«Осенний фестиваль знаний 2024»

Мастер – класс « Занимательность, познавательный интерес и творческий поиск на уроках математики».

  • На уроках математики никогда не следует забывать о наглядности, и её применению всегда должно быть уделено значительное место. Опыт показывает, что из подручных средств легко изготовить необходимые и недостающие для уроков модели фигур, которые легки по своей массе, безопасны и, кроме того, удобны в использовании Занимательность на уроке -это те компоненты урока, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.
Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Мастер – класс

« Занимательность, познавательный интерес и творческий поиск на уроках математики».

Учителя математики Носинского филиала МОУ Алгасовской СОШ

Савищевой Светланы Анатольевны

  • С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Как сохранить интерес у школьников к математике? Как поддержать активность школьников? Как построить обучение так, чтобы вовлечь в него ребенка, используя его личный опыт, как воспитать в нем желание учиться? Поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей школьников является важнейшей тенденцией современного образования. На уроках математики никогда не следует забывать о наглядности, и её применению всегда должно быть уделено значительное место. Опыт показывает, что из подручных средств легко изготовить необходимые и недостающие для уроков модели фигур, которые легки по своей массе, безопасны и, кроме того, удобны в использовании Занимательность на уроке -это те компоненты урока, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

Внеучебные занимательные задания – задачи, обычно не связанные непосредственно с программным материалом.

  • Учебные занимательные задания – задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие его усвоению и закреплению.

 Учебные задания занимательного характера ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определённому накоплению учебных знаний, умений и навыков.

графический диктант.

В ходе выполнения данного задания у пятиклассников формируется умение ориентироваться на листе бумаги, закрепляются понятия «вверх», «вниз», «вправо». «влево»

Давайте и мы сейчас выполним такое задание. Положите перед собой лист бумаги, возьмите в руки простой карандаш. На листе бумаге, отступив сверху 7 клеток, слева – 4 клетки отмечаете точку. Это начало работы, точка отсчета. Я буду вам говорить дальнейшие действия.

8 клеток вправо

2 клетки вверх

4 клетки вправо

5 – вниз

4 – влево

2 – вверх

4 – влево

3- вниз

1 – влево

1 – вверх

1- влево

1 – вниз

1- влево

3 – вверх

1 – влево

1 - вверх



6,7,8 классы.



В 6 классе учащиеся знакомятся с понятием «координатная плоскость»; учатся работать на координатной плоскости. Чтобы закрепить у шестиклассников навыки работы на координатной плоскости, я провожу игру «Алфавит». Каждый ученик получает карточку, где на координатной плоскости отмечены точками все буквы алфавит. Все карточки абсолютно одинаковы. Игра также позволяет отработать навыки:

- нахождения точки по ее координатам;

- нахождение координат точки.

Давайте представим, что мы в 6 классе и поиграем. На листе проведите две прямые, которые пересекаются под прямым углом так, чтобы вертикальная прямая проходила через точку отсчета, а ей перпендикулярная располагалась ниже чертежа на 2 клетки. Укажите направление прямых: вправо, вверх. Отметьте на координатной плоскости точки: К(0,8); А(2,6); Т(0,6); О(2,4); К (0,4)

Мы с вами выполнили самое простое задание. Ученикам 6 класса предлагается ряд более сложных заданий, с учетом их знаний по данной теме (например, восстановить слова по данным координатам или слова зашифровать в виде координат и т.п.) , а также строим зверюшек, цветочки, геометрические фигуры.

в 7,8 классах по уравнениям также строим зверюшек, цветочки, геометрические фигуры. . На данном этапе обучения у обучающихся формируется навык построения графиков функций; закрепляется умение работать на координатной плоскости

6 класс.

Задания со сказочными героями.

А теперь ваша помощь требуется Шарику.

Шарик захотел полакомиться кокосовым молочком, но для этого надо забраться на пальму, а он этого не умеет. Чтобы долезть до верха, необходимо найти значения выражений, которые задают обезьяны и птицы.



Следующее задание для вас приготовил дядя Федор.

Необходимо найти значение выражения, содержащего несколько действий. Выражение для всех одно, а вот скобки вы должны расставить сами по данному порядку действий.

3,8 - 2,736 : 0,76 + 0,04 · 0,45

1)Вычитание

2)Деление

3)Умножение

4)Сложение



1)Деление

2)Сложение

3)Умножение

4)Вычитание

1)Сложение

2)Деление

3)Умножение

4)Вычитание



Разукрасьте спортсменов в соответствии с результатами вычислений:

- КРАСНЫМ - ответ на которые, натуральное число, следующее за 30;

- КОРИЧНЕВЫМ - та часть, где ответ наименьшее четное натуральное число;

- ОРАНЖЕВЫМ - часть, где ответ больше 1, но меньше 2;

- СИНИМ - те части, где ответом является квадрат числа 10;

- оставшиеся части сделайте зелеными.































Геометрия

1. Изображаю на доске несколько углов.

2. Задаю учащимся вопросы:

- Что общего у пар углов а) и б)?

- Каждая пара углов имеет общую вершину.

- Верно. Еще что общего у них?

- У них одна сторона общая.

- Чем же отличаются пара углов а) от пары углов б)?

- В паре углов б) одна сторона одного угла является продолжением стороны другого угла.

- Замечательно. Кроме того, пару углов б) называют смежными углами.

- Сформулируйте определение смежных углов.

Учащиеся дают определение смежных углов.

3. Предлагаю в тетрадях начертить по две пары смежных углов.

4. Проверяю на доске правильность выполнения отдельных работ.

Использование методов проблемного обучения на уроках позволяет приобщать детей к работе творческого характера, прививать им навыки самостоятельной работы. А знания, добытые своим трудом, являются более значимыми, ежели преподнесенные в готовом виде.

Игра «Смотри, не ошибись» Для проведения игры необходимо иметь предварительные записи на доске. На доску проеци­руется 6—10 формул и примеров по данной теме.
  1. 2 - в= (а -  )(а + )

2. (а + ‪)2 = 2 + 2‪в +в2.

  1. ( + b)2 = а2 + 2а‪ +‪ 2.

  1. (т - ‪)2 = т2 - 20т + ‪2.

  1. (5 + ‪)2 = ‪ + ‪ + 81.

Правила игры. Необходимо вместо ‪ написать такую букву или число, чтобы равенство выполня­лось. Вначале всем даю время подумать, затем вызываю поочередно по одному ученику от каждой команды (или по желанию). После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи.

Затем закрываю вначале правую часть тождеств, и предлагаю воспроизвести левую, затем наоборот.

Для организации устного счета на уроках математики мною составлен сборник «математический тренажер», где содержатся такие задания: "закрыть форточки"; «счет-дополнение»; продолжить цепочку вычислений; замените звездочки и другие.

Тестовые вопросы. На доске записано целое отрицательное число, например —19. Ученик должен быстро ответить на вопросы, которые учитель зада­ет в краткой форме. 1) Какое это число? 2) Его модуль? 3) Где располагается на координатной прямой? 4) Соседние с ним целые числа? 5) Два числа, меньшие его? 6) Два числа, большие его? 7) Противоположное число? 8) Расстояние между точками с координатами 19 и —19?

Устный счет: «Лесенка», «Сказочный герой» , «Круговые примеры» и другие. Провожу уроки-сказки, интегрированные уроки, уроки-путешествия, различные внеклассные мероприятия.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее