«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Культура Руси в XII-XIII вв.

Формировать у учащихся целостное представление о Киевской Руси; ее значении в системе

рассказать о начале русской письменности и летописания;

- пояснить роль Киевской Руси как государства, ставшего исторической и культурной колыбелью

трех восточно – славянских народов – русских, украинцев и белорусов;

воспитывать уважение к культуре своего народа и желание познакомиться с ней.

Задачи урока:

- на основе фактов сформировать представление о достижениях Древнерусской культуры;

- выявить взаимосвязь между языческими и христианскими традициями в русском искусстве;

- создать условия для определения роли искусства в жизни русских людей, формирования толерантного отношения к иным оценкам и позициям.

8. Планируемые результаты: доказать, что после Крещения Русь стала частью православного мира, но на Руси православная культура переплеталась с языческими верованиями и обычаями.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Класс 6 история

Тема : Культура Древней Руси.

Цели:

Предметные: учащиеся смогут: давать определения терминов, понятий по тематике урока; извлекать необходимую информацию, выявлять признаки византийского влияния, характеризовать особенности культуры в Древнерусском государстве, узнавать основные памятники этого периода.

Метапредметные:

Познавательные: учащиеся смогут: находить достоверные сведения в информационных источниках, выделять главное, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные: учащиеся смогут: определять цель, проблему, выдвигать гипотезы, выбирать средства достижения цели, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: учащиеся смогут: организовывать свою работу, излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого участника учебного процесса.

Личностные: учащиеся смогут: оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников, уважительно относится к мнению других, обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Для учителя цели

формировать у учащихся целостное представление о Киевской Руси; ее значении в системе

рассказать о начале русской письменности и летописания;

- пояснить роль Киевской Руси как государства, ставшего исторической и культурной колыбелью

трех восточно – славянских народов – русских, украинцев и белорусов;

 воспитывать уважение к культуре своего народа и желание познакомиться с ней.

 Задачи урока:

- на основе фактов сформировать представление о достижениях Древнерусской культуры;

- выявить взаимосвязь между языческими и христианскими традициями в русском искусстве;

- создать условия для определения роли искусства в жизни русских людей, формирования толерантного отношения к иным оценкам и позициям.

8.     Планируемые результаты: доказать, что после Крещения Русь стала частью православного мира, но на Руси православная культура переплеталась с языческими верованиями и обычаями.


Актуализация.

Речевая разминка

 Составить образный рассказ о путешествии в Др.Киев от имени заморского князя. (4-5 предложений).

 Групповая работа с документами « Русская Правда»

Мотивация

Девиз на доске

«Проверим знания! Покажем знания! Удивим знаниями! Мы знаем всё!»


Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубы.

   О ком идет речь в этом стихотворении? (Ответы детей).

Именно славяне были нашими предками, именно о них сегодня и пойдет речь.


Изучение нового материала.



 План темы.

1.​ Особенности культуры Древней Руси.

2.​ Письменность и грамотность.

3.​ Литература и устное народное творчество.

4.​ Зодчество и изобразительное искусство


Работа со словарем.

Понятие « культура» - все то, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир, на человеческие отношения.


Работа учащихся с учебником. 

Задания учащимся. После чтения выделить особенности культуры Древней Руси.

Заполняем таблицу по Достижения культуры

Задания для всех в группах

Отросль

достижения

представители





Работа в группах Архитектура Древней Руси.

1 гр. Текст (раздаточный материал) рисунки). Задание.1. Выписать в тетрадь новые слова


  Софийский собор в Киеве - шедевр древнерусской архитек­туры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительст­ва. Зодчие были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Такое впечатление производит и София Киевская.

Собор расположен на высоком берегу Днепра. «Повесть вре­менных лет» рассказывает о закладке собора в 1037 году на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печене­гами. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести.
   Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг.

Софийский собор в Новгороде.
   Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по по­велению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений.
Софийский собор в Новгороде определил направление нов­городской архитектуры - скупость украшений, строгость и величе­ственность форм.
   Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храма мозаикой. Но уже с начала 12 в. в храмовом строительстве отчетливо прослеживаются самобытные традиции. Первый известный по имени русский архитектор – Петр создает в новом стиле монументальный Георгиевский Собор Юрьева монастыря.

Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;
Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке;
Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.

2 гр. Задание 1. Дать понятие фольклор.(раздаточный материа)

Проверяем заполнение таблицы

Текст.

   Фольклор – устное народное творчество.
   О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачи – причитания, песни на пирах и тризнах. Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни. Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания о родоначальниках племен и княжеских династий, об основании городов, о борьбе с чужеземцами. Летописное повествование о событиях IX–X веков практически целиком основано на фольклорном материале. Самые знаменитые произведения древнерусского фольклора - былины. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей. Каких воинов-богатырей вы знаете? (Ответы детей). Народную славу им принесла защита родной земли от врагов – степных кочевников.

Вопросы:
– Какие былины вы можете назвать? (Ребята называют известные им былины).
   Пословицы и поговорки в краткой, афористичной форме фиксируют многовековой опыт обыденной жизни народа: «Из одного дерева икона и лопата»; «И скоморох ину пору плачет». А какие пословицы и поговорки знаете вы? (Ответы детей).

3гр Литература.то такое летопись, житие.

Текст (раздаточный материал)

Первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшены миниатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.

   Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями.


Житие-литературное описание людей, причисленных пра­вославной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.
Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.

Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.

Проверяем заполнение таблицы. Другие учащиеся с другой группы.Внося т таблицу данные

Физкультминутка – гимнастика для глаз. 

Закрыть, открыть глаза, посмотреть вверх, вниз, вправо влево, вдаль, вблизи








Закрепление в парах. (разлаточный) Дифиринцированные задания.

Приложение 1.

Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия ими ________. Славянскую азбуку создали византийские монахи ________ и _________. Первые русские книги были _________ и очень дорогими. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - _________. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - ____________. Вместо бумаги пользовались березовой корой - __________. Первыми литературными произведениями были __________. Древнейшая дошедшая до нас ___________________ была создана около _______ года монахом Киево-Печерского монастыря ___________. Он был одним из первых создателей ___________ - литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Еще до _________ жил другой крупный литератор Древней Руси - ___________.Наиболее известным его произведением является «__________________».

(Ответы: христианства; Кирилл, Мефодий; рукописными; уставу; миниатюрами; берестой; летописи; «Повесть временных лет»; 1113; Нестором; житий; Нестора; Иларион; «Слово о Законе и Благодати».).

Взаимопроверка (ответы на доске) обменятся по парам.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Задание Назвать сооружения.

1.​ « На ее строительство и содержание князь Владимир отдал десятую часть княжеских доходов. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором».

2.​ « Это единственное сооружение 11-12 веков, дошедшее до наших дней почти без изменений. Здесь всего лишь пять куполов. Мощные стены сложены из известняка. Внутри нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Выполнить тестовые задания.

Выполните тестовое задание:

Выберите правильный ответ

1. Главным мотивом русских былин было:

а) поклонение прекрасной Даме

б) крещение иноверцев

в) освобождение своей земли и защита от врагов

г) верность своему покровителю

2. В древнерусском государстве писали письма на:

а) глиняных табличках

б) бумаге

в) бересте

г) пергаменте

3. Создателем «Повести временных лет» был:

а) Даниил

б) Нестор

в) Иларион

г) Анатолий

4. При Ярославе Мудром был построен знаменитый собор святой Софии в:

а) Полоцке

б) Юрьеве

в)Смоленске

г)Киеве

5. Особый жанр древнерусской литературы,к которому относятся поучения, похвалы, письма:

а) летописи

б) хроника

в) слово

г) житие

Вопросы:Учитель задает классу для закрепления.

какие факторы повлияли на культуру Древней Руси?

- какая цель была поставлена перед уроком?

- назовите особенности культуры Древней Руси

- чему научил сегодняшний урок?


Рефлексия

Ребята, поставьте себе итоговую отметку за урок

Листы самооценки на парте.

Критерии оценивания на парте.

Д.З. параграф паодготов к п/р по теме.

Даты, события, таблица в тетради.

Творческое задание Составить экскурсию по Древней Руси на выбор.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее