Мастер – класс
« Занимательность, познавательный интерес и творческий поиск на уроках математики».
Учителя математики Носинского филиала МОУ Алгасовской СОШ
Савищевой Светланы Анатольевны
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Как сохранить интерес у школьников к математике? Как поддержать активность школьников? Как построить обучение так, чтобы вовлечь в него ребенка, используя его личный опыт, как воспитать в нем желание учиться? Поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей школьников является важнейшей тенденцией современного образования. На уроках математики никогда не следует забывать о наглядности, и её применению всегда должно быть уделено значительное место. Опыт показывает, что из подручных средств легко изготовить необходимые и недостающие для уроков модели фигур, которые легки по своей массе, безопасны и, кроме того, удобны в использовании Занимательность на уроке -это те компоненты урока, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.
Внеучебные занимательные задания – задачи, обычно не связанные непосредственно с программным материалом.
Учебные занимательные задания – задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие его усвоению и закреплению.
Учебные задания занимательного характера ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определённому накоплению учебных знаний, умений и навыков.
графический диктант.
В ходе выполнения данного задания у пятиклассников формируется умение ориентироваться на листе бумаги, закрепляются понятия «вверх», «вниз», «вправо». «влево»
Давайте и мы сейчас выполним такое задание. Положите перед собой лист бумаги, возьмите в руки простой карандаш. На листе бумаге, отступив сверху 7 клеток, слева – 4 клетки отмечаете точку. Это начало работы, точка отсчета. Я буду вам говорить дальнейшие действия.
8 клеток вправо
2 клетки вверх
4 клетки вправо
5 – вниз
4 – влево
2 – вверх
4 – влево
3- вниз
1 – влево
1 – вверх
1- влево
1 – вниз
1- влево
3 – вверх
1 – влево
1 - вверх
6,7,8 классы.
В 6 классе учащиеся знакомятся с понятием «координатная плоскость»; учатся работать на координатной плоскости. Чтобы закрепить у шестиклассников навыки работы на координатной плоскости, я провожу игру «Алфавит». Каждый ученик получает карточку, где на координатной плоскости отмечены точками все буквы алфавит. Все карточки абсолютно одинаковы. Игра также позволяет отработать навыки:
- нахождения точки по ее координатам;
- нахождение координат точки.
Давайте представим, что мы в 6 классе и поиграем. На листе проведите две прямые, которые пересекаются под прямым углом так, чтобы вертикальная прямая проходила через точку отсчета, а ей перпендикулярная располагалась ниже чертежа на 2 клетки. Укажите направление прямых: вправо, вверх. Отметьте на координатной плоскости точки: К(0,8); А(2,6); Т(0,6); О(2,4); К (0,4)
Мы с вами выполнили самое простое задание. Ученикам 6 класса предлагается ряд более сложных заданий, с учетом их знаний по данной теме (например, восстановить слова по данным координатам или слова зашифровать в виде координат и т.п.) , а также строим зверюшек, цветочки, геометрические фигуры.
в 7,8 классах по уравнениям также строим зверюшек, цветочки, геометрические фигуры. . На данном этапе обучения у обучающихся формируется навык построения графиков функций; закрепляется умение работать на координатной плоскости
6 класс.
Задания со сказочными героями.
А теперь ваша помощь требуется Шарику.
Шарик захотел полакомиться кокосовым молочком, но для этого надо забраться на пальму, а он этого не умеет. Чтобы долезть до верха, необходимо найти значения выражений, которые задают обезьяны и птицы.
Следующее задание для вас приготовил дядя Федор.
Необходимо найти значение выражения, содержащего несколько действий. Выражение для всех одно, а вот скобки вы должны расставить сами по данному порядку действий.
3,8 - 2,736 : 0,76 + 0,04 · 0,45
1)Вычитание
2)Деление
3)Умножение
4)Сложение
1)Деление
2)Сложение
3)Умножение
4)Вычитание
1)Сложение
2)Деление
3)Умножение
4)Вычитание
Разукрасьте спортсменов в соответствии с результатами вычислений:
- КРАСНЫМ - ответ на которые, натуральное число, следующее за 30;
- КОРИЧНЕВЫМ - та часть, где ответ наименьшее четное натуральное число;
- ОРАНЖЕВЫМ - часть, где ответ больше 1, но меньше 2;
- СИНИМ - те части, где ответом является квадрат числа 10;
- оставшиеся части сделайте зелеными.
Геометрия
1. Изображаю на доске несколько углов.
2. Задаю учащимся вопросы:
- Что общего у пар углов а) и б)?
- Каждая пара углов имеет общую вершину.
- Верно. Еще что общего у них?
- У них одна сторона общая.
- Чем же отличаются пара углов а) от пары углов б)?
- В паре углов б) одна сторона одного угла является продолжением стороны другого угла.
- Замечательно. Кроме того, пару углов б) называют смежными углами.
- Сформулируйте определение смежных углов.
Учащиеся дают определение смежных углов.
3. Предлагаю в тетрадях начертить по две пары смежных углов.
4. Проверяю на доске правильность выполнения отдельных работ.
Использование методов проблемного обучения на уроках позволяет приобщать детей к работе творческого характера, прививать им навыки самостоятельной работы. А знания, добытые своим трудом, являются более значимыми, ежели преподнесенные в готовом виде.
Игра «Смотри, не ошибись» Для проведения игры необходимо иметь предварительные записи на доске. На доску проецируется 6—10 формул и примеров по данной теме.- 2 - в2 = (а - )(а + )
2. (а + )2 = 2 + 2в +в2.
( + b)2 = а2 + 2а + 2.
(т - )2 = т2 - 20т + 2.
(5 + )2 = + + 81.
Правила игры. Необходимо вместо написать такую букву или число, чтобы равенство выполнялось. Вначале всем даю время подумать, затем вызываю поочередно по одному ученику от каждой команды (или по желанию). После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи.
Затем закрываю вначале правую часть тождеств, и предлагаю воспроизвести левую, затем наоборот.Для организации устного счета на уроках математики мною составлен сборник «математический тренажер», где содержатся такие задания: "закрыть форточки"; «счет-дополнение»; продолжить цепочку вычислений; замените звездочки и другие.
Тестовые вопросы. На доске записано целое отрицательное число, например —19. Ученик должен быстро ответить на вопросы, которые учитель задает в краткой форме. 1) Какое это число? 2) Его модуль? 3) Где располагается на координатной прямой? 4) Соседние с ним целые числа? 5) Два числа, меньшие его? 6) Два числа, большие его? 7) Противоположное число? 8) Расстояние между точками с координатами 19 и —19?Устный счет: «Лесенка», «Сказочный герой» , «Круговые примеры» и другие. Провожу уроки-сказки, интегрированные уроки, уроки-путешествия, различные внеклассные мероприятия.