«Зимний фестиваль знаний 2025»

Марафонская битва

Цель: проследить ход и значение Марафонской битвы.

Задачи.

1. Выявить причины нападения персов на греков.

2. Сравнить военную тактику греков и персов.

3. Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии через картосхему.

4. Продолжить формировать умение составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать не сложные выводы.

5. Выявить значение Марафонской битвы. Развивать у учащихся чувство патриотизма.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Марафонская битва

Цель: проследить ход и значение Марафонской битвы.

Задачи.

1. Выявить причины нападения персов на греков.

2. Сравнить военную тактику греков и персов.

3. Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии через картосхему.

4. Продолжить формировать умение составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать не сложные выводы.

5. Выявить значение Марафонской битвы. Развивать у учащихся чувство патриотизма.

Оборудование: презентация, картосхема на магнитах, атрибуты воинов (лук со стрелами, копье и меч)

Раздаточный материал для учащихся: камешки белого и черного цвета, мозаика “Греческий и персидский воин”

сравнительная таблица стран

Основные понятия: стратег, фаланга.

Персоналии: Мильтиад.

Хронология: 490г до н.э..

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент

Доброе утро! Я рада видеть Вас всех здоровыми, бодрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе.

Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Вы должны всегда быть готовы прийти на помощь своему другу, товарищу, человеку. Давайте вместе со мной продолжим наше путешествие в историю древнего мира.

Все ли готовы к путешествию?

Так пусть же наше путешествие поможет нам закрепить наши знания по истории, узнать что-то новое и тем самым продвинуться на шаг вперед в развитии.

  1. Актуализация опорных знаний. (Фронтальный опрос)

На прошлом уроке мы изучили тему: «Олимпийские игры в древности» и узнали, когда состоялись первые Олимпийские игры, какие спортивные состязания проводились в древности, а также познакомились с именами легендарных атлетов.

3 человека письменно

Олимпийские игры проводились один раз в ________ года. Они устраивались в ____________________, расположенной в _______________________________________________________________.

Первые Олимпийские игры состоялись в ___________ году до н.э.

Пред играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе ____________ месяцев, а затеи еще ___________________ продолжать тренировки поблизости от _______________________________.

Олимпийские игры продолжались ____________________ дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _________________,

Затем атлеты состязались в ___________________________, ________________________, ____________________________.

Последним состязанием в пятиборье была ___________________.

Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были ___________________________________________________________.

В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были __________________________________________________________.

 Сейчас давайте вспомним и ответим на вопросы:

  • Когда впервые состоялись Олимпийские игры?

(В 776 году до нашей эры.)

  • Как часто проводились Олимпийские игры?

(Олимпийские игры проводились один раз в четыре года.)

  • Кому запрещалось участвовать?

   (Женщинам.)

  • Как вы думаете, почему существовал  такой запрет?

(Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.)

  • Как готовились спортсмены к играм?

(За год до начала игр все участники обязаны были присутствовать на тренировках в своем городе.)

  • Сколько дней шли Олимпийские игры?

(5 дней.)

  • Что происходило в первый день Олимпийских игр?

(Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.)

  • Где проводили состязания?

(Большинство состязаний проводили на стадионе.)

  • А по каким видам спорта шли состязания?

(Бег, прыжки в длину, метания копья и диска, борьба, кулачный бой, бег с оружием, гонки колесниц. В каждом состязании был победитель.)

  • Какие награды вручали победителям?

(Победителей награждали венками из ветвей оливы.)

  • Каких легендарных атлетов вы знаете?

(Милон – борец, Полидам – колесничий, Феаген – кулачный боец и бегун. После окончания Олимпийских игр победитель возвращался в родной город.)

  • Как чествовали победителей в родном городе?

(Победителя встречали все граждане. Ему ставили статую и до конца жизни бесплатно кормили обедом. )

Таким образом, мы с вами вспомнили, что представляли Олимпийские игры в древности. Именно древние Олимпийские игры положили начало современному олимпийскому движению.

-Перед классом ставится проблемный вопрос – сравните Олимпийские игры нашего времени и Древней Греции /общее и отличительное.

Ребята обдумывают вопрос, затем начинается обсуждение (5 мин.).

Приблизительный план ответа:

Сегодня

В Древней Греции

а) новые виды спорта, в том числе зимние(лыжи, фигурное катание) – баскетбол, плаванье, прыжки в высоту, марафонский бег и др.

б) женщин допускают не только смотреть, но и участвовать в играх. А так же появилась Олимпиада для инвалидов.

в) игры длятся больше 5 дней и проводятся в разных странах.

г) общее: 1раз в 4 года; олимпийский огонь; тренировки; клятва  честно состязаться; кроме гонок на колесницах остались виды состязаний с древности.

а) запрещались войны на время игр;

б) женщинам запрещалось участвовать и присутствовать под угрозой смертной казни на играх;

в) перед играми участники приносили жертвы богам,

г) участвовали в соревнованиях только греки;

д) победителям ставили статуи, бесплатно кормили обедами.

Д) Заключающий итоговый вопрос по Д/З Справедлива ли мысль, что древние греки любили Олимпийские игры? / Да – запрещались войны; все греки старались попасть на игры хотя бы зрителями; сохранилось множество ваз с рисунками олимпийских игр, статуи олимпиков/. 
В) Через 5 минуты проверяем работу по листочкам, исправляем ошибки, дополняем. Оценка результатов работы. (3 мин.)

  • Зачем греки проводили Олимпийские игры?

(Показать свою ловкость, силу. Устраивая Олимпийские игры, греки демонстрировали свою силу, ловкость и упорство.)

    Все эти качества так нужны были воинам при защите своей родины от нападения врагов. Первым испытанием для греков стало Марафонское сражение.

  1. Изучение нового материала.

Тема урока: «Победа греков над персами в Марафонской битве».

План урока:

  1. Выявить причины сражения;

  2. Охарактеризовать военные действия;

  3. Определить результаты битвы.

2. Актуализация знаний

В начале 5 века до нашей эры неподалеку от Греции, на Восточных берегах Средиземного моря, образовалось огромное Персидское царство. 

Работа с картой (учебник карта “Персидское царство, слайд 1)

- Сравним Грецию и Персию (работа с таблицей, заполнить ячейки, выполняется в парах и у доски)(Таблица)

- Посмотрите получившуюся таблицу, какие выводы можно сделать? Каковы шансы греков против персов? (Слайд 2)

4. Изучение нового материала.

- к началу 5 века до н.э. персидский царь Дарий I покоряет побережье полуострова Малая Азия и некоторые государства Балканского полуострова.

- Почему персы стремились к завоеванию Греции? (Новые земли, богатства)

- Так же греческие колонии в Малой Азии продолжали борьбу. В 500 г.  до н.э. вспыхнуло восстание в Милете. На помощь Милету пришли Афины. Восстание продолжалось 6 лет. Персы расправились с восставшими. Милет был разрушен до основания, а население продано в рабство. Но известно, что Дарий приказал своим советникам каждый день напоминать ему: “Владыка, помни об афинянах!”.

- Дарий I хотел угрозами подчинить греков себе. В городах Греции появились персидские послы. Они нагло заявляли…

Представим, что мы переносимся в начало 5 века до н. э.

Мы жители одного из древнегреческих полисов, собравшиеся на агоре, чтобы выслушать посланцев персидского царя Дария I.

На помост поднимается посол в ярких восточных одеяниях и произносит следующую фразу:

 «Наш повелитель, великий царь Дарий , владыка всех людей от востока до заката, требует от вас земли и воды…»

Что означают эти слова?

Он требует признать его власть и выплачивать ему дань

Как ответили на такие же требования большинство греческих полисов?

Они испугались и признали власть Дария

А чего и почему они испугались?

Огромное войско персидского царя не знало поражений, ему подчинялись почти все цивилизованные страны древнего мира.

.-Когда персидские послы прибыли в Афины, те в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: “Здесь вы найдете достаточно земли и воды!”. (Слайд 5)

- Как вы думайте, к чему привели действия афинян и спартанцев?

- Дарий был зол. Он решил наказать греков. Снарядив в поход большое войско, огромный флот кораблей направился от побережья Малой Азии к берегам Греции, разоряя на пути все острова. (Слайд 6)

Шел 490-й год до нашей эры, Афины были охвачены тревогой и смятением. Гонец из прибрежного селения принес в город страшную весть.

- Что сообщил гонец афинянам прочитает…

“В Марафонской бухте высадились персы. Вооружайтесь”.

Город Марафон располагался 42 км от Афин. (Слайд 7, 8)

Работа с датой.

- В каком году персы напали на греков? (490 г. до н.э.)

- Сколько лет назад это случилось? (2014 + 490 = 2504 года)

- Сколько лет прошло от первых Олимпийских игр до Марафонской битвы? (776 – 490 = 286 лет)

- Афиняне должны были избрать для своего войска стратега. Стратег по-гречески военачальник. (Слайд 9)

- Имя стратега греков вы узнаете, соединив буквы по стрелочкам. (Слайд 10)

- Кто же стал стратегом греков?

- Мильтиад – афинский полководец, был вассалом Дария, служил в персидском войске и знал многие военные приемы персов. (Слайд 11) Он был непримиримым врагом Дария.

Нашлись и те, кто в тайне помогал персам. Они сами запугивали молодежь словами: «Безгранично могущество Дария, несметно его войско».

Мильтиад отвечал: «Это речи тех, кто ценой предательства надеется сохранить свои богатства! А вы, юноши, уж не забыли данную вами клятву?»

Задание: Какую же клятву давали афинские юноши при вступлении на военную службу, мы узнаем, прочитав текст справа на стр. 158 (внизу).

Физкультминутка

За помощью послали в Спарту. На второй день пути афинский скороход прибежал в Лаконию. «Не дайте поработить древнейший в Элладе город!» - взывал он к спартанцам. Те пообещали помочь, но не теперь, а позже. Ссылались на старинный обычай, запрещавший спартанцам до полнолуния выступать в поход. Не помогли афинянам и остальные греки. Лишь пограничный с Аттикой город Платеи отважился на борьбу и прислал отряд воинов.

- Все способные носить оружие встали в строй. В Афинах остались женщины, дети и старики. Десятитысячное пешее войско двинулось по горным дорогам навстречу врагу. Через несколько часов пути греки достигли холмов, окружавших Марафонскую равнину. С этих холмов они увидели вытащенные на берег корабли и вражеский лагерь. Временами слышалось ржание коней и звуки речи чужеземцев. (Слайд 12)

Мильтиад не стал спускаться на равнину, та как численность персов превосходила греков. Мильтиад преградил путь врага в Афины, а на берегу моря поставил разведчиков.

Целых семь дней стояли друг против друга оба войска. Персидский царь никак не мог выманить афинян на равнину. Тогда он решился на опасный шаг, он приказал коннице сесть на корабли с тем, чтобы обогнуть Аттику и захватить Афины.

- Почему персы считали, что им легко удастся осуществить план? (В Афинах остались дети, женщины и старики)

- Но едва рассвело, разведчики подали солнечными зайчиками от щитов Мильтиады знак. Он отважился на сражение. Греки немедленно спустились на равнину и построились фалангой.

- ФАЛАНГА – это тесные, сомкнутые ряды воинов. (Слайд 13)

- Поближе познакомимся с обмундированием воинов. На столах конверты с мозаикой, соберите ее (Рисунок 1, рисунок2). В конверте №1 какой воин, в конверте №2? Чем отличается обмундирование воинов? (Слайд 14) Запишите в тетрадь. Гопли́т — древнегреческий тяжеловооружённый пеший воин. Название происходит от названия тяжёлого круглого щита — гоплон.

- Как же греками командовал Мильтиад. Греческая фаланга была равной по длине боевой линии персов. Но в центре у персов находились более сильные воины, служа ранее в персидском войске, Мильтиад знал об этом, поэтому сосредоточил главные силы по краям. (Слайд 15)

- Посмотрите видеосюжет

По команде афиняне бросились в атаку, началась Марафонская битва. Персам удалось прорвать боевую линию греков в центре, но края фаланги устояли. Вообразив, что победа у них в руках, персы бросились в глубь к греческому лагерю, тогда стоявшие по краям греческие воины сомкнули ряды и напали на персов сзади. В ожесточенной схватке афиняне обратили врагов в бегство, гоня их к морю. (Слайд 16) Афиняне завладели семью кораблями. На остальных кораблях персы отплыли в море, стремясь достичь Афин раньше, чем это сделает греческое войско. Афиняне также устремились в город и, опередив противника, достигли его раньше, чем персидское войско. Мильтиад расположил свое войско на восточной стороне Афин. Персы, подойдя на своих кораблях к Фалеру (Фалер был тогда гаванью афинян) и увидев, что афинское войско стоит у города и готово к битве, не отважились высадиться. Персидский флот повернул назад и поплыл обратно в Азию.
В бою греки потеряли 192 человека, персы — 6 400 человек.

- Современный художник представил себе Марафонскую битву вот так. (Слайд 17)

- Как вы думаете почему грекам удалось одержать победу над могущественной Персидской державой.

1. Сражались за независимость своего государства. Мужество и силу им предавала мысль о том, что они сражаются за Родину, за жизнь и свободу своих матерей, жен и детей.

2. Продумана тактика боя. Не зря Мильтиад был выбран стратегом.

- Значение Марафонской битвы было велико. Отныне персы перестали считаться непобедимыми. Если прежде борьба с могущественной Персией казалась безнадежной, то теперь победа воодушевила всю Грецию.

- Еще не успели перевязать раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: “Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!”

Юноша без отдыха и остановок бежал 42 км. (Слайд 18)В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. “Радуйтесь, мы победили!” - чуть слышно произнес юноша и пал мертвым. Сердце воина не выдержало огромного напряжения. (Слайд 19)

- Знаете ли вы, какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши? (Марафонский бег в 42 км). (Слайд 20) 

- За подвиг юноше воздвигли скульптуру. Все погибшие в Марафонской битве были захоронены в одном месте – кургане. Он сохранился до наших дней. (Слайд 21) Эллины,  чтобы почтить погибших и увековечить память о Марафонской битве, насыпали курган и возвели колонну в честь победителей. Какую надпись вы бы оставили на этом памятнике?

“Доблести этих мужей освещает бессмертная слава.

Здесь поразили они гордые персов войска.

Пешими поднялись против Азии конницы сильной,

Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать”

5. Закрепление изученного материала

Почему персы стремились к новым завоеваниям?

- В каком году персы напали на греков?

- По какой причине афиняне на должность стратега выбрали Мильтиада?

- В чем было преимущество персидской армии над греческой?

- Что помогло грекам одержать победу в Марафонской битве?

- Какое значение Марафонская битва имела для греков? Для персов?

Закрепим знания в форме игры. Она состоит из 3 этапов.

Угадай, КТО Я. Я читаю слова, а вы постарайтесь определить, кому они могли бы принадлежать.

«        Я - ВЕЛИКИЙ ВЛАДЫКА, ПОВЕЛИТЕЛЬ, ЦАРЬ ЦАРЕЙ, ВЛАДЫКА ВСЕХ ЛЮДЕЙ ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА» Дарий I

  1. «Узнав, что персы сели на корабли, чтобы ворваться в беззащитные Афины, я дал приказ к бою» Мильтиад

  2. Если мы проиграем сражение, персы захватят наши поля, виноградники, оливковые рощи, разрушат Афины, а жителей угонят в рабство. Лучше смерть, чем такой позор!”

  3. «Я спешил сообщить афинянам радостную весть, бежал без отдыха  и остановок. Радуйтесь, мы победили!» Афинский юноша

«Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве» Афинский воин

  1. Расшифруйте термин и дайте определение.

Гатрест    нафалаг   пилгот

Стратег - греческий военачальник

Фаланга – строй греческих воинов

Гоплит – тяжеловооруженный пехотинец

О каком городе идет речь?

Жители этого города бросили персидских послов в колодец со словами: «Там вы найдете  достаточно земли и воды!» Спарта

Место сражения греков с персами в 490 г. до н. э. Марафонская бухта

Город, который защитили греки, одержав победу в Марафонской бухте. Афины

Решение познавательной задачи

  Каждый человек,  так или иначе, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет еле заметные следы, а кто-то может прославиться на века.

Какую славу приобрели греки, одержав победу в Марафонском сражении?

Греки были большими патриотами, какими были и ваши прадедушки, отстояв нашу Родину и защитив мир от фашизма 65 лет назад. И вы станете такими же защитниками нашего Отечества, будете любить нашу родину Россию.

Как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский: «Для полного счастья человеку необходимо иметь славное Отечество». Пусть над нашим Отечеством светит солнце, будет мир на нашей земле.

Ребята, что на уроке было главным? А что было интересным? Что вы научились делать?

Ребята, посмотрите, как правильно выполнено задание на карте? (изображение на экране) У кого так же? Вы получаете оценку 5. У кого одна ошибка – 4. Оценки.

 Д.з. & 34, выполнить творческую работу:  сочинение или рисунок «Символ Марафонской победы».

Переверните кары. Перед вами древнегреческая театральная маска. Нарисуйте на маске свое настроение, с которым вы уходите с урока.

Ребята, я благодарю вас за урок. Вы можете взять себе на память карты и использовать их для работы на следующем уроке.

6. Домашнее задание. (Слайд 22)

Написать сочинение от лица греческого или персидского воина.

7. Рефлексия

- На столах перед вами два кораблика (Приложение 3). Если вы сегодня все поняли и в течение урока остались на плаву, поднимите плывущий кораблик. Если что-то было не понятно и ваш кораблик, затонул как корабли Дария, поднимите тонущий корабль.

- Мне с вами было комфортно и приятно работать, я весь урок “оставалась на плаву”! (Слайд 23)

Таблица “Греко-персидские войны”

1. Причины Греко-персидских войн.

1. Дарий 1 хотел наказать греков за участие в восстании колоний.
2. Персы желали захватить богатства и земли Греции.

2. Вооружение, доспехи.

Греков: шлем, копье, панцирь, поножи, меч, фаланга (8–10 рядов) , гоплиты – тяжеловооруженные войны(10.000 воинов), легковооруженные пехотинцы.

Персы: лучники, конница, пехота, копья, стрелы, копья, кожаные халаты с металлическими бляшками на груди (слабые доспехи), штаны, колпаки. Всего 100.000 воинов.

3. Традиции, военные обычаи.

1. Персы в битве комбинировали действия конницы и лучников-пехотинцев.
2. Греки сражались фалангой – войско с тесными рядами. 
3. Использование греками сигнальных огней.
4. В Афинах стратега (военачальника) выбирали на Народном собрании.
5. Перед сражением греки гадали об исходе сражения.

4. Основные даты и события войны. Военачальники и союзники.

1. 490 г. до н э – Марафонское сражение (греков – 10700; персов – 20.000). Погибло у греков – 192 человека; у персов – 6400.
2. Союзники персов – раздробленность в Греции;
Афин союзники – г. Платеи.
Стратег греков – Мильтиад;
персов – царь Дарий 1.

