«Осенний фестиваль знаний 2024»

Логико - математические игры для детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам логико - математических игр.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Аннотация: в данной статье рассмотрена возможность применения дидактических игр для развития математических способностей дошкольников. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Приведена классификация дидактических игр по развитию математических представлений. Отмечено значительное влияние математических игр на развитие детей.

Ключевые слова: дидактические игры; логико-математические игры для дошкольников, логические операции, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, формирование математических представлений, математика.



Тема логического мышления характеризуется тем, что уровень развития логического мышления дошкольника при поступлении в школу ниже среднего. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.

Создание развивающей среды, способствующей, развитию логического мышления, было первым этапом в работе. Наличие занимательных игр и пособий, которые расположила на детских столах, на полу, в шкафах, удобно расставленная мебель привлекли внимание детей и вызвали желание действовать.

Психологические исследования показывают, что сенситивный период формирования основных логических структур мышления происходит в детском возрасте во временном промежутке от 4 лет до 10 лет. В более позднем возрасте развитие форм логического мышления, по статистике, протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершенным или слабоактивным.

Логико-математические игры относятся к занимаемому математическому материалу. Долгое время в нашей педагогике был заметный спад к его использованию, было повальное увлечение дидактизмом, в лучшем случае при математическом развитии использовались фрагменты игры, обыгрывания, дидактической игры. И сейчас, когда занятие, как форма организации детей при математическом развитии отменена в младшей и средней группе, воспитатели всё же называют эту работу «занятием». Не нужно забывать, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Математическое развитие детей должно происходить в игровой занимательной форме, не исключая вовсе традиционную методику А.И. Ледниной. Таким образом, одной из линий математической подготовки ребёнка к школе является пред логическая, т.е. подготовка мышления ребёнка к применяемым в математике способам рассуждений. Логика - это от греческого логос - слово, понятие, рассуждение - наука о законах и операциях правильного мышления. Основной принцип логики - правильность рассуждений (вывода) определяется его логической формой (структурой), и не зависит от конкретного содержание входящих в него утверждений, т.е. мы даём схему рассуждения, в которой можно менять содержание, но выбор всегда будет верным.

В работе по развитию интеллектуальных способностей детей хорошо использовать блоки Дьенеша. В играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина). Своеобразие логических кубиков - это возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям. Логические блоки Дьенеша способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать.

Цветные палочки Кюизенера помогают детям усвоить различные абстрактные понятия. Дети узнают, что у каждого цвета палочки своё число, усваивают правило построения числового ряда, состав числа из двух меньших чисел. Палочки Кюизенера способствуют решению задачи на формирование понятий «левее», «правее», «между», позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают самостоятельность в поиске способов действия с материалом.

Игры плоскостного моделирования: это такие игры как «Тантрам», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др. Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающих от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры. Из «Колумбова яйца» - силуэты птиц, людей. А «Волшебный круг» даёт возможность составлять ракеты, человечков, птиц и другие фигуры.

Игры со специально разработанным дидактическим материалом, например, цветными палочками Кюнзенера, логическими блоками Дьенеша, материалом Марии Монтессори, Вячеслава Воскобовича, Бориса Никитина и др.

Игры мини-ситуации преднамеренно организуются педагогом, для развития у детей внимания, математических представлений и логических связей. Примерами таких игр могут быть «Посмотри, как много зверушек» (детям демонстрируется картинка с различными животными, и они определяют каких животных больше по количеству, какого они размера), «Расскажи, сколько вас в семье» (дети рассказывают о том, сколько членов семьи, кто старше, кто младше) и др.

Настольно-печатные игры направлены на развитие внимания, памяти и запоминания. Такие игры многообразны, основные типы: «Лото», «Домино» и др. Суть игры «Лото» заключается в том, что игрокам раздаются карточки, ведущий достает из мешочка фишки, игроки накрывают ими совпавшие картинки.

Победитель тот, кто первый закроет все картинки. Игра «Домино» заключается в том, что детям раздается по шесть фишек, остальные находятся в банке. Участник, у которого есть фишка с одинаковыми картинками, начинает игру, остальные друг за другом раскладывают свои фишки со схожими картинками. Побеждает тот, у кого закончатся все фишки.

Игры с предметами - применяются различные игрушки, при взаимодействии с которыми ребята обучаются сопоставлять, находить схожесть и отличие предметов. Главной ценностью таких игр является знакомство со свойствами предметов (форма, цвет, величина). Также дети имеют возможность установить последовательность и сравнить игрушки.

