«Зимний фестиваль знаний 2025»

М.Симашко "Емшан"

это урок для преподавателей с казахским языком обучения

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Класс

10 «ә»

Тема

М.Симашко «Емшан»

Дата

15.11.23 г

Цель урока

10.1.1 -понимать информацию, подтекст;

10.3.1.-определять тему, основную мысль;

10.3.4. -применять разные виды чтения (поисковые, детальные).

Ожидаемый результат

- Будут создавать оценочные высказывания;

- узнают о происхождении слова «емшан»;

- будут создавать хокку и акроним.

Межпредметные связи

История Казахстана, казахская литература

Ресурсы

Учебник, компьютер, интерактивная доска, эпизоды повести «Емшан», сухие травы.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Начало урока







1.Орг.момент

2.Психолог.настрой

3.Определение целей урока.

- Сегодня мы будем говорить об одном произведении, связанным с историей. Постараемся понять, почему произведение так названо, определим тему, идею, создадим хокку, акроним. Выскажем своё мнение, ответим на ряд вопросов. Мы познакомимся с творчеством казахстанского писателя

М. Симашко и его повестью «Емшан»

















Осмысление

Середина урока



- Найдите в интернет- источниках информацию о Симашко, который в учебнике ( стр. 59- вступительная статья)

Критерии: Информация должна быть интересной, не повторяющейся).

4.Прогнозироваиие темы. (По иллюстрациям определить тему урока)

5.Сообщение учащихся о жизни в песках (что вы чувствуете, расскажите о своих ощущениях).

6.Сообщение о Султане Бейбарсе.

- М. Симашко написал повесть «Емшан». посвятив ее Султан Бейбарсу. Эпиграфом он взял отрывок из стихотворения А. Майкова «Емшан».

И взял пучок травы степной

Тогда певец, и подал хану-

И смотрит хан – и, сам не свой,

Как бы почуя в сердце рану,

За грудь схватился…

Всё глядят:

Он – грозный хан, что ж это значит?

Он, пред которым все дрожат,-

Пучок травы целуя, плачет!

И вдруг, взмахнувши кулаком:

«Не царь я больше вам отныне!-

Воскликнул. - Смерть в краю родном

Милей, чем слава на чужбине!»

- Как вы думаете, каково ключевое предложение? (последнее предложение отрывка)

- Вспомните пословицы на казахском языке, похожие на эти строки.

- Чтение отрывков из повести, определение темы, идеи повести.

- Этимология слова «емшан».

Предлагаю вам, ребята, разобраться в этимологии слова «емшан» ( в повести это трава полынь, в казахском языке жусан)

-А почему емшан?

- Что вкладывает в это слово автор?

-На какое казахское слово похоже? (емши,

ем). Переводиться лекарь, лечение, исцеление.

-Что лечит эта трава, как она помогает С.Бейбарсу? (ем жан -исцеление души)

- В текстах найдите характеристику травы.

- Какая она вначале и потом в конце? (непонятный запах, горький вкус, белая).

- Найдите ключевое слово (горький).

1) Хокку «Человек и Родина

2) Акроним к слову «Емшан»

Критерии:

1) Соответствие темы

2) Эстетичность

Стратегия : «Аллея сознания».

Ситуация: Человек покинул Родину.

Ваше мнение: принятие и отрицание.

Критерии:

1. Лаконичность

2. Не повторяющиеся фразы.

Интернет-ресурсы

Читают статью, у кого нет телефона



Интер. доска



По иллюстрациям определяют тему урока



Рассказывают









Текст стихотворения


























Эпизоды повести




























На выбор

Рефлексия

Конец урока

- Что узнал?

-Чему удивился?

- Что было полезным

Самооценивание.

Комментарии

Оценивают

комментируют


Критерии ко всему уроку:

1.Определять тему, идею.

2.Понимать значение слов данной темы.

3.Участвовать в диалоге.

4.Владеть разными видами чтения.

Дескрипторы:

Определяют тему, идею.

Понимают значение слов данной темы.

Участвуют в диалоге.

Владеют разными видами чтения.


Дом. задание

Рафт от имени Султана Бейбарса








































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее