МБОУ лицей г. Уварово им. А.И.Данилова 393460, г. Уварово Тамбовской обл., 4-й мкрн., д.1, E-mail: [email protected]u www.luvr.68edu.ru ИНН 6830003915, КПП 683001001, ОГРН 1056829384237 | Победитель |
План-конспект мастер-класса
Формирование личностных качеств учащихся через подвижные игры
Составила Левченко Ольга Федоровна
учитель физической культуры
9.02.2018
Уварово
Цель: использование подвижных игр для всестороннего и гармоничного
развития учащихся.
Задачи:
создание условий для разнообразной двигательной активности;
обогащение представления участников мастер-класса о необходимости проведения подвижных игр;
формирование умений и развитие физических качеств участников;
побуждение участников мастер-класса к творчеству в двигательной деятельности;
воспитание у участников мастер-класса желания самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры с детьми.
Инвентарь: компьютер, проектор, музыкальный центр, мячи, кегли, канат, обручи, гимнастические скамеечки, подбор музыки для игр.
Ход мастер-класса:
Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься физическими упражнениями. Ходьбу, бег, игры и прогулки на свежем воздухе заменили автомобиль, телевизор, компьютер, посудомоечные машины… Даже для того, чтобы переключить канал телевизора, не нужно вставать с дивана, есть пульт.
Единственное место, где дети всё-таки занимаются физическими упражнениями, является школа.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.
Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным.
Презентация по теме мастер-класса.
Подвижные игры просты, содержательны, имеют яркость замысла, отсутствие регламента, в них нет возрастных ограничений, не обязательна физическая подготовка, а главное любая игра всегда занимательна.
Считаю, что применение подвижных игр в урочное и во внеурочное время позволяет:
повысить заинтересованность детей к урокам физической культуры;
воспитать потребность к систематическим занятиям спортом;
повысить эффективность обучения на уроках физкультуры;
сохранить и укрепить здоровье в единстве;
физического - психологического - социального.
Задачи, решаемые при проведении подвижных игр:
Образовательная - совершенствование двигательных действий и физических
качеств через подвижные игры (быстроты, выносливости, ловкости,
ориентировка в пространстве, координации, силы).
Оздоровительная – укрепление морфофункциональных систем организма,
формирование психологических свойств организма (логическое мышление,
воображение, память и т.д.) и положительных эмоций.
Воспитательная – формирование дружной и согласованной работы,
формирование нравственных качеств: организованности, самостоятельности,
воспитывать чувство коллективизма.
Широта воспитательного воздействия в играх.
Чувство коллективизма
Чувство активности
Чувство настойчивости
Чувство смелости
Если на уроке решается задача развития силы, то в его программу очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также упражнения с доступными отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег, прыжки с посильным для учащихся грузом. Сюда же следует отнести метания различных предметов на дальность.
Для развития быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы и включающие физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие дистанции и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости применяют игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров по команде, определенной физической сноровки.
Для развития выносливости надо использовать игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями упражнений или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.
Подвижные игры влияют:
на сердечнососудистую деятельность;
на дыхательную систему;
укрепляют нервную систему, двигательный аппарат;
улучшают обмен веществ;
возбуждают аппетит;
способствуют крепкому сну.
Классификация подвижных игр
- Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
- Игры на реакцию.
- Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
- Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.
- Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
- Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, хоккея и т.д.
- Игры с мячом. Мяч – атрибут множества игр. Наиболее яркие их представители выделены в статье в отдельную группу.
- Игры на меткость. Различные варианты "войнушки" и стрельбы по мишеням.
- Игры на воде.
- Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой , с прыжками на месте и с места, в длину с разбега.
- Игры с элементами О.Р.У.
Ожидаемый результат:
-укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре игр;
- развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств;
- формировать у детей уверенность в своих силах;
- умение применять игры в самостоятельных занятиях.
В 1-4 классах игры занимают ведущее место в уроке. Это объясняется необходимостью движений, свойственным детям этого возраста. Такие движения как бег, ползание, ритмическая ходьба и прыжки дети усваивают больше в игре. Для этого возраста я провожу не сложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой, постепенно повышаю требования к развитию и совершенствованию координации движений, поведению играющих , проявлению инициативы каждым участником.
Учащимся 5-7 классов рекомендуются игры с быстрыми движениями, требующими проявления ловкости, с преодолением препятствий, метанием и ловли мяча, прыжками. Ученики проявляют большой интерес к спортивным играм, поэтому во многие подвижные игры я включаю элементы, подготавливающие детей к занятиям различными видами спора. При проведении игр с учащимися 5-7 классов нужно решать такие задачи: закреплять и совершенствовать легкоатлетические и гимнастические движения, элементы ходьбы на лыжах; развивать быстроту бега в сочетании с преодолением различных препятствий; совершенствовать навыки в метании и ловли большого и малого мяча, силу в сочетании с ловкостью и быстротой, а также согласованные действия ; воспитывать товарищескую взаимопомощь, творческую активность.
В основной части урока в зависимости от решения задач я наиболее часто использую игры: «Караси и щука», линейные эстафеты, круговые эстафеты и мн. др.
Игры с мячом любимы всеми занимающимися, поэтому в заключительной части школьникам особенно нравиться играть в «Выбивало», «Снайперы», «Охотники и утки», «Перестрелка» и др. Приведенные игры хорошо развивают все физические качества в комплексе, являются отличными играми в подготовке обучающихся к метанию.
Самыми известными играми на восстановление можно назвать следующие: «Красный, желтый, зелёный», «Запрещенное движение», «Разведчики», «Небо, земля, вода», «Великаны и гномы» и другие.
Я – учитель физической культуры и, кажется, мастер-класс должен проходить в спортивном зале. Долго думала над формой проведения мастер-класса, я пришла к выводу, что физическая культура – это не физ-ра (как часто пишут школьники в дневниках) и она не теряет своей привлекательности ни в спортивном зале, ни на площадке, ни в классе, надеюсь, не потеряет и в этом зале. Я выбрала из своей методической копилки те упражнения, а точнее те игры, которые будут одинаково интересны как учителям разных предметов, так и классным руководителям. На первый взгляд может показаться, что это совсем не относящиеся к физкультуре игры. Но, включив однажды такие игры в урок, убеждаешься, что это как раз то, что помогает не только развивать определенные качества, но и позволяет увлечь детей, заинтересовать их и повысить мотивацию к занятию.
Итак, физкультура для всех и для каждого.
ВСТАНЕМ В СТРОЙ
Описание упражнения
Участникам предлагается хаотично перемещаться по помещению, а потом, по команде ведущего, встать в строй поочередно по каждому и следующих признаков:
_ Росту.
_ Дню и месяцу рождения.
_ Удаленности места жительства от места прохождения тренинга.
_по цвету одежды ( от светлого к темному).
Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики или жестов. В вариантах 2 и 3 участники по окончании построения поочередно озвучивают свои дни рождения или места проживания, при этом происходит проверка верности выполнения упражнения.
Смысл упражнения
Тренировка умения находить взаимопонимание в затрудненных условиях, при ограниченности доступных средств общения. Демонстрация возможности адекватного обмена довольно сложной информацией даже без использования слов.
ПЕРЕДАЛ – САДИСЬ
Цель: развитие быстроты, ловкости. Используется в качестве подводящего упражнения для обучения ловле и передачам мяча в баскетболе.
Описание упражнения
По сигналу учителя капитан передает мяч первому игроку. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и принимает положение упор присев. Капитан ловит мяч, передает его второму игроку, и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание раньше соперников.
НЕ ДАЙ ОБРУЧУ УПАСТЬ
Цель: развитие ловкости, расчетливости, быстроты. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с обручем.
Описание упражнения
класс делится на команды, которые разомкнутыми на расстоянии вытянутой руки шеренгами выстраиваются одна за другой за общей линией старта. В 6, 8 и 10 м от линии старта проводятся три линии. Игрокам первой шеренги раздают по обручу.
Проведение: По сигналу игроки первой шеренги должны покатить свой обруч вперед, а когда он пересечет 6 отметку – выбежать и поймать его до падения на пол. Участник, не успевший поймать свой обруч или выбежавший досрочно, выбывает из игры (1 тур). Во 2 туре – 8 м и т.д. Выигрывает команда, сохранившая большее количество игроков после заключительного тура.
«ЭСТАФЕТА НА ПОЛОСЕ ПРЕПЯТСТВИЙ»
Подготовка. Для эстафеты устанавливают два ряда препятствий (скамейки, барьеры, конь, козел, обозначенный окоп). Две команды становятся в колонны по одному за общей чертой.
Содержание игры. По сигналу головные игроки обеих команд выбегают вперед, преодолевают препятствия и возвращаются обратно, минуя эти препятствия. Прибежавший, дотронувшись до руки очередного игрока, встает в конец колонны. Игра заканчивается, когда все члены команды выполнят задание, — головной игрок поднимает руку вверх.
Выигрывает команда, игроки которой быстрее заканчивают эстафету.
Правила игры: 1. Бег начинается по сигналу руководителя. 2. Преодоление всех препятствий обязательно. 3. За каждое нарушение насчитываются штрафные очки.
ПОИСК СХОДСТВА
Описание упражнения
Первый вариант.
Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе
признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос), потом — общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.
Второй вариант.
Участники сидят в кругу, каждый из них называет какой либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, встают и меняются местами. Как и в предыдущем варианте, сначала используются простые, внешние признаки, потом они усложняются. Можно выдвигать в качестве признаков какие-либо эмоциональные состояния (например: «Поменяйтесь все те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении»),умения участников («Поменяйтесь те, кто умеет кататься на роликах») и т. п. Желательно, чтобы это были позитивные характеристики, дающие возможность проявить себя с лучшей стороны; нежелательно называть в качестве признаков недостатки, проблемы участников.
Смысл упражнения
Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение
Следует подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»
Подготовка. Канат (или толстая канатная веревка) длиной 6— 10 м кладется посередине площадки вдоль нее. Середина каната отмечается цветной ленточкой (тряпочкой). Она должна перед игрой находиться на поперечной линии, начерченной на полу. Параллельно этой (средней) черте с обеих сторон, в 2—3 м от нее, проводятся еще две черты. Играющие делятся на две команды, равные по количеству игроков и по силам.
Содержание игры. По первому сигналу «Подойти к канату!» игроки, разделившись в команде на пары, встают справа и слева от каната. По второму сигналу «Взять канат!» учащиеся наклоняются и поднимают канат. По свистку учителя команды стараются перетянуть канат в свою сторону. Когда одной из команд удастся отойти с канатом назад так, чтобы ленточка пересекла контрольную линию в 3 м от середины, дается свисток и борьба прекращается. Канат снова кладут на место и повторяют игру.
Побеждает команда, которая смогла большее количество раз перетянуть канат на свою сторону.
Правила игры: 1. Игра начинается только после сигнала руководителя. 2. Перехватывать канат руками нельзя. 3. Отрывать руки от каната во время игры нельзя.
ПУТАНИЦА
Описание упражнения
Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив (см.рис.). После этого им дается задание
распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти
относительно друг друга. Оптимальное
число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.
Смысл упражнения
Помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников, кто самоустранился от работы).
Обсуждение
Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться?
Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов, удалось?
«СВЕТОФОР»
Подготовка. Заранее готовят кружки (диаметром 10 см) красного, зеленого и желтого цвета, которые прикрепляют к палочкам.
Содержание игры. Ученики стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал — приседают, на желтый — встают, на зеленый — маршируют на месте.
Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя.
2. За каждое нарушение начисляются штрафные очки.
Мы с вами хорошо поработали, зарядились энергией, научились взаимодействовать, координировать свои действия, сплотились в хорошую рабочую команду. Надеюсь многим пригодятся такие упражнения для проведения физкультминуток, классных часов.
Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему учащихся. Я достигаю это путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игры, которая вызвала бы у них положительные эмоции. Только положительные эмоции благотворно влияют на важнейшие системы и функции организм, а также на самочувствие и поведение учащихся.
И в заключении хочется подчеркнуть, что оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в подвижных играх нужно решать во взаимодействии и единстве. Только в этом случае каждая игра будет действенным средством разностороннего развития и нравственного воспитания учащихся.
Спасибо за внимание.
Список использованной литературы:
Сайт Физкультура Подвижные игры
http://www.fizkult-ura.ru/sci/mobile_game/1
Сайт учителей физкультуры «Физкультура на 5»
http://fizkultura-na5.ru/
Сайт Открытый урок
http://открытыйурок.рф/
4. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 2002.
5. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: ФиС, 2001.
6. Дворкина Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет / Н.И. Дворкина // Теоретико-методологические основы физического образования / Под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.