Словесные игры способствуют развитию уже имеющихся представлений, углублению познания и приобретению навыков в новых изучениях. В данных играх детям дается возможность самим решить задачи, описать предметы, отгадать по описанию и др. [2, с. 65].

Игры можно классифицировать на:

Самостоятельные игры (игры в предметно-развивающей среде). В подобного рода играх ребенок не осознанно постигает различные формы, геометрические фигуры, числа и прочие математические понятия и отношения.

Игры под руководством педагога.

В зависимости от программных задач по формированию элементарных математических представлений игры могут быть направлены на развитие представлений о количестве и счете, величине, форме, пространственных или временных представлений.

Используя различного рода игры с дошкольниками по формированию математических представлений, педагог имеет возможность добиться более успешного решения проблемы формирования и развития математических представлений, усвоения программного материала, развития памяти, внимания, логического и критического мышления детей.

У дошкольника более высокие показатели достигаются уже не в ситуации игры, а в условиях занятий, где ребёнок начинает руководствоваться стремлением к приобретению новых знаний о предмете.

1. Воспитанники от занятия к занятию стали более усидчивыми, самостоятельными при выполнении практических действий.

2. Повысилась концентрация внимания.

3. В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение.

4. Из бесед с детьми и родителями выявила, что работа по развитию логического мышления с использованием занимательного математического материала ведется в большинстве семей.

Дети понимают абстрактные термины (число, время), самостоятельно выделяют характеристические свойства при группировке множеств, выделяют и понимают противоречия в ситуациях и находят им объяснения.

Различная литература предлагает применять знания в работе с детьми, научить детей искать решения, овладевать мыслительными операциями и действиями с применениями дидактических пособий «Логические блоки Дьенеша», представляющие собой комплект объёмных и плоских геометрических тел. Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами - формой, цветом, величиной, толщиной.

Например, на карточке с помощью символов указана последовательность составления цепочек блоков. В соответствии с указанной закономерностью дети выкладывают цепочки: после зелёного блока следует красный, затем синий и опять зелёный.

Палочки Кюзенера позволяют моделировать число. Это дидактический материал представляет собой набор палочек в виде прямоугольников и кубиков. Все палочки отличаются друг от друга по величине и цвету. Этот материал иногда называют «цветные числа». Критерий успешности использования блоков самостоятельное успешное решение задачи ребёнком.

Практика работы убеждает в необходимости использования такого дидактического материала, подтверждает повышение эффективности работы при использовании занимательной математики. Поэтому не столь важно дать знания дошкольникам из математики, сколько научить их логически мыслить, развить математическое мышление, математические способности развивать логические операции.

Задачи из серии «Найди отличия» изображаются графически в таблицах, группируются по видам. Задания предлагаемые детям постоянно усложняются.

1. «Вставь числа, пропущенные в примерах», «Назови предмет, который обладает одновременно следующими признаками:

а) имеет 3 стороны и 3 угла;

б) имеет 5 сторон и 5 углов.

2. «Чем похожи числа?»

Даны кружки большие и маленькие, чёрные и белые. Они разделены на две группы. Задачи: определить по какому признаку разделены кружки - по цвету, величине, по цвету и величине.

3. «Дорисуй», «Составь картинку».

4. «Монгольская игра», «Колумбово яйцо».

5. «Продолжи ряд цифр», «Продолжи ряд предметов».

6. «Какое число в ряду лишнее и почему», «Какая геометрическая фигура лишняя и почему», «Лишнее число» и т.п.

Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками показала, что использование логико-математических игр на занятиях по математике в ДОУ повышает их познавательный интерес, мотивационно-потребностную сферу, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческий подход к деятельности.



Список литературы



1. Грачева З.А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. № 2 С. 24–28.

2. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду / Т.И. Бабаева. – СПб.: Питер, 2017. – 23 с.

3. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2013. – 112 с.

4. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях / К.А. Киричек // Kant. – 2016. – №1 (18). – С. 37–40.

5. Веклерова, Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников / Х.М. Веклерова. – Обнинск: Светоч, 2015 – 87 с.

6. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. О генезисе понятия числа у детей: Учеб. пособие / Г.С. Костюк. – М.: Академия, 2008. – 304 с.

7. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебное пособие / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 2014. – 294 с.

8. Столяр А.А. Как математика ум в порядок приводит / А.А. Столяр. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 374 с.



3


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее