«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Литературная викторина»

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содеражние знакомых литературных произведений. продолжить учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи)

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе

 

Тема: «Литературная викторина»

Программное содержание:

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

Словарь: иллюстрация.

Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

 

Оборудование: книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода

 

Ход занятия:

 

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

 

«Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей)Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

 

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.  (Красная Шапочка)

 

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился ...  (колобок)   

 

 

1

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?..  (Буратино)

 

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной (туфелька)

 

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки "Репка ")

 

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?  (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

 

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

 

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

 

 

 

 

2

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит).

 

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

 

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)

 

«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)

 

«Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

 

 « Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?     (Петушок из сказки «Колосок»)

 

«У меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи — я никого не боюсь!»  (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

 

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»  (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

 

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

 

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем -  и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

 – Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

 – Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

 – Если будешь прыгать, бегать,

 Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

3

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

(Дети повторяют описываемые движения)

 

 

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

 

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой

«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев

«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

«Лисичкин хлеб» М. Пришвин

 

 

 

«Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов?

Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

 

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать перчатки?

 В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и  перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей)  Корней Иванович Чуковский.

 

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

 

Стала девочка котенка спать укладывать.

- Вот тебе под спинку

Мягкую перинку.

 

Сверху на перинку

Чистую простынку.

4

Вот тебе под ушки

Белые подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)

 

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко топал.  («Мяч» С. Маршак)

 

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!  («Где мой пальчик» Н. Саконская)

 

Если бы у елочки были ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она  каблучками.  («Елка» Е. Трутнева)

 

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала –

Он с утра конфеты ел.  («Помощница» А. Барто)

 

Мама спит, она устала

Ну и я играть не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.  («Посидим в тишине» Е. Благинина)

 

Падал снег на порог

Кот лепил себе  пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек!  («Пирог» П. Воронько)

 

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал . реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)

 

Пальчиковая гимнастика по стихотворению И. Токмаковой

«Мы на пальчиках считали»

 

Мы на пальчиках считали

И ужасно хохотали:

Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

5

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так.

Как дела? — спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

 

Указательный поманет,

Погрозит, укажет путь,

А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

 

Средний палец – злой мальчишка.

Щелкнет по лбу – будет шишка,

Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

 

Безымянный до утра

Выбирает имена:

Может Петя? Или Вова?

Или Алла Пугачева?

Мальчик-с-пальчик? Карабас?

Все уж было тыщу раз!

Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

 

А мизинец – мой любимец!

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю–

Очень маленьких люблю!

 

Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее