«Зимний фестиваль знаний 2025»

Лес - наш общий дом

Данное мероприятие учит детей бережному отношению к нашей Зелёной Планете.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Содержимое разработки

Классный час «Лес – наш общий дом».

Класс: 4

Учитель: Васильева Наталия Николаевна

Вид мероприятия : классный час

Цели

- познакомить детей с ролью леса в жизни человека и природы;

- развивать интерес к природоохранной деятельности;

- воспитывать любовь к природе, гражданский патриотизм.

Расширить представление о лесе, воспитывать бережное отношение к лесу.


Оборудование: презентация «Лес - наш друг», компьютер, проектор, рисунки животных и растений, стихи, загадки, игры.   

Весной веселит,

            Летом холодит,

            Осенью питает.

            Зимой согревает.   (Лес)


ВЕД.: Что это такое? Объясните эту загадку. (Дети отвечают.)


СЛАЙД: «ЛЕС - НАШ ДРУГ».

Ученик:

Здравствуй лес,

 Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

 Ты о чем шумишь листвою

 Ночью темной, грозовою,

  Что на шепчешь на заре

   Весь в росе, как в серебре

Кто в глуши твоей таится?

   Что за зверь? Какая птица?

   Все открой, не утаи:

   Ты же видишь, мы свои.


- Мы живём с вами в лесной зоне. Какой же наш долг? ( Наш долг – хорошо знать жизнь леса и учиться охранять его). Кто из вас бывал в лесу? Чем он нравится? Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему в лесу нельзя сорить? Сегодня мы узнаем много интересного о лесе.


-Мы с вами живём на планете Земля. Наши соседи по планете - бабочки и птицы, рыбы и звери, цветы и деревья. Значит, 3емля - наш общий дом. А дом должен быть чистым и уютным. Но умеем ли мы вести себя в нашем доме?  Это мы сегодня и увидим.…       

ВЕД: Ребята, сегодня утром я обнаружила необычное письмо. Сейчас я вам его зачитаю. (Ведущий читает письмо)

«Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.


Пусть на солнечной опушке

Раздаётся звонкий смех.

Приглашаю к себе всех»

ВЕД.: А в конце приглашения подписался:

Я - неуклюжий и смешной.

Приходите в гости все»


- Кто же это? (медведь) Ну что, ребята, примем приглашение? Отправляемся в путь.


СЛАЙД: ЛЕС И ДОРОГА.


ВЕД.: Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу. Поиграем в игру «Можно - нельзя» (дети отвечают хором).
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать побольше деревья (можно)
• Ходить и топтать на лугах на цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Рвать большие букеты цветов (нельзя)
• Любоваться ими (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)



ВЕД.: Но лес – это не только деревья, трава



  1. А как называется лес, где растут разные деревья. (смешанный лес)

  2. Как называется лес, где растут березы? (березовая роща)

  3. Где растут сосны? (сосновый бор)

  4. А как называется лес, где растут берёза, липа, осина, дуб, клён? (широколиственный лес)

  5. А как называется лес, где растут ель, сосна, лиственница, пихта? (хвойный лес)

ВЕД.: Закройте глаза. Почему нет ощущения, что вы в лесу? (не слышим звуков леса)

- Закройте глазки, посидите, отдохните. (Звучат голоса птиц)


СЛАЙД: «ЭТАЖИ ЛЕСА»

ВЕД.: Внимательно рассмотрите лес. С чем вы его можете сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)

- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом).

- А какой это дом? (Большой, многоэтажный.)

- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)

ВЕД: Лес – это многоэтажный дом, где живут многие растения и животные. Они находят здесь укрытие и корм. Лесные соседи живут дружно, потому что у каждого есть свой лесной этаж , своя лесная квартира.


ИГРА «КАКОЙ ЭТАЖ?»

ВЕД.: А сейчас мы поиграем в игру «Какой этаж?». У вас на столах лежат изображения животных и растений. Мы их будем

заселять в наш лес, но не просто так. Сначала я буду загадывать загадку, вы ее отгадываете, называете на каком этаже живет животное или растет растение, потом, у кого это изображение есть, берет его и селит на нужный этаж. Итак, начинаем:


1) С ветки на ветку

Быстрый как мяч,

Прыгает по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал  (белка-1)

 

2) А этот красавец

На беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки   (мухомор – 4)

 

3) Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика   (синичка – 2)

 

4) Эх, звоночки, синий цвет-

С язычком, а звону нет!   (колокольчик -3)

 

 5) Шелестя, шурша травой

Проползает шнур живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел   (змея – 4)

 

6) Растут на ветках группами,

Покрытые скорлупками  (орехи -2)

 

7) Ловит солнышко лучистое,

Зрея на опушке.

Покраснеет и душистая

Попадает в кружки  (земляника –


 

8) Угадайте что за птица

Света яркого боится.

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова (сова -1)


ВЕД.: Да, растений в лесу очень много. И нет ни одного бесполезного.

- Какую они пользу приносят?

(выделяют кислород, являются домом и пищей для животных, людей, древесина для мебели, для лекарств, в парфюмерии)


ВЕД.: Но многие растения стали редкими. Почему?

(их рвут, вытаптывают, вырубают леса для строительства – а растения погибают.)

- Такие растения занесены в Красную книгу.

- Поэтому будем относиться ко всем растениям бережно.


ВЕД.: Выращивайте цветы для букетов сами, на даче, на клумбе. А можно взять и такой цветик - семицветик. Он непростой. Здесь спрятаны для вас хитрые вопросы.


ИГРА «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

1) Какие цветы боятся дождя? (бумажные)

2) Какое растение идёт на изготовление ткани? (лён)

3) Назвать раннецветущее растение, занесённое в Красную книгу. (подснежник)

4) Назвать растение, которое используют для лечения простуды. (липа, малина)

5) Какую траву любят кошки? И сердце лечат этим растением. (валериана)

6) Название какого растения говорит, где оно живёт? (подорожник)

7) Как поступишь, если встретишь в лесу красиво цветущее растение? (сфотографирую, зарисую, постою полюбуюсь)

ВЕД.: Лес – прочное природное сообщество. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Никто и ничто не может уничтожить лес. Так ли это? Кто может уничтожить лес? (Дети приходят к выводу, что человек.) - Сколько времени нужно, чтобы вырасти одно дерево? ( 100 – 150 лет). Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить? Какие вы знаете правила?

СЛАЙД: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ»



ИГРА «СВЕТОФОРЧИК»

ВЕД.: Мы, ребята, сегодня в лес пришли, мы его гости. А как гости должны себя вести?

Я называю правила поведения в природе, вы – если согласны – показываете зелёный свет, нет – красный. Сразу объясняем, почему так делать нельзя.

-можно ли ломать ветки деревьев,

- убирать мусор,

- рвать цветы,

-ловить птенцов,

-подкармливать птиц,

- ловить лягушек,

-разрушать муравейники,

-ловить стрекоз,

-сажать деревья,

-делать кормушки, громко кричать, шуметь в лесу,

- незнакомые грибы сбивать палкой, трогать руками маленьких птенчиков,

-делать кормушки.


ИТОГ ЗАНЯТИЯ.


ВЕД.: Подходит к концу наш классный час. Хочется закончить нашу прогулку по лесу с такими словами: «Человек – часть природы, поэтому очень важно всем нам понять, что мы зависим полностью от всего, что нас окружает: воздух, земля, вода, лес. Сохраним лес, сохраним здоровье и будем жить на красивой, цветущей планете».

На память о нашем мероприятии я каждому из вас дарю  памятку «Как вести себя в лесу».


 








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее