«Осенний фестиваль знаний 2024»

Мастер-Класс "Проектная деятельность учителя и учащихся"

Проектная деятельность учителя и учащихся.

Цель: эффективное использование метода проекта как формы организации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса

Задачи педагогического совета: создать условия для: осознания целей проектной деятельности, возможностей и технологических средств; повышения интереса педагогов к инновационным технологиям; понимания педагогами необходимости приобретения новых знаний для коррекции педагогической деятельности на основе самоанализа и саморегуляции.

Форма работы: фронтальная, групповая

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, наглядный и раздаточный материал, презентационные материалы.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Проектная деятельность учителя и учащихся.

Цель: эффективное использование метода проекта как формы организации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса

Задачи педагогического совета: создать условия для: осознания целей проектной деятельности, возможностей и технологических средств; повышения интереса педагогов к инновационным технологиям; понимания педагогами необходимости приобретения новых знаний для коррекции педагогической деятельности на основе самоанализа и саморегуляции.

Форма работы: фронтальная, групповая

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, наглядный и раздаточный материал, презентационные материалы.

Ход педсовета:

-Добрый день уважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе. И в знак благодарности хочу прочесть замечательные строки про нас с вами – УЧИТЕЛЕЙ.

Если б не было учителя, 
То и не было б, наверное, 
Ни поэта, ни мыслителя, 
Ни Шекспира, ни Коперника. 
И поныне бы, наверное, 
Если б не было учителя, 
Неоткрытые Америки 
Оставались неоткрытыми. 
И не быть бы нам Икарами, 
Никогда б не взмыли в небо мы, 
Если б в нас его стараньями 
Крылья выращены не были. 
Без его бы сердца доброго 
Не был мир так удивителен. 
Потому нам очень дорого 
Имя нашего учителя!

-А теперь приступим к основной теме нашего мастер-класса.

Исходя из требований ФГОС, развивающая, обучающая и воспитательная система осуществляется за счет комплексного взаимодействия пяти направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, общеинтеллектуального, духовно-нравственного, общекультурного, социального. И через все эти направления прослеживается один из интереснейших видов деятельности школьников (проектная деятельность). А какой, вы узнаете, прочитав эти слова:

П – проблема, планирование

Р – развитие, рефлексия

О – организованность, опыт, общение

Е – единство, естественность

К – коммуникативность, креативность

Т - творчество, талант

Что же означают эти слова?

-Правильно, - это проект . Сегодня мы и поговорим о проектной деятельности учителя и учащихся.


Вы уже многое знаете об этом виде деятельности, но тем не менее у многих еще возникают вопросы. Действительно ли это так необходимо, для чего это ?и т.д.

Так что же такое проект? Из чего он состоит?

ПРОЕКТ- слово иноязычное, происходит от латинского (projectus) « брошенный вперед».

Если объяснить более доступным языком , проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Алгоритм проекта состоит из –6 - П

  • Проблема.

  • Поиск информации.

  • Планирование.

  • Продукт.

  • Презентация.

  • Портфолио (папка с рабочими материалами проекта)


Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?

Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какие виды работ лучше использовать в ходе уроков, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!

Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:

  • Загадайте число.

  • Прибавьте столько же.

  • Прибавьте 10.

  • Разделите на два.

  • Отнимите задуманное.

(В результате у всех должно получиться число 5.)

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

Мы сегодня попытаемся обобщить материал, который всем известен о проектной деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат.

Ну что, продолжаем работу?

Задание 1. У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста текст.

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.  Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправляется на другой берег. 

«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.  В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было странствовать дальше .

Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.

Задание 1.

1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)

2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)

3) Какую работу выполняли ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)

4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)

5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили, нет ли трещин)

6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)

7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).

Посмотрим, что у нас получилось.

Поставим в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.

  1. Выдвижение проблемы, цели проекта.

  2. Планирование.

  3. Выполнение проекта.

  4. Анализ результатов.

  5. Защита проекта.

Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта (высветить на доску).

Конечно, данный алгоритм не является идеальным. Возможно, вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе над любым проектом.

Как же внедрить метод проектов в учебную деятельность? (из опыта работы) Рассказать немного о проектах своего класса. Проекты – презентации, лэпбуки, книжка –раскладушка.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения. В учебном процессе структура урока строится в том же порядке – постановка проблемы, определение цели и т.д. Интерактивные приёмы способствуют формированию определённых умений.

Задание 2

Составьте синквейн со словом проект.

  1. Проект

  2. Творческий, исследовательский

  3. Развивает, способствует, проявляет

  4. Проект - это возможность проявить себя.

  5. Открытие.



Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Рассказать о школьных проектах учащихся 9-х классов, о проектах УПБ , проектах учителей РСУР, о проекте «Говорение на английском языке».

Рефлексия : по методу Блума «Шесть шляп мышления»











































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее