«Зимний фестиваль знаний 2025»

Мастер – класс для педагогов: «Играя, учим говорить красиво»

Итак, «говорить красиво» — это значит:

- четко произносить звуки, правильно ставить ударения;

- использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения…);

- оформлять предложения грамматически правильно;

- добиваться эмоциональной выразительности речи.

Чтобы научить детей говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Мастер – класс для педагогов: «Играя, учим говорить красиво»



Цель:

  • научить педагогов играть в игры на обогащение словарного запаса,

  • формирование грамматического строя,

  • развитие интонационной выразительности речи.



Логопед: Уважаемые педагоги, сегодня мы поговорим с вами о речи, т. е. способности говорить, умении вести беседу. Как вы понимаете фразу «говорить красиво»?

Итак, «говорить красиво» — это значит:

- четко произносить звуки, правильно ставить ударения;

- использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения…);

- оформлять предложения грамматически правильно;

- добиваться эмоциональной выразительности речи.

Чтобы научить детей говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра.

Для появления у ребенка отсутствующих звуков очень важно проводить артикуляционную гимнастику. Для автоматизации поставленных звуков необходимо целенаправленно научить слышать и различать звуки, т.е. развивать фонематический слух. Помогут в этом игры, приведенные ниже.



«Я знаю три слова со звуком С (или Л, Р)

Цель: развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.

Описание: участники мастер – класса придумывают слова на заданный звук.

«Я знаю три слова на звук С: собака, суп, сом. Я знаю три слова на звук Р: рак, роза, рыба».



«Цепочка слов»

Цель: развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звук в слове.

Описание: логопед говорит слово, выделяя в нем последний звук, кто – то придумывает слово на последний звук, который в слове становится первым, и так далее: лукк, крот, танкк, кобрааа…



«Волшебная шкатулка»

Цель: учить четко и внятно проговаривать слова, называть все звуки по порядку, определять количество.

Описание: участники мастер – класса по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков, например: в слове кот, три звука к – о – т; в слове лиса четыре звука л – и – с – а.



Логопед: Часто дети переставляют и заменяют звуки в словах, например: вместо КОРИДОР говорят КОЛИДОР, вместо КОТЛЕТА говорят КОКЛЕТА, вместо ОБУВЬ говорят ОБУТКИ. Взрослые обязательно должны тактично поправлять ребенка.



«Выбери слово, где правильно поставлено ударение»

Наша речь бывает некрасивой из – за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения.

Описание: нескольким взрослым предлагается взять по две карточки с написанными словами и прочитать их с правильно поставленным ударением (выделены курсивом): звОнит – звонИт;

квАртал – квартАл;

красивЕе – красИвее;

килОметр – киломЕтр;

тортЫ – тОрты;

сантИметр – сантимЕтр;

шприцЫ – шпрИцы;

катАлог – каталОг;

мОзги – мозгИ.



Логопед: Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов. Вашему ребенку дали задание - придумать рассказ о враче. Как можно по – другому назвать врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось? (Доктор, терапевт, педиатр, лекарь, знахарь).



«Назови по – другому»

Цель: учить подбирать слова – синонимы.

Шофер – водитель.

Швея – портниха, модистка.

Красивый – замечательный, чудесный, привлекательный.

Добрый – заботливый, милосердный, чуткий…



Логопед: Если при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова – антонимы, дети, а бывает и взрослые, добавляют частицу НЕ к слову и вот что получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое» (сухое) или «Эта река глубокая, а эта не глубокая» (мелкая).



«Скажи наоборот»

Цель: учить использовать в речи слова – антонимы.

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Описание: логопед поочередно бросает мяч взрослым и произносит слово; возвращая мяч, взрослый называет другое – с противоположным значением:

Высокий – низкий; добро – зло; широкий – узкий; горе – радость; мягкий – твердый; длинный – короткий; продавать – покупать; прямой – кривой.



«Придумай сравнение»



Логопед: Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое:

«Белка смотрит на нас черными глазами».

«Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина, глазами».

Второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение. Выполните, пожалуйста задание.

- С чем можно сравнить выпавший снег на картине «Зима»? (С белым одеялом, покрывалом, периной…)

- С чем можно сравнить падающие листочки на картине «Листопад»? (С парашютиками.)

Бывают сравнения, ставшие фразеологическими оборотами, например, трусливый как заяц; ползает как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают ее образной, неповторимой. Сравните: умелые руки – золотые руки, смелое сердце – львиное сердце. Давайте вспомним некоторые из этих оборотов.



«Вставьте нужное слово, объясните значение фразеологизма»

- Не в бровь, а в глаз. (Точно).

- Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)

- Зарубить себе на носу. (Запомнить).

- Зимой не выпросишь снега (Жадный)



«Исправь ошибку»

- Его и маслом (хлебом) не корми, только книгу дай.

- Она за словом в портфель (карман) не лезет.

- У всех ребят медвежий (волчий) аппетит.



Логопед: Поправляйте детей, если они неправильно согласовывают существительные с прилагательными и числительными или допускают другие аграмматизмы. Давайте поиграем, я буду говорить словосочетание то правильно, то с ошибкой. Когда услышите ошибку, хлопните в ладоши.



«Будьте внимательны»

- ЛучистОЕ солнышко.

- КраснАЯ платье (красное).

- Пять ведров (ведер).

- Пять медвежат.

- Мокрый полотенце (Мокрое полотенце).



Для формирования интонационной выразительности речи прослушайте чистоговорку, записанную на аудиоплеер: «На суку сидит сова, видно, строгая она» и выполните задания – рассказать чистоговорку:

- медленно – быстро;

- громко – тихо;

- вопросительно – утвердительно;

- грустно – радостно.



При разучивании стихов предварительно проанализируйте, какие строчки малыш будет читать громко, какие быстро, вопросительно, радостно.

Итак, надеемся, что мастер – класс помог вам в обучении детей красиво говорить, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, вы будите использовать с детьми на занятиях, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее