Содержимое разработки
Классный час «Лес – наш общий дом».
Класс: 4
Учитель: Васильева Наталия Николаевна
Вид мероприятия : классный час
Цели:
- познакомить детей с ролью леса в жизни человека и природы;
- развивать интерес к природоохранной деятельности;
- воспитывать любовь к природе, гражданский патриотизм.
Расширить представление о лесе, воспитывать бережное отношение к лесу.
Оборудование: презентация «Лес - наш друг», компьютер, проектор, рисунки животных и растений, стихи, загадки, игры.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает.
Зимой согревает. (Лес)
ВЕД.: Что это такое? Объясните эту загадку. (Дети отвечают.)
СЛАЙД: «ЛЕС - НАШ ДРУГ».
Ученик:
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что на шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
- Мы живём с вами в лесной зоне. Какой же наш долг? ( Наш долг – хорошо знать жизнь леса и учиться охранять его). Кто из вас бывал в лесу? Чем он нравится? Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему в лесу нельзя сорить? Сегодня мы узнаем много интересного о лесе.
-Мы с вами живём на планете Земля. Наши соседи по планете - бабочки и птицы, рыбы и звери, цветы и деревья. Значит, 3емля - наш общий дом. А дом должен быть чистым и уютным. Но умеем ли мы вести себя в нашем доме? Это мы сегодня и увидим.…
ВЕД: Ребята, сегодня утром я обнаружила необычное письмо. Сейчас я вам его зачитаю. (Ведущий читает письмо)
«Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздаётся звонкий смех.
Приглашаю к себе всех»
ВЕД.: А в конце приглашения подписался:
Я - неуклюжий и смешной.
Приходите в гости все»
- Кто же это? (медведь) Ну что, ребята, примем приглашение? Отправляемся в путь.
СЛАЙД: ЛЕС И ДОРОГА.
ВЕД.: Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу. Поиграем в игру «Можно - нельзя» (дети отвечают хором).
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать побольше деревья (можно)
• Ходить и топтать на лугах на цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Рвать большие букеты цветов (нельзя)
• Любоваться ими (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)
ВЕД.: Но лес – это не только деревья, трава
А как называется лес, где растут разные деревья. (смешанный лес)
Как называется лес, где растут березы? (березовая роща)
Где растут сосны? (сосновый бор)
А как называется лес, где растут берёза, липа, осина, дуб, клён? (широколиственный лес)
А как называется лес, где растут ель, сосна, лиственница, пихта? (хвойный лес)
ВЕД.: Закройте глаза. Почему нет ощущения, что вы в лесу? (не слышим звуков леса)
- Закройте глазки, посидите, отдохните. (Звучат голоса птиц)
СЛАЙД: «ЭТАЖИ ЛЕСА»
ВЕД.: Внимательно рассмотрите лес. С чем вы его можете сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)
- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом).
- А какой это дом? (Большой, многоэтажный.)
- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)
ВЕД: Лес – это многоэтажный дом, где живут многие растения и животные. Они находят здесь укрытие и корм. Лесные соседи живут дружно, потому что у каждого есть свой лесной этаж , своя лесная квартира.
ИГРА «КАКОЙ ЭТАЖ?»
ВЕД.: А сейчас мы поиграем в игру «Какой этаж?». У вас на столах лежат изображения животных и растений. Мы их будем
заселять в наш лес, но не просто так. Сначала я буду загадывать загадку, вы ее отгадываете, называете на каком этаже живет животное или растет растение, потом, у кого это изображение есть, берет его и селит на нужный этаж. Итак, начинаем:
1) С ветки на ветку
Быстрый как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал (белка-1)
2) А этот красавец
На беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки (мухомор – 4)
3) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синичка – 2)
4) Эх, звоночки, синий цвет-
С язычком, а звону нет! (колокольчик -3)
5) Шелестя, шурша травой
Проползает шнур живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел (змея – 4)
6) Растут на ветках группами,
Покрытые скорлупками (орехи -2)
7) Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет и душистая
Попадает в кружки (земляника –
8) Угадайте что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова (сова -1)
ВЕД.: Да, растений в лесу очень много. И нет ни одного бесполезного.
- Какую они пользу приносят?
(выделяют кислород, являются домом и пищей для животных, людей, древесина для мебели, для лекарств, в парфюмерии)
ВЕД.: Но многие растения стали редкими. Почему?
(их рвут, вытаптывают, вырубают леса для строительства – а растения погибают.)
- Такие растения занесены в Красную книгу.
- Поэтому будем относиться ко всем растениям бережно.
ВЕД.: Выращивайте цветы для букетов сами, на даче, на клумбе. А можно взять и такой цветик - семицветик. Он непростой. Здесь спрятаны для вас хитрые вопросы.
ИГРА «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»
1) Какие цветы боятся дождя? (бумажные)
2) Какое растение идёт на изготовление ткани? (лён)
3) Назвать раннецветущее растение, занесённое в Красную книгу. (подснежник)
4) Назвать растение, которое используют для лечения простуды. (липа, малина)
5) Какую траву любят кошки? И сердце лечат этим растением. (валериана)
6) Название какого растения говорит, где оно живёт? (подорожник)
7) Как поступишь, если встретишь в лесу красиво цветущее растение? (сфотографирую, зарисую, постою полюбуюсь)
ВЕД.: Лес – прочное природное сообщество. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Никто и ничто не может уничтожить лес. Так ли это? Кто может уничтожить лес? (Дети приходят к выводу, что человек.) - Сколько времени нужно, чтобы вырасти одно дерево? ( 100 – 150 лет). Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить? Какие вы знаете правила?
СЛАЙД: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ»
ИГРА «СВЕТОФОРЧИК»
ВЕД.: Мы, ребята, сегодня в лес пришли, мы его гости. А как гости должны себя вести?
Я называю правила поведения в природе, вы – если согласны – показываете зелёный свет, нет – красный. Сразу объясняем, почему так делать нельзя.
-можно ли ломать ветки деревьев,
- убирать мусор,
- рвать цветы,
-ловить птенцов,
-подкармливать птиц,
- ловить лягушек,
-разрушать муравейники,
-ловить стрекоз,
-сажать деревья,
-делать кормушки, громко кричать, шуметь в лесу,
- незнакомые грибы сбивать палкой, трогать руками маленьких птенчиков,
-делать кормушки.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
ВЕД.: Подходит к концу наш классный час. Хочется закончить нашу прогулку по лесу с такими словами: «Человек – часть природы, поэтому очень важно всем нам понять, что мы зависим полностью от всего, что нас окружает: воздух, земля, вода, лес. Сохраним лес, сохраним здоровье и будем жить на красивой, цветущей планете».
На память о нашем мероприятии я каждому из вас дарю памятку «Как вести себя в лесу».