«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Курсовая работа на тему: «Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности»

Курсовая работа на тему: «Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности»

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федерального государственного

бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования


«Челябинский государственный педагогический университет»

( ФГБОУ «ЧГПУ»)

Факультет УНК


Курсовая работа

на тему:



«Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности»







Выполнила: Баринова Л.Н.

Студентка ЗФ-208/ 070- 5-1


Проверила: Волчегорская Е.Ю.,

д.п.н., профессор















Челябинск

2016 год.





СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности развития творческих способностей младших школьников.

    1. Значение творческих способностей для развития младшего школьника.

    2. Характеристика различных приемов развития творческих способностей младших школьников.

    3. Творческая деятельность младшего школьника во внеурочной деятельности.

Глава 2. Педагогические условия стимулирования творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.

2.1. Модели внеурочной деятельности

2.2. Принципы внеурочной деятельности

2.3. Опыт стимулирования творческой активности во внеурочной деятельности через коллективную творческую деятельность учителя и учащихся 3 класса в кружке «Умелые ручки».

Заключение

Список литературы

























ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность проблемы исследования.

На сегодняшний день формирование и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста представляют собой один из важнейших вопросов, решаемых в начальной школе. Так как именно они помогают раскрыться ребёнку в полной мере, создавать нечто новое, необычное - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Актуальность темы я вижу в том, что формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития. Каждый учитель ставит перед собой задачу, которая направлена на создание условий для развития творческого потенциала учащихся. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается.

Если посмотреть на современное состояние образования в России, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности, когда быстрым темпом внедряется новый Федеральный Государственный образовательный стандарт, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено именно на развитие творческого мышления учащихся.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Ученые и методисты (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали: «Что основная задача учителя младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания».

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Поэтому выбранная тема «Особенности развития творческих способностей младших школьников» является актуальной.

А.Г. Алейников, автор термина и концепции креативной педагогики, утверждает: «Что творчеству можно и нужно учить с детства».

Исходя из актуальности проблемы нами определенна тема исследования: «Стимулирование творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности ».

Объект исследования - творческая деятельность младших школьников.

Предмет исследования - процесс педагогического стимулирования творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.

В соответствии с поставленной целью была сформулирована следующая гипотеза: стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности будет протекать успешно и способствовать развитию данного качества, при обеспечении следующих условий: реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся при организации внеурочной творческой деятельности; использовании системы стимулирования, предусматривающей коллективную творческую деятельность учителя и учащихся.

Опытно - экспериментальная база исследования.

Изучение опыта стимулирования творческой активности младших школьников осуществлялось у учащихся 3 класса в Шумовской средней общеобразовательной школе.

Цель - изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Для выполнения курсовой работы мы определили задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Дать характеристику различных приемов развития творческих способностей у детей в начальной школе.

3.Изучить развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.

4. Дать характеристику внеурочным видам деятельности.

5. Рассмотреть модели внеурочной деятельности.

6. Проанализировать формы организации внеурочной деятельности в рамках

ФГОС.

В работе мы использовали следующие методы теоретического исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

- классификация;

- использование системы стимулирования, предусматривающую коллективную творческую деятельность учителя и учащихся в кружке «Умелые ручки».

- обобщение материалов исследования.

Глава 1. Особенности развития творческих способностей младших школьников.

1.1.Значение творческих способностей для развития младших школьников.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей. Очень понравилось мне высказывание психолога Богоявленской: «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития».

Я согласна со многими психологами и учителями, которые говорят, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.

Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества - "взаимодействие, ведущее к развитию". Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности. [7, с.7]

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства. [7, с.17]

Для творческого мышления характерно создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности. Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу - психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять ими - управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы. [8, с.4]

Интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом. На практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени на прохождение нового материала. И напрасно. Развивающие минутки дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребёнка к учебному предмету - он активнее работает после таких занятий. [2, с.140]

Через организацию креативной образовательной среды развивается культура учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека. Дети через творческую работу, самосозидание включаются в процесс жизнетворения и получают от этого удовольствие и моральное удовлетворение.

Креативность человека как творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе здоровьетворения - деятельности, мотивированной духовными потребностями в самосозидании и созидании вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.

Творчество и здоровье как "норма жизни" находятся в неразрывном единстве. С одной стороны, творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет на здоровье человека (физическое, психическое, социальное, интеллектуальное и д. р.) - выступает "нормой жизни". В то же время здоровье является своеобразным показателем творчества личности, её созидательных устремлений. Отсюда возможна и обратная связь - с помощью творчества приобщать человека к здоровому образу жизни. [13, с.43]

Физическое развитие. Такая творческая деятельность, как театральная, влияет на преодоление двигательного автоматизма, овладение пластикой движений, формирование осанки, постановки голоса, дикции. При рисовании развивается мелкая моторика рук, что способствует выработке красивого почерка.

Психоэмоциональное развитие. Формируется культура чувств детей: созидание своих ощущений, эмоций, переживаний, способность управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение приобретают положительные эмоциональные переживания детей, радость совместного творчества.

Главное направление развития эмоциональной сферы - это проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребёнок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями в поведение "волевое", что означает переход от внешней к внутренней регуляции, к возможности выбора собственного поведения. [9, с.22] Таким образом, осуществляется и нравственное воспитание.

Интеллектуальное развитие. Создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Занятия сценической деятельностью способствуют развитию и стимулированию интеллектуально-логических (сравнение, анализ, обобщение и т.п.) и интеллектуально-эвристических способностей: генерация идей, воображение, фантазия. Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять. Фантазия - источник творческой духовности человека. Она помогает осознать действия ребёнка, понять, что творится в его душе, осознать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает. Фантазия помогает пережить периоды деприваций (лишений чего-либо). К тому же это один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире. [7, 23]

Выдающийся психолог Л.С. Выготский считает: «Воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими». [3, с.7]

Социальное развитие. В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры. [13, с.46]

Творческие задания, как, например, пересказ истории лягушки путешественницы от лица прутика, за который она держалась в полёте, формируют чувство юмора. Исследования формирования чувства комического у детей показали, что его возникновение также как и возникновение эстетического чувства, связанно с положительной нравственной оценкой изображаемых событий. Чувство юмора играет решающую роль во всём развитии ребёнка. Велика роль чувства юмора в развитии оптимизма и жизнерадости, в разрешении конфликтов, преодолении страхов, что поможет в преодолении психоэмоционального стресса, о котором говорилось выше. [7, с.24]

Кроме позитивного влияния творческих упражнений на развитие ребёнка, подобная форма организации учебной деятельности выступает важнейшей предпосылкой отказа учителя от авторитарных методов обучения.

Одним из условий повышения воспитывающей роли урока в начальных классах является включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом активной позиции ученика в процессе обучения, что предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы психики.

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество.

В философском понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который "приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество - есть творчество из ничего". [7, с. 20]

В педагогике и психологии термин "творчество" рассматривается в контексте понятия "творческая деятельность". Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей. Продуктами творческой деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Действие раздражителя, составляющего проблемную ситуацию, возбуждает рефлекс сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг доминанты концентрируется путем воспроизведения прошлого опыта весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю - проблеме. Таким образом, сама проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения - доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность. [10, с.7]

Доминирующей точкой зрения среди исследователей является предположение, что креативные люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям. Однако выделяется и другой подход к определению творческой деятельности, который основан на предположении, что любая деятельность может включать в себя элементы творчества. [11, с.17]

В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них:

- зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн;

- способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними;

- способность к видению (постановке) проблем;

- оригинальность мышления;

- диалектичность мышления;

- гибкость мышления;

- антиконформизм мышления;

- критичность мышления;

- легкость ассоциирования и воображения;

- способность генерирования идей (умение развивать их);

- способность к оценочным действиям и выбору; [11, с.17]

- готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.

Наличие методической литературы и исследование реального состояния проблемы, посредством анализа уроков чтения в школе доказывают, что проблема существует. Исследуя труды многих авторов можно прийти к выводу, что творческие способности необходимы ребёнку, они несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развития его индивидуальности.



1.2. Характеристика различных приемов развития творческих способностей младших школьников.

Педагог обычной школы, зажатый тисками воспитательного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучении, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования. В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - что важным и достойный процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;

2. Не помешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по- своему;

3. Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она не была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;

4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных, и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ними самими, с его прошлыми опытами;

6. Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так” и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и искать;

7. Творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

8. Не навязывать свою программу образов и действии, манеру изображения и мышления, свою веру, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка;

9. Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддерживанию этого процесса, а не результатам;

10. Развивать чувство меры в отношении детей, к какому - либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, психологические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, точечный массаж, это позволяет предотвратить однообразие перенапряжение и переутомление;

11. Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

12. Для внесения большего разнообразия в занятия и изучения творческих способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развитии психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов Мира.



1.3. Творческая деятельность младшего школьника во внеурочной деятельности.

Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. На организацию внеурочной деятельности отводится 10 часов в неделю в каждом классе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности [9, c.42].

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время [9, c.48].

Занятия по направлениям внеурочной деятельности обучающихся первой ступени должны в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

  • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширить рамки общения с социумом;

  • воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся. [12, c. 107]

Виды внеучебной деятельности для развития творческих способностей:

  • игровая деятельность;

  • художественное творчество.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

 В последнее время много говорится  о креативности мышления. Креативность – личностное качество, представляющее собой способность к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также способность оказать поддержку в творческой самореализации другим людям [12, c, 109].

Цели и задачи, которые может поставить педагог в развитии творческих способностей:

  • развивать детскую фантазию, причинно–следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;

  • развивать умение сочинять рассказы и сказки;

  • решать сложные проблемные задания;

  • формировать любознательность;

  • стремление к познанию нового, неизведанного;

  • формировать умение мыслить логически, нестандартно;

  • развивать речь, логику мышление;

  • повышать мотивацию к самосовершенствованию.

Основные принципы творческого воспитания:

-индивидуальный подход;

-личный пример («делай, как я!»);

-формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому,  к знаниям);

-не навязывать свое мнение и мнение других,  каким бы верным оно ни было;

Методы воспитания и обучения:

  • Активные (игры; самостоятельная деятельность под руководством взрослого; поисковые, исследовательские, практические, связанные с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин,  способствующие активизации познавательной и творческой активности).

  • Пассивные (собственный пример, беседы).

Важно учитывать, что необходимо создавать условия успешного развития творческих способностей. К ним относятся:

  • раннее начало;

  • создание обстановки, опережающей развитие детей;

  • предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы;

  • помощь со стороны взрослых (предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку).

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.

Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

  • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,

  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;

  • дидактические и сюжетно – ролевые игры во внеурочно время;

  • экскурсии, наблюдения;

  • творческие мастерские.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность, которой отлично можно заниматься во внеурочной деятельности.


Глава 2.Педагогические условия стимулирования творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.

Педагогическое стимулирование на современном этапе представляет собой важное условие изменения стиля руководства учебно-воспитательным процессом со стороны учителя и повышения его эффективности. Стратегия педагогического руководства, отвечающего современным требованиям, должна учитывать широкую систему объективных и субъективных факторов, выявлять неиспользованные резервы интенсификации учебно-воспитательной работы, в соответствии с ними искать пути влияния на социальную ситуацию развития школьников.

Именно стимулирование предполагает выбор разнообразных социально значимых средств, которые усиливают интерес учащихся к той деятельности, на которую их ориентирует педагог. Важно, чтобы стимулирование использовалось в тех формах, которые отвечают интересам и потребностям самих учащихся. Именно на таких гуманистических принципах и идеях основывается концепция педагогического стимулирования.

Современная концепция педагогического стимулирования опирается на достижения отечественной психологической мысли, в частности на теории П.П. Блонского, JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в которых были заложены основы целостного учения о личности и закономерностях развития процесса стимулирования.

В школе проблема стимулирования творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности решается до сих пор крайне слабо и осуществляется без учета способностей, интересов и склонностей учащихся. Причину такого явления, очевидно, следует искать в том, что учебно-воспитательный процесс школы, ориентированный, в основном, на репродуктивный характер усвоения знаний, умений и навыков, не способен в полной мере развивать творчество учащихся. Новое же видение процесса стимулирования творческой активности учащихся должно ориентироваться на мотивационно-потребностную сферу, являющуюся важным условием перевода младшего школьника в позицию субъекта активной творческой деятельности.

Ограничиваясь рамками нашего исследования, можно констатировать, что с одной стороны, существует объективная необходимость всемерного развития творческой активности учащихся начальных классов с учетом новых социально-экономических условий, а с другой - имеет место недостаточная разработанность данной проблемы в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

2.1. Модели внеурочной деятельности

Рассмотрение моделей внеурочной деятельности считается необходимым начать с уточнения понятия «модель».

Классик Е. Б. Евладова подчеркивает: «В образовании модель рассматривается, прежде всего, как конкретная организационная система, обеспечивающая существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями». [6, c. 15]

Предлагаемые модели внеурочной деятельности с точки зрения соответствия условий организации образовательного процесса в образовательном учреждении поставленным целям, отражены в программе.

Общеобразовательным учреждениям для ознакомления и первичного анализа предлагаются модели внеурочной деятельности, основание выбора и примерные названия которых представлены в таблице 1.



Таблица 1

Моделирование внеурочной деятельности

Основание выбора моделей

Модели внеурочной деятельности

Условия организации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, соответствующие целями внеурочной деятельности

Модель организации общеобразовательным учреждением внеурочной деятельности самостоятельно на базе самого образовательного учреждения (внутри школьная)

Модель организации общеобразовательным учреждением внеурочной деятельности на базе внешних учреждений (учреждения дополнительного образования, культуры и спорта) во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (внешняя)

Модель организации внеурочной деятельности на базе общеобразовательного учреждения (отдельные направления) и внешних учреждений (смешанная)



Внутришкольная модель организации внеурочной деятельности реализует в общеобразовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов, разрабатывает и осуществляет механизм координации, определяет из числа их работников организации и проведения внеурочной деятельности, находит оптимальные формы её реализации, рассчитывает источник финансирования внутри фонда оплаты труда. [1, c. 9]

Внешняя модель организация внеурочной деятельности реализуется в общеобразовательном учреждении при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров. Механизмами координации внеурочной деятельности в этом случае могут быть договоры о совместной деятельности, в которых согласуются кадровые, финансовые, организационные, методические и иные условия взаимодействия. При этом общеобразовательное учреждение является для своих партнёров основным заказчиком услуг, поскольку реализуемые за его пределами программы внеурочной деятельности должны обеспечивать выполнение Программы данного учреждения.

Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие общеобразовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой – заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС НОО. В условиях смешанной модели общеобразовательное учреждение организует внеурочную деятельность с опорой на точный анализ собственных ресурсов, возможностей их восполнения за счёт других учреждений, на основе чего и разрабатывается механизм взаимодействия, отвечающий потребностям реализации программ внеурочной деятельности. [1,c. 10]

2.2. Принципы внеурочной деятельности

Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический (сотруднический), деятельностный, и в соответствии со следующими принципами:

2.2.1. системность

Принцип системности, как и любой другой дидактический принцип воплощает в себе определенную ряд требований к построению содержания обучения, к организации процесса обучения, к участников учебно-воспитательного процесса - учеников и учителя. В основе этих требований лежит понятие системы, в частности, ее функционально-морфологического строения. Одна из них заключается в том, что содержание учебного материала должен быть организован в систему.

Выдающиеся педагоги Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков подчеркивают:

Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

- урочной и внеурочной деятельностью;

- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

Относительно требований к участникам учебно-воспитательного процесса, то они ограничиваются тем, что и ученики, и учитель должны знать функционально-морфологическую системную структуру и быть психологически готовы к ее использованию. Наконец принцип системности требует того, чтобы всеми возможными средствами учитель развивал системность мышления ученика, а это означает, что различные виды учебных действий (доказательства теоремы, развязывание упражнений, задач, разбор предложений, изучения произведения, явления, факта и т.д.) осуществлялось под углом зрения системной "призмы".[1, c. 8]

2.2.2. вариативность

Принцип вариативности является одним из необходимых условий организации модульного обучения и реализуется в учебном проекте через блок управления, встроенный в обучающий модуль. С принципом вариативности тесно связаны принципы обратной связи, нормирования, модульности, структурирования.

Реализация принципа вариативности усиливает самомотивацию учащихся на достижение учебных целей, так как предоставляет им множество возможностей выбора уровня усвоения, образовательных маршрутов, видов учебных действий, вариантов контроля и пр. Функции управления учебным процессом при этом частично делегируются учащимся.

 В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.[1, c. 8]

2.2.3. добровольность

Данный принцип предполагает свободу выбора обучающимся и их родителями (законными представителями) различных видов деятельности, добровольного участия в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

2.2.4. успешность и социальная значимость

Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.[1, c. 9]


2.3. Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Внеурочная   деятельность  может быть организована в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через  организацию  деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями [5, с. 24].

В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.

Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Выделяются следующие формы проведения кружка:

- по способу подачи языкового материала -- устные и письменные;

- по частоте проведения -- систематические (постоянные) и эпизодические (разовые);

- по количеству участников -- индивидуальные, групповые, массовые.

Главное различие всех кружков состоит в том, что в каждом кружке изучаются определённые вопросы. Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей.

Задача учителя объяснить учащимся, что занятие в кружке - не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.

Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:

- специфические образовательные задачи;

- принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;

- ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;

- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений.

Студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений.

Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды).

Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.

Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму:

- исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);

- информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);

- применение новой информации;

- оценка результатов применения[4, c. 222].


2.3. Опыт стимулирования творческой активности во внеурочной деятельности через коллективную творческую деятельность учителя и учащихся 3 класса в кружке «Умелые ручки».

Базой нашего исследования стала Шумовская средняя общеобразовательная школа, 3 класс.

Особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств:

трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, кружковцы приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, кружковцы приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Программа кружка художественного творчества «Умелые ручки» рассчитана на два год обучения детей 9 - 10 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения:

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества:

представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами.

удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои способности.

позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы:

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

Должны знать и уметь:

Историю возникновения народной игрушки

Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.

Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.

Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Правила общения.

Правила безопасности труда.

Правила личной гигиены.

Формы контроля:

Рейтинг готового изделия.

Наблюдение

Беседа, объяснения учащихся.

Практический контроль.

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей руководитель кружка, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения дети и руководитель должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Календарно - тематическое планирование

Сентябрь - декабрь

Тема

Кол-во часов


Работа с бумагой и картоном.

10 ч.

Вводное занятие. «Из истории бумаги».

1

Изготовление цветов из салфеток.

2

Из истории аппликации. Обрывной аппликация. Чудо-дерево.

2

Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги.

1

Изготовление цветов из гофрированной бумаги.

2

Чудесные тарелочки. Поделки из одноразовых картонных тарелок.

2


Работа с природным материалом.

3 ч.

Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

Панно из семян. «Подсолнухи»

1

Объемные композиции из природных материалов.

1


Работа с пластилином.

5 ч.

Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.

2

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропический остров».

1

Налепные украшения. Панно.

1

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных. Композиция по сказке.

1


Работа с нитками.

6 ч.

Декорирование нитками вазочек для цветов.

2

Декорирование нитками корзиночек и карандашниц.

