«_____» ______________ 20_____г. Лабораторная работа № 7
Практическая
СТРОЕНИЕ ВЕГЕТАТИВНЫХ И ГЕНЕРАТИВНЫХ ПОЧЕК, РАСПОЛОЖЕНИЕ ИХ НА СТЕБЛЕ
Цель работы: изучить строение почек; доказать, что почка — это зачаточный побег.
Материалы и оборудование: безлистные побеги рябины (сирени, каштана конского, клена или других растений), лупа, препаровальная игла, предметные стекла, лезвие или скальпель.
Ход работы
|
Рассмотрите побеги предложенных вам растений.
Найдите верхушечную и боковые почки.
Зарисуйте часть побега, обозначив верхушечную
и боковые почки.
Определите, какой тип расположения почек характерен для выданных вам растений. Зарисуйте схемы расположения почек. Под схемами приведите примеры растений с разными типами почкорасположения.
|
Типы расположения почек на стебле
На ветке клена (или другого растения) найдите более мелкие вытянутые (вегетативные) и более крупные округлые (генеративные, или цветочные) почки.
Отделите почки от побега, рассмотрите их. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите ее в лупу. Найдите зачаточный стебель, на верхушке которого расположен конус нарастания, зачаточные листья, кроющие чешуи. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе. Подпишите названия ее частей.
|
Строение вегетативной почки:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осторожно разрежьте крупную генеративную (цветочную) почку вдоль и рассмотрите с помощью лупы ее внутреннее строение. Найдите зачатки цветков на зачаточном стебле. Зарисуйте схему строения генеративной почки.
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните строение вегетативной и генеративной почек. Что общего в их строении и чем они различаются?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните строение почки и типичного побега (см. рис. 110 на с. 132 учебного пособия). Докажите, что почка представляет собой зачаточный побег.
Вывод:________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте краткие ответы на вопросы
Каким образом можно доказать наличие у растений спящих почек?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В населенных пунктах проводят обрезку деревьев и кустарников. С какой целью это делают? Можно ли проводить такую обрезку ежегодно?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осенью во время экскурсии учащиеся обратили внимание, что от пней срубленных весной кленов и тополей за одно лето выросли молодые побеги высотой до 1 м, а всходы этих растений, растущие рядом, не превышают 10—15 см. Объясните, из чего развивается пневая поросль и почему она растет быстрее всходов из семян.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните задание
Поставьте в воду ветку смородины (крыжовника, вишни или какого-либо другого кустарника или дерева). Понаблюдайте за развитием побегов из почек. Отметьте, когда произошло набухание почек, появление и развертывание зеленых листочков. Проследите за ростом побега в длину. Обратите также внимание на образование придаточных корней. Данные наблюдений занесите в таблицу.
Развитие побегов __________________из почек
Начало опыта (дата) | Набухание почек (дней от начала опыта) | Появление листьев (дней) | Развертывание листьев (дней) | Образование придаточных корней (дней) |
|
|
|
|
|
Сделайте вывод, каким образом происходит развитие побега и почки.
Вывод: _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________