«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Мастер класс по математике на тему: "Приёмы быстрого Счёта"

Мастер – класс

Приемы быстрого счета

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Виктория Евгеньевна, я работаю в Таловской школе.

Мастер – класс хочу начать с случая, который однажды наблюдала.

Как-то зайдя в магазин, я столкнулась с ситуацией, когда один из товарищей никак не мог подсчитать сумму своей покупки, чтобы понять, хватит ли имеющихся у него денег на эту покупку или нет. «Ты что, считать не умеешь?» - спросил его другой приятель. Этот простой вопрос заставил меня задуматься. Действительно, умеем ли мы считать?

Я решила спросить своих учеников: «Зачем нужно уметь считать?» Они с лёгкостью ответили, что это необходимо, чтобы хорошо учиться, чтобы развивать логику, чтобы подсчитать стоимость покупки в магазине, чтобы уметь выполнять расчёты при строительстве дома, в кулинарии, для планирования семейного бюджета, для выбора более выгодного кредита и т.д.

Действительно, умение считать – одно из самых важных для современного человека, тем более школьника, так как вычислительные навыки являются основой для изучения математики и других школьных дисциплин.

Но я обратила внимание, что в наше время всё чаще люди (в том числе и наши ученики, да и мы сами) используют микрокалькуляторы, компьютеры и другие технические приспособления, и все меньше считают устно. А ведь много ситуаций, когда использование технических средств невозможно: их просто не оказалось под рукой или ими нельзя пользоваться (случай в магазине – яркий тому пример). И самое главное, пренебрегая устным счётом, который является гимнастикой ума, мы лишаем себя возможности для развития памяти, логического мышления, гибкости ума, точности, всего того, что помогает нам быстро ориентироваться в различных жизненных ситуациях, чувствовать себя уверенно.

Я задумалась, а можно ли научиться быстро, устно и без ошибок считать?

Я предлагаю вам выполнить умножение:

74 ∙ 5 = 370

168 ∙ 5 = 840

34 ∙ 50 = 1700

Проверим какие ответы у вас получились.

Как вы думаете, можно устно найти произведение чисел? Как?

А можно гораздо быстрее.

И я хочу познакомить вас с приемами быстрого счета.

Умножение на 5.

5 = 10 : 2, поэтому чтобы умножить число на 5, надо разделить его на 2, а затем умножить на 10, то есть к полученному частному приписать 0.

Например:

448 · 5 = (448 : 2) · 10 = 224 · 10 = 2240

638 · 5 = (638 : 2) · 10 = 319 · 10 = 3190

А теперь вычислите устно:

428 ∙ 5 = 2140

176 ∙ 5 = 880

Умножение на 50.

50 = 100 : 2, поэтому чтобы умножить число на 50, надо разделить его на 2 и умножить на 100, то есть к полученному числу приписать два нуля.

Например:

4674 · 50 = (4674 : 2) · 100 = 2337 · 100 = 233700

838 · 50 = (838 : 2) · 100 = 419 · 100 = 41900

Предлагаю вычислить самостоятельно

124 ∙ 50 = 6200

866 ∙ 50 = 43300

Умножение на 11.

1 случай: сумм цифр двузначного числа меньше 10.

Первую и последнюю цифры оставьте без изменения, а между ними запишите их сумму.

Например: 17 · 11 = 1 (1 + 7) 7 = 187

2 случай: сумма цифр двузначного числа больше или равна 10.

надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить 1, а вторую и последнюю оставить без изменений.

Например:

39 · 11 = 3 (3 +9) 9 = 429

Вычислите устно

14 ∙ 11 = 154

48 ∙ 11 = 528

Умножение на 101.

Чтобы умножить двузначное число на 101 надо к этому числу приписать справа тоже число.

Например:

32 ∙ 101=3232

Сочетательное свойство умножения.

Зная, что 25 ∙ 4 = 100

Можно выполнить умножение, например: 8 ∙ 75 = 2∙ 4 ∙ 25 ∙ 3 = 100 ∙ 6 = 600

Вычислите устно

16 ∙ 75 = 1200

32 ∙ 25 = 8

Уважаемые коллеги, поделившись с вами своим опытом я думаю, что вам пригодится в дальнейшем. Спасибо за внимание, желаю удачи!

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

5 = 10 : 2 , поэтому чтобы умножить число на 5, надо разделить его на 2, а затем умножить на 10, то есть к полученному частному приписать 0. Например: (448 : 2) · 10 = 448 · 5 = 224 · 10 = 2240 3190 638 · 5 = (638 : 2) · 10 = 319 · 10 =

5 = 10 : 2 , поэтому чтобы умножить число на 5, надо разделить его на 2, а затем умножить на 10, то есть к полученному частному приписать 0.

Например:

(448 : 2) · 10 =

448 · 5 =

224 · 10 =

2240

3190

638 · 5 =

(638 : 2) · 10 =

319 · 10 =

428 ∙ 5 = 2140 176 ∙ 5 = 880

428 ∙ 5 =

2140

176 ∙ 5 =

880

50 = 100 : 2 , поэтому чтобы умножить число на 50, надо разделить его на 2 и умножить на 100, то есть к полученному частному приписать два нуля. Например: 4674 · 50 = 233700 2337 · 100 = (4674 : 2) · 100 = (838 : 2) · 100 = 419 · 100 = 41900 838 · 50 =

50 = 100 : 2 , поэтому чтобы умножить число на 50, надо разделить его на 2 и умножить на 100, то есть к полученному частному приписать два нуля.

Например:

4674 · 50 =

233700

2337 · 100 =

(4674 : 2) · 100 =

(838 : 2) · 100 =

419 · 100 =

41900

838 · 50 =

124 ∙ 50 = 6200 866 ∙ 50 = 43300

124 ∙ 50 =

6200

866 ∙ 50 =

43300

1 случай: сумма цифр двузначного числа меньше 10. Первую и последнюю цифры оставьте без изменения, а между ними запишите их сумму. Например: 1 (1 + 7) 7 = 17 · 11 = 187

1 случай: сумма цифр двузначного числа меньше 10.

Первую и последнюю цифры оставьте без изменения, а между ними запишите их сумму.

Например:

1 (1 + 7) 7 =

17 · 11 =

187

2 случай: сумма цифр двузначного числа больше или равна 10. Надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить 1, а вторую и последнюю оставить без изменений. Например:  429 39 · 11 = 3 (3 +9) 9 =

2 случай: сумма цифр двузначного числа больше или равна 10.

Надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить 1, а вторую и последнюю оставить без изменений.

Например:

429

39 · 11 =

3 (3 +9) 9 =

14 ∙ 11 = 154 48 ∙ 11 = 528

14 ∙ 11 =

154

48 ∙ 11 =

528

Чтобы умножить двузначное число на 101 надо к этому числу приписать справа тоже число. Например: 32 ∙ 101=3232

Чтобы умножить двузначное число на 101 надо к этому числу приписать справа тоже число.

Например:

32 ∙ 101=3232

Зная, что 25 ∙ 4 = 100 Можно выполнить умножение, Например: 8 ∙ 75 = 2 ∙ 4 ∙ 25 ∙ 3 = 100 ∙ 6 = 600

Зная, что 25 ∙ 4 = 100

Можно выполнить умножение, Например:

8 ∙ 75 = 2 ∙ 4 ∙ 25 ∙ 3 = 100 ∙ 6 = 600

16 ∙ 75 = 1200 32 ∙ 25 = 800

16 ∙ 75 =

1200

32 ∙ 25 =

800

Желаю удачи!!!

Желаю удачи!!!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее