Мастер-класс для родителей и воспитателей:
«Логопедический калейдоскоп по речевой гимнастике»
Выполнила: Кузнецова Т.В.
Актуальность: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.
Цель: оказать помощь родителям в развитии артикуляционного аппарата детей с проблемами речевого развития.
Задачи:
1. Познакомить родителей с приемами работы логопеда.
2. Отработать навыки развития артикуляции речевого аппарата в игровой форме.
3. Обучить родителей приемам развития речевого аппарата, фонематического слуха, правильного выдоха при произнесении звуков.
Ход мастер-класса:
В последнее время мы слышим все чаще:
«Ребенок хороший, но не говорящий
А этот, хоть скажет, но плохо, не внятно.
И что говорит — ничего не понятно»
Но мы для того и даны нашим детям:
Понять, разобраться и справится с этим.
— Добрый день, уважаемые родители! Приятно видеть Вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с Вами получится интересный и полезный разговор.
Мастер-класс
1-ый слайд «Зачем язычку делать гимнастику?»
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. А перед упражнениями дети должны вымыть руки, сделать самомассаж. Он занимает 3-5 минут. Произнесение потешек и массажа способствует подготовке артикуляционного аппарата, расслаблению мышц лица.
Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).
Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).
Смышлёные (слегка пощипать щёки)
Учёные (пальцевой душ)
Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).
- Сейчас мы переходим непосредственно к артикуляционной гимнастике, которая позволяет нам самостоятельно подготовить речевой аппарат ребенка к произношению звуков, улучшить тонус мышц губ, щек, языка; быстрее преодолеть речевые дефекты. Ежедневно ее нужно выполнять по 5-7 минут. (показ слайда)
- «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский).
Для ребенка эти упражнения – есть возможность покривляться и зарядиться хорошим настроением.
Артикуляционная гимнастика: - «Лягушка», «Хоботок», «Лошадка», «Индюк»;
2-ой слайд «Дышим правильно - говорим легко»
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Все упражнения на дыхание помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Следить, чтобы не надувались щеки. (показ слайда)
Дыхательные упражнения: «Лопни пузырь», «Задуй свечу», «Понюхай цветочек», «Настроение»;
3-ый слад «Слушай и отгадывай»
Развитие фонематического слуха неотъемлемая часть логопедических занятий.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Цель упражнений – научить ребенка слушать и слышать. (показ слайдов).
Д/и «Угадай, что звучит» (пересыпание крупы, молоточек, струя воды, погремушка, колокольчик, свисток, шуршание бумаги, режем бумагу)
4-ий слайд «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка, т.к. представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. (показ слайда).
Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях: украшение узора, драгоценности Золушки, пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим», волшебный поднос;
Вывод.
Таким образом, мы рассмотрели те приемы, которые необходимы ребенку для коррекции и формирования правильного произношения, фонематического слуха, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев. Эти методы легко использовать в домашних условиях. На первых парах Вам помогут буклеты, которые мы вам приготовили.
Уважаемые родители, прошу Вас выполнить рефлексию(по методике «Эмоциональное письмо»):
— если Вам понравилась наша работа, Вам всё было понятно и всё удалось, если у Вас сейчас хорошее настроение, то нарисуйте веселый смайлик и положите его к веселому смайлику;
— а если Вы не узнали ничего нового и мастер класс был не интересен, если у Вас возникли затруднения или Вам что-то не понравилось, то нарисуйте грустный смайлик и положите его к грустному смайлику.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Благодарю Вас за сотрудничество! Желаю успехов. До свидания!
3