либо распределить по две группы вопросов в каждом Замке (если команд 4).
Финал. Подсчет заработанных денег и выдача сертификатов на заработанную оценку.
Заключительное слово преподавателя.
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1. «Река Производная»
Какие точки называются точками экстремума?
Точки минимума и максимума.
Геометрический смысл производной?
Производная функции равна угловому коэффициенту
касательной к графику функции в точке касания.
Как называется операция нахождения производной?
Дифференцирование
Точки, в которых производная функции равна нулю?
Стационарные
Точки, в которых производная функции равна нулю или не дифференцируема?
Критические
На какую асимптоту может указывать область опре-
деления функции?
Вертикальную
На какую асимптоту может указывать область значения
функции?
Горизонтальную
Если – точка экстремума дифференцируемой
функции f(x), то ( )=0. Чье имя носит теорема?
Пьер Ферма
Физический смысл производной?
Мнгновенная скорость или скорость в данный момент
времени.
Если производная непрерывной функции больше нуля в каждой точке графика функции, то...?
График функции возрастает на всей области определения.
Приложение №2. «Константа»
Единственная функция, которая игнорирует дифференцирование?
Как называется кривая
(экспонента)
Чему равно число е ? ( 2,7 )
Число π 3,1. Назовите три следующие цифры. ( 3,1415… )
Сколько градусов составляет 1 рад? ( 57 ).
Чему равно значение выражения ? ( смысла не имеет).
Чему равна производная от const? ( 0)
Найдите ускорение материальной точки, если материальная точка движется по закону S(х)= ( где S- расстояние пройденное точкой).(8).
Приложение №3. « Озеро знаменитостей»
Он считал, что «Всё есть число». Согласно его философскому мировоззрению числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа – 1, 2, 3, 4 – означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел – 10 – изображало весь мир. Он разделил числа на четные и нечетные, простые и сложные, впервые открыл математическую теорию музыки.(Подсказка:его теорема связана с предметом гардероба).
Ответ: Пифагор.
В девятилетнем возрасте в течение нескольких секунд
решал и давал ответы на задачи, требующие сложных
расчетов.( например сумма чисел от 1 до 100). автор строгого доказательства основной теорема алгебры: число корней многочлена
равно степени многочлена.
Ответ: Карл Гаусс.
С кем из этих знаменитых людей произошёл следующий случай-
«… На его камзоле протерлись локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу:
– Учёность выглядывает оттуда …
— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»
подсказка- этот человек писал прекрасные Оды!
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.
Кто из математиков древности погиб от меча римского
солдата, гордо воскликнув перед смертью: «Отоди, не трогай моих чертежей!».
Ответ: АРХИМЕД (около 287 до н. э., Сиракузы, Сицилия — 212 до н. э.), древнегреческий ученый, математик и механик,
основоположник теоретической механики и гидростатики.
Разработал, предвосхитившие интегральное исчисление, методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных
фигур и тел.
Назовите автора и картину, где изображена геометрическая фигура?
Ответ: Казимир Малевич. «Черный квадрат».
Приложение №4 Лес «Шутошный»
1. 5 ворохов сена и 7 ворохов сена связали вместе. Сколько получилось ворохов? (1)
2. Сколько концов у 5 с половиной палок? (12)
3. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
4. Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в
самолетах голубые? (в самолетах их нет)
5. Что было самой первой счетной машиной? (пальцы рук)
6. Производная от чая? (заварка)
7. Сколько шейных позвонков у жирафа, если шея у него
3 метра?
(7, как у всех млекопитающих)
8. На столе лежали 4 яблока. Одно из них разрезали на 2 част. Сколько яблок на столе? (4)
9. Производная от ЕГЭ? (ГИА).
Приложение №5 «Ров геометрический».
На выбор : «Шар или куб»
1) Какая бывает молния? (шаровая)
2) Как называется объем помещения? (кубатура)
3) Направление в живописи? (кубизм)
4) Тип авторучки? (шариковая)
5) Одна из кличек дворняжек ?(Шарик)
6) Переходящий спортивный приз ?(кубок)
7) Третья степень числа? (куб)
8) Форма некоторых конфет и витаминов? (шарообразная)
9) Воздухоплавательное средство? (воздушный шар)
«Квадрат или круг»
1) Известная картина Малевича ? (Черный квадрат)
2 )Под глазами усталого человека ? (круги)
3) Кто такие нематоды? (круглые черви)
4) Форма публичного обсуждения ?(Круглый стол)
5) Секция в школе (кружок)
6) Предписывающие дорожные знаки? (квадрат)
7) Запрещающие дорожные знаки ?(круг)
8) Черно-белый участок шахматной доски ?(квадрат)
9) Юбилейная дата? (круглая дата)
Приложение №6 «Горы литературные».
Из предложенных букв составьте слова, которые
обозначают математические термины. За каждое
полученное слово 1 Пифагорка :К,Н,Е,Ы,Л,У,И,Т,А,С,О,В,Р,Г,Ч,Ц,Я,Ф.
(высота, круг, точка, угол, вектор, луч, функция, центр, фигура…).
Приложение №7. «Пляж Загадка»
Какие числа сначала, после их открытия, часто называли ломаными? (дробные)
В VII веке в Индии одни числа толковались как имущество, а другие как долг. Что это за числа? (положительные и
отрицательные)
Прием в литературе, рассчитанный не на буквальное понимание, а на сильное эмоциональное воздействие. А в
математике так называют некоторую кривую?
(Гипербола, от греч. hyperbole — преувеличение)
Народы пришли к этой системе постепенно. Она
зародилась в Индии в V веке, в IX веке ею владели арабы, в X веке
она дошла до Испании, а в XII веке появилась и в других
странах Европы. Широкое распространение получила лишь в XVI веке. Эту систему мы знаем как позиционную и …
(Десятичная система счисления)
В I веке до нашей эры в древнекитайском трактате это
правило формулировалось так: «Если к одному долгу прибавить другой долг, то в результате получится долг, а не имущество». О чем говорилось в трактате?
(О сложении отрицательных чисел)
Что за предмет, о котором писатель Юрий Олеша, автор
«Трех толстяков», писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я
намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и
производит укол в руку».
(Этот геометрический инструмент согласно римскому поэту
Овидию был изобретен в Древней Греции. (Циркуль))
История их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами.
С подсказкой : Почти у каждого из вас есть такая вещь. Эта
вещь не имеет единственного числа. (Часы)
Приложение №8 «Соображалки»( по 2 Пифагорки)
Назовите по крайней мере три функции у=f(х), производ-
ная которых равна 4х
( )
Хотят поджарить 3 ломтика булки. На сковороде помещается лишь 2 ломтика, причем на поджаривание одной стороны ломтика затрачивается 1 минута. За какое наименьшее время можно поджарить с обеих сторон 3 ломтика?
( за 3 мин : сначала кладется два ломтика-1 мин, затем один
переворачивают и оставляют на сковородке, второй меняют с
третьим-1 мин, снимают первый ,переворачивают третий и
возвращают второй-1 мин).
Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не
квадратными?
(если квадратную крышку поставить на ребро, то она может
провалиться)
Где в рассуждениях допущена ошибка?
В равенстве а2 _ а2 =а2_ а2
каждую часть разложили на множители разными способами:
а( а – а ) = ( а – а )(а + а )| : (а-а) получили
а = а + а
а = 2а : а
1 = 2. Что не так в рассуждениях?
(делили на а-а=0)
Приложение № 9. Задачи
Задача №2. При извержении вулкана камни горной породы выбрасываются перпендикулярно вверх с начальной скоростью 120 м/ с. Какой наибольшей высоты достигнут камни, если сопротивлением ветра пренебречь?
Решение: Вещество выбрасывается перпендикулярно вверх. Высота камня h, функция времени-
h(t) = Vо t -1/2gt2 .Откуда следует: h(t)= v(t)= vо–gt. Следовательно, 0= 120-9,8t и t≈13 сек. Тогда h=745м, т.е. камни горной породы достигают уровня 720 м от края вулкана.
Задача№3. Расход горючего легкового автомобиля (литр на 100 км) в зависимости от скорости х км/ч при движении на четвертой передачи приблизительно описывается функцией
f(x)=0,0017 -0,18х+10,2; х30. При какой скорости расход горючего будет наименьший? Найдите этот расход.
Решение: Исследуем расход горючего с помощью производной: f′(х)=0,0034х-0,18.Тогда f′(х)=0 при
х≈53. Выясним наиб. Или наим. Значение принимает функция в этой точке… расход горючего при скорости 53 км/ч будет наименьшим. f(53)≈5,43 л.
Задача №1. Зависимость суточного удоя У в литрах от возраста коров Х в годах определяется уравнением У(х)= -9,3+6,86 0,49 , где х2. Найдите возраст дойных коров, при котором суточный удой будет наибольшим.
( 7 лет)
Приложение №10 к презентации «Великие математики»
Пьер Ферма
Пьер Ферма (1601-1665) — французский математик, один из основоположников аналитической геометрии и теории чисел, много времени посвятивший исследованиям по теории вероятностей, исчислению бесконечно малых и оптике, в 1629 г. предложил способы нахождения наибольших и наименьших значений функций, проведение касательных к произвольным кривым, которые фактически опирались на применение производных.
При жизни П. Ферма о его математических работах стало известно главным образом через посредство обширной переписки, которую он вел с другими учеными.
В конце двадцатых годов Пьер Ферма открыл методы нахождения экстремумов и касательных, которые, с современной точки зрения, сводятся к отысканию производной. В 1636 году законченное изложение метода было передано Мерсенну и с ним могли познакомиться все желающие.
В 1637—1638 годах по поводу «Метода отыскания максимумов и минимумов» у Ферма возникла бурная полемика с Декартом. Последний не понял метода и подверг его резкой и несправедливой критике.
Рене Декарт
Рене Декарт родился 31 марта 1596 года в Лаэ, Турень, Франция. Рене родился в дворянской семье и получил хорошее образование. В 1619 по свидетельству самого Рене (записано самим Декартом в дневнике) ему открылись основания новой «удивительнейшей науки» - математики.
В 1620-е годы Декарт знакомится с математиком М. Мерсенном, через которого он долгие годы «держал связь» со всем европейским научным сообществом.
В 1633, узнав об осуждении церковью Галилея, Декарт отказывается от публикации натурфилософской работы «Мир», в которой излагались идеи естественного возникновения вселенной по механическим законам материи.
Декарту принадлежит заслуга создания современных систем обозначений: он ввел знаки переменных величин (x, y, z...), коэффициентов (a, b, c...), широко употребляемое обозначение степеней.
Декарт является одним из авторов теории уравнений: им сформулировано правило знаков для определения числа положительных и отрицательных корней, поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости, т. е. представления целой рациональной функции с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций этого рода. Он указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах (а также указал решение с помощью циркуля и линейки, если это уравнение приводимо).
Рене Декарт является одним из создателей аналитической геометрии (которую он разрабатывал одновременно с Пьером Ферма), позволявшей алгебраизировать эту науку с помощью метода координат. Предложенная им система координат получила его имя.
В работе «Геометрия» (1637), открывшей взаимопроникновение алгебры и геометрии, Декарт ввел впервые понятия переменной величины и функции.
В область изучения геометрии Декарт включил «геометрические» линии (позднее названные Лейбницем алгебраическими) — линии, описываемые при движении шарнирными механизмами. В связи с исследованиями линз в «Геометрии» излагаются способы построения нормалей и касательных к плоским кривым.
Готфрид Вильгельм Лейбниц
Саксонский философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук.
По уровню подготовки Лейбниц опережал многих старше-курсников. Ему не исполнилось 18-ти, когда он уже был магистром словесности и философии. В 1663 г. Готфрид Вильгельм проучился семестр в Йенском университете. В этом же году им была получена степень бакалавра, в следующем - степень магистра философии. В ноябре 1666 г. в Нюрнберге, Альторфском университете, Лейбниц успешно защищает докторскую диссертацию и отказывается от предложения остаться работать при этом учебном заведении.
С 1672 по 1676 г. Лейбниц живет в Париже. Пребывание во французской столице внесло огромный вклад в его развитие как ученого, в частности, математика. Так, в 1676 г. им были выработаны первые основания т.н. дифференциального исчисления, выдающегося математического метода. Именно точным наукам он в это время отдавал предпочтение.
Леонард Эйлер
Леонард Эйлер родился в 1707 году в семье базельского пастора, друга семьи Бернулли. Рано обнаружил математические способности. Начальное обучение получил дома под руководством отца, учившегося некогда математике у Якоба Бернулли. Одновременно с обучением в гимназии мальчик увлечённо занимался математикой под руководством Якоба Бернулли, а в последние гимназические годы посещал университетские лекции младшего брата Якоба, Иоганна Бернулли.
20 октября 1720 года 13-летний Леонард Эйлер стал студентом факультета искусств Базельского университета. Но любовь к математике направила Леонарда по иному пути. Вскоре способный мальчик обратил на себя внимание профессора Иоганна Бернулли. Он передал одарённому студенту математические статьи для изучения, а по субботам пригласил приходить к нему домой, чтобы совместно разбирать непонятное. В доме своего учителя Эйлер познакомился и подружился с сыновьями Бернулли — Даниилом и Николаем, также увлечённо занимавшимися математикой.
Надо отметить, что число научных вакансий в Швейцарии было совсем невелико. Поэтому братья Даниил и Николай Бернулли уехали в далёкую Россию, где как раз шла организация Академии наук; они обещали похлопотать там и о месте для Эйлера.
Эйлер отличался феноменальной работоспособностью. По отзывам современников, для него жить означало заниматься математикой. А работы у молодого профессора было много: картография, всевозможные экспертизы, консультации для кораблестроителей и артиллеристов, составление учебных руководств, проектирование пожарных насосов и т. д..
За первый период пребывания в России он написал более 90 крупных научных работ. Эйлер оправдал надежды своего учителя. Одна за другой выходят его работы огромной важности для науки: «Введение в анализ бесконечно малых» (1748), «Морская наука» (1749), «Теория движения Луны» (1753), «Наставление по дифференциальному исчислению» ( 1755).
Всемирная слава не вскружила голову Эйлеру. По отзывам современников, он всю жизнь оставался скромным, жизнерадостным, чрезвычайно отзывчивым человеком, всегда готовым помочь другому.
Иоганн Бернулли
Иоганн Бернулли— швейцарский математик, механик, врач и филолог-классицист, самый знаменитый представитель семейства Бернулли, младший брат Якоба Бернулли, отец Даниила Бернулли. Один из первых разработчиков математического анализа, после смерти Ньютона — лидер европейских математиков. Учитель Эйлера. Иностранный член Парижской (1699), Берлинской (1701), Петербургской (1725) академий наук и Лондонского Королевского общества (1712).
В 1691 году он уже вёл пропаганду нового исчисления, находясь на тот момент на французской земле. Там же, в столице, основал первую школу анализа.
1692-й сделал Бернулли по-настоящему знаменитым благодаря открытию классического уравнения для радиуса кривизны (кривой линии). Год спустя Иоганн присоединяется к сотрудничеству своего старшего родственника с Лейбницем.
1695 год запомнился тем, что Иоганн занял должность профессора математики в университете Гронинген. Спустя 12 месяцев он издаёт замечательный учебник по математическому анализу.До этого научный мир не видел ничего подобного. Это учебное пособие сыграло огромную роль в развитие математического анализа и всей математики в целом, так как в нём Иоганн разложил всё буквально «по полочкам», используя при этом прекрасный слог и множество красочных примеров.
Лежен Дирихле
Иоганн Петер Густав Лежён Дирихле - немецкий математик, внёсший существенный вклад в математический анализ, теорию функций и теорию чисел. Член Берлинской и многих других академий наук, в том числе Петербургской (1837).
До двенадцати лет Лежён Дирихле учился в обычной общеобразователь-ной школе, после чего он поступил в гимназию в Бонне, где проучился два года. Далее Дирихле обучается в Кёльнской гимназии. Здесь одним из его учителей был сам Георг Ом.
Он сотрудничал с другими учёными-математиками. Так, например, совместная работа с Андриеном Лежандром привела к потрясающему результату – в 1825 году ими была доказана теорема Ферма для частного случая n=5.
К важнейшим достижениям Лежёна Дирихле в науке относятся следующие: он ввёл такое понятие, как «условная сходимость» и определил её признак, доказал теорему о прогрессии, значительно развил теорию потенциала, высказал принцип Дирихле (нельзя посадить 7 кроликов в 3 клетки, чтобы в каждой было не больше 2 кроликов).
Последователями Дирихле стал целый ряд учёных. Среди них такие известные немецкие математики, как Фердинанд Эйзенштейн, Леопольд Кронекер, Рудольф Липшиц и многие другие.
Приложение №11. «Пифагорки»
Приложение № 12. Карта
V. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
VI. ЛИТЕРАТУРА.
С. Г. Гиндикин. Рассказы о физиках и математиках. — 3-еизд., расширенное. М.: МЦНМО, 2001. — 448 с.
2. Прикладные задачи математического анализа для школьников. Е. Н. Эрентраут., Изд. ЧГПУ454080 г. Челябинск, пр. Ленина, 69
3. Ю.В. Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях, М. Глобус, 2008.
Я. И. Перельман. Занимательная алгебра, М. Государственное издательство физико-математической литературы, 1987.
obrazovaka.ru
http://ourschool6.ucoz.ru
http://math4school.ru/citation.html
Применение производной к решению математических задач практического содержания (Останькович Т.Э.)
http://www.allmath.ru
monographies.ru
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ Абрамов А. В., Абрамова Н. В., Зайнуллин М. Н. Издательство: Академия Естествознания .Год издания: 2015.
11. http://zanimatika.narod.ru/Book8_1.htm