2

Изготовление из помпонов снежинок

Изготовление из помпонов зверюшек

4



Работа с разными материалами.

9 ч.

Изготовление открыток к 23 февраля

2


Изготовление открыток к 8 марта


2

27.

28.

29.

Изготовление вазочек из стеклянных баночек.

2

30.

Коллективное панно из разных материалов

2

31.

Плетение из цветных лент.

2

32.

33.

Итоговое занятие. Изготовление открытки по замыслу.


Январь- май

Тема

Кол-во часов


Работа с бумагой и картоном.

10 ч.

1.

Вводное занятие. «Из истории вырезывания» и «Как появилась бумага».

1

2.

Симметричное вырезывание. Гирлянда.

2

3.

4.

Круговая композиция. «Такие разные снежинки»

2

5.

6.

Прорезы, создающие объемность. «Ежик»

1

7.

Объемные изделия с щелевым замком. Елочные игрушки.

2

8.

9.

Птицы из полосок.

2

10.


Работа с природным материалом.

3 ч.

11.

Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

12.

Панно из семян и крупы.

1

13.

Объемные композиции из природных материалов.

1


Работа с пластилином.

5 ч.

14.

Лепка. Из истории глиняной игрушки.

2

15.

16.

17.

Лепка сложных форм различными способами. Современные игрушки из пластилина.

2

18.

Интерьер комнаты. Мебель.

1


Работа с тканью и нитками.

6 ч.

19.

Плоские игрушки из ткани.

2

20.

21.

«Чудики»

2

22.

23.

«Подарки к празднику»

2


24.


Работа с разными материалами.

9 ч.

25.

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. «Букет»

2

26.



Мозаика из карандашных стружек. «Животные».


2

27.

28.

29.

Мозаика из газетных комков. «Козлики на лугу».

1

30.

Мозаика из ватных шариков. «Старик лесовик»

1

31.

Объемное плетение из двух полосок. «Гармошка».

2

32.

33.

Итоговое занятие. Изготовление открытки по замыслу.

1

Сентябрь – декабрь 2015 года

Тема

Кол-во часов


Работа с бумагой и картоном.

10 ч.

1.

Вводное занятие. «Из истории бумаги».

Изготовление объемных бумажных цветов для оформления помещения к празднику

1

2.

Торцевание из гофрированной бумаги

2

3.

4.

Торцевание из гофрированной бумаги

2

5.

6.

Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги. Лилия. Корова.

1

7.

Объемная аппликация из гофрированной бумаги. Филин на ветке.

2

8.

9.

Мозаика из газетных комков. Поделка «Барашек».

2

10.


Работа с природным материалом.

3 ч.

11.

Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

12.

Панно из семян. «Подсолнух»

1

13.

Объемные композиции из природных материалов.

1


Работа с пластилином.

5 ч.

14.

Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.

2

15.

16.

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Парусник».

1

17.

Налепные украшения. «Универсальный робот», «Принцес

са».

1

18.

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Композиция по мифам.

1


Работа с тканью и нитками.

6 ч.

19.

Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из

ткани.

2

20.

21.

Из истории ниток. Виды ниток. Куклы из ниток.

2

22.

23.

Игрушка из ткани и картона «Мышка».

2


24.


Работа с разными материалами.

9 ч.

25.

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. «Ветка сирени»

2

26.



Канзаши


2

27.

28.

29.

Мозаика из кусочков поролона. «Ягода-малина».

1

30.

Мозаика из ватных шариков. «Гномик»

1

31.

Мозаика из яичной скорлупы. «Аквариум»

2

32.

33.

Итоговое занятие. Изготовление открытки по замыслу.


Январь- май 2016 года

Тема

Кол-во часов


Работа с бумагой и картоном.

10 ч.

1.

Вводное занятие.

1

2.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги путем. Игрушки из бумажных полосок.

2

3.

4.

Забавные животные из бумажных полосок.

2

5.

6.

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм. Технические модели.

1

7.

Модели из молочных коробок.

2

8.

9.

Многоэтажный дом.

2

10.


Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм .

3 ч.

11.

Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба.

1

12.

Аппликация из геометрических фигур.

1

13.

Портрет из геометрических фигур.

1


Плетение.

8 ч.

14.

Из истории плетения.

1


15.

16.

Косое плетение в 4 пряди. Закладка. Плетеный человечек.

2

17.

Прямое плетение из полос бумаги.

1

18.

19.

Плетеные картинки.

2

20.

21.

Плетень.

2


Работа с тканью и нитками.

6 ч.

22.

Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел.

2

23.

24.

Декоративные узлы. «Узел счастья»

2

25.

26.

«Дерево жизни», «Турецкий узел».

2


27.


Работа с разными материалами.

6 ч.

28.

Из истории пуговиц. Способы пришивания.

2

29.

30.

31.

32.

33.


Аппликации из пуговиц и паеток


4


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У кружковцев будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Кружковец получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Кружковец научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Кружковец получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Кружковцы смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

Кружковец получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


В результате занятий по предложенной программе кружковцы получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса

  • Достичь оптимального для каждого уровня развития

  • Сформировать навыки работы с информацией.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В последнее время многие взрослые (педагоги и родители) проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом – «креативный». Однако мне думается, что смысл этих двух терминов несколько различен. Как сказал один из блоггеров, «креативность – это способность видеть мир принципиально в другом свете и находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Отсюда ясно, что креативность будет котироваться всегда и это качество отнюдь не лишнее. Это возможность найти сто баксов там, где обычно находят копейку». Я считаю, что оптимальные условия для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной  и внеурочной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС позволил нам сделать следующие выводы:

Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учитель начальных  классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Формирование творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним.

Творчество есть выход за пределы традиции и стереотипов. Таким образом, изучение проблемы творчества в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. – М. : Просвещение, 2013. – 96 с.

  2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2006. – 36 с.

  3. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2009. – 144 с.

  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Академия,-2011.- 55 с.

  5. Ганина С.А. Модель развития творческой активности младших школьников в системе дополнительного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2007. - № 1. – 97 с .

  6. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1 – 4 классах: Методическое пособие. – Тула: Арктоус, 1996.-12с.

  7. Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. –225 с.

  8. Гостилович Т.К. Изобразительное искусство и художественное творчество как одно из важнейших средств развития творческого мышления у младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 8. – 245 с.

  9. Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.-11с.

  10. Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки. Для дошкольников и младших школьников. – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2009. – 26 с.

  11. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – 15 с.

  12. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Еромолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 170с.

  13. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.

  14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009.-25 с.

  15. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.

  16. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. - Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. - 344с.

  17. Конышева Н.М. Праздник делаем сами. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для занятия с детьми 6 – 9 лет дома и в школе. М.: ТОО «Линка-Пресс», 1995.- 9 с.

  18. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. – М.: Эксмо, 2009.-18с.

  19. Курочкина М. Методы развития творческих способностей младших школьников // Воспитание школьников. - 2009. - № 4. - 48 с.

  20. Лутцева Е.А., Колисниченко И.И. Учимся работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам труда. – М.: АРКТИ , 2002.-14с.

  21. Мукина, А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников / А.Н. Мукина // Начальная школа. - М., 2008. - №5. - 47с.

  22. Миронов Н.П. «Способность и одаренность в младшем школьном возрасте». Начальная школа.- 2004 г. - № 6.-45с.

  23. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб.: Питер, 2009.-67с.

  24. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. – М.: МПСИ, Флинта, 2007.-38с.

  25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.- 22 с.

  26. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы.- 2003. - № 3.- 107с.

  27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  28. Фридман, Л.М. О психологии младшего школьника / Л.М. Фридман. // Начальная школа. - М., 2001. - №1. – 3 с.

  29. Хуторский А.В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.-7с.

  30. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2000.-21с.

  31. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-stimulirovanie-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti#ixzz45PhVGkeS





















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее