Личностно-ориентированный урок как средство развития основных УУД
Подготовила: Агзамова О.В.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№6»
В последние годы произошла смена доминант в обучении от общественного заказа на уровень образования личности к индивидуальной потребности каждого человека соответствующего собственным запросам уровня образования. Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов в педагогике»: от обучения как нормативно построенного процесса, к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.
Признание ученика главной фигурой в обучении, составляет основу личностно-ориентированного обучения. Это связано с новым взглядом на личность:
— ребенок – личность, которая живет сейчас;
— личность — субъект в педагогическом процессе;
— личность – цель образования;
— приоритетные качества личности –это важные этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, …)
Личностно-ориентированное обучение базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Основные идеи личностно-ориентированного обучения:
— дети приходят к знаниям из своего личного опыта и от общения с окружающим миром;
— уважать идеи детей и использовать их в учебном процессе;
— создание возможности выбора;
— учитель стимулирует рост и развитие детей, подкрепляя их интересы, нужды и достижения;
— организация среды деятельности школьника;
— развитие чувства общности (делиться местом в круге, вниманием, участвовать конструктивно в работе, вовлекать в деятельность других, быть доброжелательным, сотрудничать, разрешать конфликты);
— самостоятельность и ответственность;
— индивидуализация;
— родители – участники процесса
— видеть в ученике уникальную личность;
— создавать ситуацию успеха, поддержки, учиться победно (все дети талантливы);
— исключить выделение недостатков ребенка в коллективе (ребенок хорош, плохи его поступки);
— предоставить возможность ребенку реализовать себя в положительной деятельности (в каждом ребенке чудо, открой его).
Учение без принуждения осуществляется через:
— требовательность, основанную на доверии;
— учение с увлечением, рожденное интересным преподаванием;
— замена принуждения желанием, рожденным от успеха;
— ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
— применение косвенных требований через коллектив.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?
— Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
— Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса — администрации, учителей, учеников, родителей.
— В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.
Личностно-ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно- ориентированной системе обучения, ученик:
— получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
— вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;
— учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
— учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.
Все это становится возможным в связи с тем, что эта система полностью соответствует комплексу индивидуальных способностей ученика. Поэтому ученик сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для этой системы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрация внимания, спокойствие, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим.
Личностно-ориентированная система, опираясь на то, что личность — это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность, реализуя своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, создает оптимальные условия, содействующие развитию личности ученика посредством возрастной ведущей учебной деятельности.
Психологами доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Поэтому необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае.
Первый — это уровень актуального развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития. Здесь речь идет об уровне подготовленности ученика, характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых.
Второй — это уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Данный уровень свидетельствует о том, чего ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у учеников свои, а отсюда разная динамика (темпы) умственного развития.
Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т. д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности.
Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит ее становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова. Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей – усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования в ней самой.
Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода. Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой.
Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности
Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности. В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками.
Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию.
Учитель просто обязан обеспечить на уроке приток свежих сведений из самых различных источников; дать совет, что прочитать, посмотреть, услышать, предоставить желающим возможность дополнить учительское повествование и поощрить их за это более высокой оценкой.
Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом.
У всех детей разные способности, интересы, возможности. И учителю в рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал. Для этого требуется помочь им поставить и достичь свои учебные цели, проявить и развить личностные смыслы обучения. Все это может показаться невероятно трудным и почти невозможным, особенно, если иметь в виду, что делать это необходимо одновременно для всех школьников в рамках общего для всех урока …
Однако многое из этого возможно уже сегодня, на обычных уроках обычных учителей.
Урок, ориентированный на школьника:
— знания детей являются отправной точкой и дают информацию процессу обучения;
— запросы и знания ученика уравновешиваются возможностями и уровнем подготовленности учителя;
— учитель придает учебному процессу увлекательный, эмоциональный характер, обеспечивая учет индивидуальных особенностей детей;
— обучение создает продукт деятельности.
Основные особенности личностно-ориентированного урока:
— приоритет диалогических форм учебной деятельности; — организация сотрудничества учителя и учеников (не сдерживать активность, побуждать задавать вопросы);
— доброжелательность в общении, взаимоуважение;
— открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников;
— взаимность обратной связи без боязни самовыражения;
— содействие успешности учащихся в разных видах деятельности (создание ситуаций успеха);
— приоритет конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность деятельности ученика в противовес контролирующей функции (продумывание возможности самоуправления детей);
— взаимная заинтересованность в рефлексии, развитие адекватности самооценки действий, развития, результатов (обмен мнениями, оценками);
— поиск альтернативных путей овладения информацией; — создание проблемных, трудных ситуаций.
При подготовке личностно-ориентированного урока необходимо:
— конкретизация общей цели на отдельных этапах урока;
— подбор дидактического материала, позволяющего удовлетворять познавательную направленность школьников по содержанию, виду и форме, облегчающее его усвоение;
— разные формы организации учебной деятельности (чередование видов и форм работы);
— продуктивная деятельность учащихся;
— использование разных форм общения;
— использование субъектного опыта детей;
— коррекция работы;
— внимание к процессу, а не только к результату.
Проведение личностно-ориентированного урока предполагает:
— использование разнообразных форм и методов обучения;
— создание атмосферы заинтересованности;
— поощрение стремления учеников предлагать свой способ работы;
— создание условий для выбора содержания и деятельности;
— создание условий для делового общения;
— подведение итогов урока с детьми (научились, понравилось);
— анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность;
— давать рекомендации по выполнению домашней работы.
Критерии анализа личностно-ориентированного урока:
— создание положительных эмоций в начале урока;
— сообщение не только темы, но и организационных форм;
— гибкая организация учебной деятельности школьников;
— стимулирование учеников к выбору различных способов учения;
— использование разнообразного дидактического материала;
— активизация субъектного опыта детей;
— организация общения детей;
— анализ ответов учащихся;
— работа с классом, направленная на привлечение всех детей к обсуждению и выполнению задания на творческом уровне, а не только на репродуктивном.
Заключение
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;
учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;
основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение позволит:
1. повысить мотивированность учащихся к обучению;
2. повысить их познавательную активность;
3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т. е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
8. отследить динамику развития учащихся;
9. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.