Мастер – класс
Приемы быстрого счета
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Виктория Евгеньевна, я работаю в Таловской школе.
Мастер – класс хочу начать с случая, который однажды наблюдала.
Как-то зайдя в магазин, я столкнулась с ситуацией, когда один из товарищей никак не мог подсчитать сумму своей покупки, чтобы понять, хватит ли имеющихся у него денег на эту покупку или нет. «Ты что, считать не умеешь?» - спросил его другой приятель. Этот простой вопрос заставил меня задуматься. Действительно, умеем ли мы считать?
Я решила спросить своих учеников: «Зачем нужно уметь считать?» Они с лёгкостью ответили, что это необходимо, чтобы хорошо учиться, чтобы развивать логику, чтобы подсчитать стоимость покупки в магазине, чтобы уметь выполнять расчёты при строительстве дома, в кулинарии, для планирования семейного бюджета, для выбора более выгодного кредита и т.д.
Действительно, умение считать – одно из самых важных для современного человека, тем более школьника, так как вычислительные навыки являются основой для изучения математики и других школьных дисциплин.
Но я обратила внимание, что в наше время всё чаще люди (в том числе и наши ученики, да и мы сами) используют микрокалькуляторы, компьютеры и другие технические приспособления, и все меньше считают устно. А ведь много ситуаций, когда использование технических средств невозможно: их просто не оказалось под рукой или ими нельзя пользоваться (случай в магазине – яркий тому пример). И самое главное, пренебрегая устным счётом, который является гимнастикой ума, мы лишаем себя возможности для развития памяти, логического мышления, гибкости ума, точности, всего того, что помогает нам быстро ориентироваться в различных жизненных ситуациях, чувствовать себя уверенно.
Я задумалась, а можно ли научиться быстро, устно и без ошибок считать?
Я предлагаю вам выполнить умножение:
74 ∙ 5 = 370
168 ∙ 5 = 840
34 ∙ 50 = 1700
Проверим какие ответы у вас получились.
Как вы думаете, можно устно найти произведение чисел? Как?
А можно гораздо быстрее.
И я хочу познакомить вас с приемами быстрого счета.
Умножение на 5.
5 = 10 : 2, поэтому чтобы умножить число на 5, надо разделить его на 2, а затем умножить на 10, то есть к полученному частному приписать 0.
Например:
448 · 5 = (448 : 2) · 10 = 224 · 10 = 2240
638 · 5 = (638 : 2) · 10 = 319 · 10 = 3190
А теперь вычислите устно:
428 ∙ 5 = 2140
176 ∙ 5 = 880
Умножение на 50.
50 = 100 : 2, поэтому чтобы умножить число на 50, надо разделить его на 2 и умножить на 100, то есть к полученному числу приписать два нуля.
Например:
4674 · 50 = (4674 : 2) · 100 = 2337 · 100 = 233700
838 · 50 = (838 : 2) · 100 = 419 · 100 = 41900
Предлагаю вычислить самостоятельно
124 ∙ 50 = 6200
866 ∙ 50 = 43300
Умножение на 11.
1 случай: сумм цифр двузначного числа меньше 10.
Первую и последнюю цифры оставьте без изменения, а между ними запишите их сумму.
Например: 17 · 11 = 1 (1 + 7) 7 = 187
2 случай: сумма цифр двузначного числа больше или равна 10.
надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить 1, а вторую и последнюю оставить без изменений.
Например:
39 · 11 = 3 (3 +9) 9 = 429
Вычислите устно
14 ∙ 11 = 154
48 ∙ 11 = 528
Умножение на 101.
Чтобы умножить двузначное число на 101 надо к этому числу приписать справа тоже число.
Например:
32 ∙ 101=3232
Сочетательное свойство умножения.
Зная, что 25 ∙ 4 = 100
Можно выполнить умножение, например: 8 ∙ 75 = 2∙ 4 ∙ 25 ∙ 3 = 100 ∙ 6 = 600
Вычислите устно
16 ∙ 75 = 1200
32 ∙ 25 = 8
Уважаемые коллеги, поделившись с вами своим опытом я думаю, что вам пригодится в дальнейшем. Спасибо за внимание, желаю удачи!