5. Причины победы греков.

1. Греки были лучше вооружены;
2. Греки защищали свою Родину, а армия Дария состояла из множества завоеванных народов;
3. Военный ум Мильтиада.

4. Д/З – параграф 34 (пересказ), нарисовать или сделать оружие, доспехи времен Греко-персидских войн и подумать над вопросом “Какие выводы должны были сделать греки и персы из войны?” (2 мин.).

Материал учебника

Марафонская битва. Летом 490 года до н. э. гонец из прибрежного селения принёс в Афины страшную весть: «В Марафонской бухте показались корабли персов. Вооружайтесь!»

Все способные сражаться встали в строй. На должность стратега Народное собрание избрало Мильтиада, хорошо знавшего военные приёмы персов. (Стратег – по-гречески «военачальник».) Десятитысячное пешее войско двинулось навстречу врагу.

Мильтиад преградил путь врагам на Афины, но сойти с холмов на равнину, удобную для действий персидской конницы, поостерёгся. День шёл за днём. Наконец, персидский военачальник решился на опасный шаг.

Ночью часть персидского войска, включая конницу, была посажена на корабли. План был прост: обогнуть Аттику и ворваться в беззащитные Афины. Другая часть войска осталась на равнине.

Узнав об этом, Мильтиад отважился на сражение. Выйдя на равнину, греки построилисьфалангой – тесными, сомкнутыми рядами. Их боевая линия равнялась по длине персидской, но в центре было меньше рядов, чем у противника.

Мильтиад дал команду к бою. И тут персам показалось, что греки обезумели. Не имея конницы и лучников, они под вражескими стрелами бросились в атаку. Так началось Марафонское сражение.

Персам удалось прорвать боевую линию греков в центре, но края устояли. Вообразив, что одержали победу, персы бросились вглубь к греческому лагерю. Тогда стоявшие на краях фаланги греки напали на персов сзади. В ожесточённой схватке эллины обратили врагов бегство и погнали их к морю. Семь кораблей захватили греки. На остальных персы поспешно отплыли, взяв курс на Афины. Разгадав замысел противника, афиняне устремились со всех ног на защиту родного города. Когда персидский флот, обогнув Аттику, приблизился к афинской гавани, то на берегу уже стояло готовое к новому бою афинское войско. Персы не стали испытывать судьбу и уплыли прочь.

Между тем, в Аттику после полнолуния прибыли две тысячи спартанцев. Опоздав к сражению, они всё же отправились к Марафону, где с любопытством рассматривали павших персидских воинов, которых видели впервые.

Отныне персы перестали считаться непобедимыми. Афиняне первыми одержали над ними победу.

Предсказание бога Аполлона

(Предание, рассказанное Геродотом)

Это было за полвека до Марафонской битвы. Крез, царь Лидии – государства, расположенного в Малой Азии, стал готовиться к войне с персами, пока их мощь не слишком возросла. Он отправил послов в знаменитое святилище бога Аполлона в греческом городе Дельфы, где предсказывали будущее. Крез спрашивал Аполлона: «Идти ли мне войной на персов?» От имени бога жрецы дали такой ответ: «Если царь пойдёт войной на персов, то сокрушит великое царство». Крез чрезвычайно обрадовался, теперь он был убеждён в том, что уничтожит царство Кира.

Однако победили персы: лидийский царь был разбит и попал в плен. Владыка персов Кир сохранил ему жизнь. Потрясённый случившимся, Крез отправил послов в святилище Аполлона с жалобой: не стыдно ли было богу побуждать его, Креза, к войне с персами, которая окончилась гибелью Лидийского царства?!

Жрецы же отвечали, что Крез не понял предсказаний Аполлона и потому должен винить самого себя.

  • В чём двусмысленность предсказания, данного Крезу? Кому эта двусмысленность была выгодна?

  1. Вопросы и задания самоконтроля.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее