«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

КТП по биологии 9 класс

Тематическое планирование уроков биологии в 9 классе

Программа Н.И.Сонина, В.Б.Захарова и соавторов. 2013г. Дрофа.

Учебник: Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9кл класс».

Предмет биология, 9 класс – 70 часа. 2 час в неделю.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки








      1. Календарно-тематический план

по биологии


















Класс: 9

Учебник: Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9кл класс».

Количество часов: 70 (2 часа в неделю)

Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна














Тематическое планирование уроков биологии в 9 классе

Программа Н.И.Сонина, В.Б.Захарова и соавторов. 2013г. Дрофа.

Учебник: Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9кл класс».

Предмет биология, 9 класс – 70 часа. 2 час в неделю.


Раздел, тема урока.

Тип урока


Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Примечание.


По плану

фактически

ЗУН

УУД

1

Введение

5.9


Основные понятия: биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника Биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология,

Становление биологии как науки. Основные понятия: наука, научный факт, гипотеза, теория.

Давать определение термину биология. Приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук.Перечислять эначение достижений биологии в различных сферах человеческой д-ти. Выделять предмет изучения биологии.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

прочитать


Раздел. 1. Эволюция живого мира на Земле.


2

Гл.1. многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.

6.9


Уровни организации жизни. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Знать:Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 11 вопросы 1-5

ИКТ

3

Гл.2 развитие биологии в Додарвиновской период

Становление систематики

12.9


Живые системы – объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост и развитие, саморегуляция, самовоспроизведение.

Дать определение систематики.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр15 вопросы 1-4

ИКТ

5

Гл3. Теория Чарльза Дарвина о происхождение видов путем естественного отбора Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

19.9


Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Давать определение поня­тию эволюция.

Выявлять и описывать пред­посылки учения Ч.Дарвина.

.Выделять отличия в эволю­ционных взглядов Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 20 вопросы 1-3

ИКТ

6

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

20.9


Селекция. Породы животных, сорта растений, изменчивость признаков, мутации, искусственный отбор.

Объяснять причину многооб­разия домашних животных и культурных растений. Выделять отличия в эволю­ционных взглядов Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 23 вопросы 1-4

ИКТ

7

Учение Ч. Дарвина об естественном отборе

26.9


Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Давать определение поня­тиям: наследственная измен­чивость, . борьба за существо­вание. Называть:

основные положения эволюци­онного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существова­ние и

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 29 вопросы 1-7

ИКТ

8

Формы естественного отбора

27.9


Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Естественный отбор как направляющий фактор эволюции

Давать определение поня­тиям: наследственная измен­чивость, . борьба за существо­вание. Называть:

основные положения эволюци­онного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существова­ние и

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр35 вопросы 1-4

ИКТ

9

Контрольная работа на тему «Уровни организации и основные свойства живых организмов»

3.10



Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися



10

Гл.4 Приспособленность организмов Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

Л,Р.№1 «Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных»

4.10


Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Многообразие животных – результат эволюции. Разнообразие видов растений – результат эволюции.

умение самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результатов). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы,

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр44 вопросы 1-5

Лабораторная работа

11

Забота о потомстве

10.10


Покровительственная окраска, предостерегающая окраска, приспособительное поведение, демонстративное поведение, мимикрия, виды заботы о потомстве у животных.

Знать о многообразии видов в природе; приспособленности организмов к среде обитания; уметь показывать на конкретных примерах относительный характер приспособления.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы,

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 49 вопросы 1-2

ИКТ

12

Физиологические адаптации

11.10


Физиологические приспособления (адаптации) к условиям среды.

Знать навыки работы с источниками информации; уметь анализировать информацию учебника.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 52 вопросы 1-5

ИКТ

13

Гл.5 Микро эволюция Вид, его критерии и структура

Л.Р.№2 «изучение приспособленности организмов к среде обитания »

17.10


Уровни организации живой природы, дискретность, репродукция, гибрид, вид, кариотип, изоляция, межвидовое скрещивание и бесплодие, миграции, популяции.

знать характеристику понятия «микроэволюция», основные формы видообразования, приводить примеры. Знать форму отбора, которому принадлежит решающая роль в процессах видообразования

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 55 вопросы 1-6

Лабораторная работа

14

Эволюционная роль мутаций

Л.Р. № 3 «Изучение изменчивости , критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

18.10


ДНК, мутации, гаметы, ген, гетерозиготы, генофонд, рецессивные гены, микроэволюции.

Знать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр58 вопросы 1-4

Лабораторная работа

15

Гл.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция Главные направления эволюции

24.10


Биологический прогресс, регресс, макроэволюция, ароморфоз (морфофизиологический прогресс), идиоадаптация, общая дегенерация (морфофизиологический регресс), специализация, паразитизм

знать основные таксономические группы, что такое макроэволюция, доказательства макроэволюции. Знать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). Иметь представление о значении исследования филогенетических рядов

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр65 вопросы 1-6

ИКТ

16

Контрольная работа

«Микро- и Макроэволюция»

25.10


Проверка умений и навыков использования всех определений темы «Микро- и Макроэволюция

Иметь представление об истории взглядов на эволюцию живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, понятия «борьба за существование» и «естественный отбор

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Работа над ошибками

Контрольная работа

2ЧЕТВЕРТЬ

17

Общие закономерности биологической эволюции

7.11


Типы эволюционных

изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция), главные линии эволюции (идиоадаптации и дегенерации).

Знать навыки работы с источниками информации; уметь объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации), анализировать информацию учебника.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 70 вопросы 1-4

ИКТ

18

Гл. 7 Возникновение жизни на земле Современные представления о возникновении жизни

8.11


Теории и гипотезы о происхождении жизни, формулировки слова «жизнь», определения: коацерваты, жизнь, абиогенный синтез

Знать основные этапы химической эволюции по теории Опарина; уметь давать характеристику первичной атмосферы Земли, первичного океана, объяснять процессы, происходящие в этих средах, результаты этих процессов.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Повторить

ИКТ

19

Начальные этапы развития жизни

14.11


Прокариоты, эукариоты, фотосинтез, симбиоз, хемосинтез, автотрофы, гетеротрофы

Знать о значении появления в ходе эволюции процессов фотосинтеза, многоклеточности, полового процесса, основные этапы биологической эволюции; уметь объяснять суть процессов происходивших на различных этапах биологической эволюции.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Повторить

ИКТ

20

Гл. 8 Развитие жизни на Земле Жизнь в архейскую и протерозойскую эру

15.11


Фотосинтез, половой процесс, ткань, филогения, геохронология

Знать о развитии природных условий в данные эры, важнейшие этапы эволюции; уметь давать объяснения процессам, происходивших в архейской и протерозойской эрах, объяснять их эволюционную значимость.

Регулятивные УУД 

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Повторить

ИКТ

21

Жизнь в палеозойскую

21.11


Псилофиты, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные растения, семенное размножение, ротовой аппарат хватательного типа. Парные плавники, членистоногие. Кистеперые рыбы, двоякодышащие рыбы, лучеперые рыбы, стегоцефалы, рептилии.

Знать о процессах, происходящих в периоды палеозойской эры, основные ароморфозы, происходящие с живыми организмами в различные периоды палеозойской эры, причины этих ароморфозов; уметь объяснять направления эволюции, хар-ть фауну палеозоя, условия внешней среды, особ-ти строения живых организмов.

Регулятивные УУД 

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Повторить

ИКТ

22

Жизнь в мезозойскую эру

22.11


Покрытосеменные растения, цветок, двойное оплодотворение, эндосперм, динозавры, птицы, млекопитающие, теплокровность, кора головного мозга, условные рефлексы, забота о потомстве.

Знать о процессах, происходящих в периоды мезозойской эры; уметь объяснять направления эволюции цветковых растений, пресмыкающихся, млекопитающих.

Регулятивные УУД 

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Повторить

ИКТ

23

Жизнь в кайнозойскую эру

28.11


Ледниковый период, сумчатые и плацентарные млекопитающие, мамонты, кайнозой, австралопитеки и эволюция человека.

Знать о продолжительности кайнозойской эры, о ее периодах, определения «ароморфоз», «идиоадаптация»; уметь давать объяснения проц ессам, происходившим в кайнозое.

Регулятивные УУД 

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


Повторить

ИКТ

24

Происхождения человека

29.11


Австралопитеки, неандертальцы, кроманьонцы, антропология, антропогенез, прямохождение, приматы, гоминиды, речь, расы, социальная среда.

Знать о происхождении человека, многообразии рас человека и их значении, основные этапы эволюции приматов и человека; уметь объяснять движущие силы антропогенеза, приводить примеры для иллюстрации изученных сведений.

Регулятивные УУД 

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Сообщение


25

Контрольная работа «Развитие жизни на Земле»

5.12






Раздел 2. Структурная организация живых организмов.

26

Гл. 9. Химические организации клетки Неорганические вещества, входящие в состав клетки

6.12


Неорганические молекулы живого вещества Органические молекулы. Биологические

полимеры: Углеводы, Липиды, Жиры: состав, строение, функции.

Нуклеиновые кислоты их состав, строение, функции. Отличия ДНК от РНК. АТФ и другие органические соединения в клетке.

Приводить примеры биопо­лимеров. Называть: процессы, происходящие на молекулярном уровне; уровни организации жизни и элементы, образующие уро­вень. Определять принадлежность биологических объектов к уров­ню организации.

Регулятивные УУД 

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 107 вопросы 1-5


27


Органические вещества, входящие в состав клетки

12.12


Химический состав клетки, его постоянство. органические вещества в ней. Их функции. Вода и ее роль в клетках. Углеводы (полисахариды), жиры и липиды. Их разнообразие и свойства.

Раскрывать сущность прин­ципа организации биополиме­ров.

Объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углево­ды и липиды являются биопо­лимерами только в клетке

Регулятивные УУД 

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 112 вопрос 1-12


28

Гл.10 обмен веществ и преобразование энергии в клетке Пластический обмен. Биосинтез белков

13.12


Обмен веществ, пластический обмен, энергетический обмен, триплет (кодон), генетический код, комплементарность, избыточность, специфичность, универсальность генетического кода и другие.

Знать о процессе биосинтеза белков; уметь объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков (транскрипция, трансляция).

Регулятивные УУД 

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 116 вопросы 1-5


29

Энергетический обмен. Способы питания

19.12


Этапы энергетического обмена; внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы.

Называть: в-ва – источники энергии; продукты реакций обмена в-тв; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене в-тв. Характеризовать этапы энергетического обмена

Регулятивные УУД 

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 121 вопросы 120


30

Гл11. Строение и функции клеток Прокариотическая клетка

20.12


Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Знать об особенностях строения прокариотической клетки, роли бактерий в природе и жизни человека; уметь различать живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки.

Регулятивные УУД 

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 124 вопросы 1-5


31

Эукариотическая клетка. Цитоплазма

26.12


Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитосклет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

Знать об особенностях строения эукариточеской клетки, роли бактерий в природе и жизни человека; уметь различать живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки.

Регулятивные УУД 

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 132 вопросы 1-5


32

Эукариотическая клетка. Ядро

Контрольная работа «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке»

27.12


Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строе­ние ядра.Анализировать содержание предлагаемых в тексте опреде­лений основных понятий.Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра.

Регулятивные УУД 

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 136 Вопросы1-7


3ЧЕТВЕРТЬ

33

Деление клеток

10.1


Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза

риводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза.

Регулятивные УУД 

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 141 вопросы 1-5


34

Клеточная теория строение организмов

Л.Р. №4. «Изучение клеток растений, животных, на готовых микропрепаратах»

16.1


Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Строение и функции прокариотической и эукариотической клеток.

Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотрофов и гетеротрофов. Фотосинтез. Энергетический обмен. Биосинтез РНК и белка

Приводить примеры орга­низмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки;

положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

Находить в биологических словарях и справочниках зна­чение термина теория. Объяснять общность проис­хождения растений и животных.

Доказывать, что клетка - жи­вая структура.

Регулятивные УУД 

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


Повторить

Лабораторная работа

35

Контрольный тест Состав клетки. Органические вещества клетки

17.1


Проверка умений и навыков использования всех определений темы «Состав клетки. Органические вещества клетки».

Уметь использовать полученные по теме «Состав клетки. Органические вещества клетки» знания.

Регулятивные УУД 

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;



Раздел 3. Размножение и индивидуальное бесполое размножение развитие организмов.

36

Гл12. Размножение организмов Бесполое размножение

23.01


Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение организмов, его виды. Митоз, основные стадии митотического цикла.


Знать: виды бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений; биологическое значение бесполого размножения;

Уметь: приводить примеры растений и животных с разными формами бесполого размножения;

Регулятивные УУД 

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 149 вопросы 1-5


37

Половое размножениеРазвитие половых клеток

24.1


Сущность и формы размножения организмов. Половое размножение .Развитие половых клеток: основные стадии формирования, мейоз. Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организмов: эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.

Биогенетический закон

Анализировать содержание определений основных понятий .Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.

Регулятивные УУД 

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 155 вопросы 1-5


38

Гл 13. Индивидуальное развитие организмов(онтогенез Эмбриональный период развития

30.1


Эмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Особенности цветковых растений на разных этапах онтогенеза: зародыш семени, проросток и побеги взрослых растений.

Давать определение понятий онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; роста организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное воздействие организмов; факторы риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек

Регулятивные УУД 

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


Стр 161 вопросы 1-6


39

Постэмбриональный период развития

31.1


Постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Особенности цветковых растений на разных этапах онтогенеза: зародыш семени, проросток и побеги взрослых растений.

Называть: начало и конец постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Приводить примеры ж-х с прямым и непрямым

Развитием.Определять тип развития у различных

Регулятивные УУД 

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 166 вопросы 1-4


40

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.


6.2


Основные понятия: аллельные гены, генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, наследственность, изменчивость, моногибридное скрещивание, чистые линии, рецессивный признак.

Основные понятия: генотип, гетерозигота, гомозигота,

Давать определение понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, моногибридное скрещивание.


Регулятивные УУД 

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Стр 169 вопросы 1-4


41

Контрольная работа «Индивидуальное развитие организмов»

7.2







Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.

42

Гл. 14. Закономерности наследования признаков Основные понятия генетики

13.2


Основные понятия генетики. Понятие о гене, генетике, наследственности и изменчивости. Законы наследственности, закономерности и изменчивости. Отличительные признаки у семян разных сортов гороха, фасоли (или других растений).

Давать определения поня­тиям генетика, ген, генотип, фено­тип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 174 вопросы 1-5


43

Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегоро Менделя. Законы Менделя

П.Р. №1 «решение генетических задач и составление родословных»

14.2


Закономерности наследования признаков,

установленные Г. Менделем. Моногибридное

скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения (1-ый закон Менделя); Правило расщепления ( 2-ой закон Менделя). Неполное

Приводить примеры доми­нантных и рецессивных призна­ков.

Воспроизводить формулиров­ки правила единообразия и пра­вила расщепления.

Описывать механизм проявле­ния закономерностей моногиб­ридного скрещивания.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 175 1-3

Практическая работа №1

44

Сцепленное наследования генов

20.2


Наследственность и изменчивость- свойства живых организмов. Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости: основные генетические понятия: ген, аллельные гены, доминантные и рецессивные признаки. гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип

Описывать механизм проявле­ния закономерностей дигибрид- ного скрещивания.

Называть условия закона неза­висимого наследования.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 188 вопросы 1-4


45

Генетика пола. Наследования признаков, сцепленных с полом

21.2


Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости: основные генетические понятия: ген, аллельные гены, доминантные и рецессивные признаки. гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип


Описывать механизм проявле­ния закономерностей дигибрид- ного скрещивания.

Называть условия закона неза­висимого наследования. Анализировать:

содержание определений ос­новных понятий;

схему дигибридного скрещива­ния.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 192 вопросы 1-4


46

Взаимодействия генов

27.1


Основные понятия: аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.

Факты: генотип – система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

Давать определение терминам. Приводить примеры: аллельного и неаллельного взаимодействия. Называть характер взаимодействия генов; описывать проявление множественного действия гена.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 195 вопросы 1-6


47

Контрольная работа «Генетика»

28.1






48

Гл.15. закономерности изменчивости Наследственная изменчивость

6.3


Основные понятия: вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Факты: изменчивость – св-во организмов. Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. Процессы: наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Давать определение термину изменчивость.

Приводить примеры ненаследственной изменчивости; нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.Анализировать содержание определения основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений размножающихся вегетативно.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 200 вопросы 1-5


49

Фенотипическая изменчивость

7.3


Мутация, наследственность,

кроссинговер,

кариотип, полиплоидия, модификационная изменчивость, вариации, норма реакции, вариационная кривая.

знать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями. Знать виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций проводить сравнительную характеристику мутаций различных видов. Обосновывать биологическую роль мутаций

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 203 вопросы 1-4


50

Гл16. Селекция растений, животных и микроорганизмов Центры многообразия и происхождения культурных растений

12.3


Н.И.Вавилов, селекция, 7 центров, современные центры

знать, что такое селекция, ее задачи и значение. Обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных обосновывать совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 206 вопросы 1-4


51

Методы селекции растений и животных

14.3


Порода, сорт, гетерозис,полиплоид

знать, что такое селекция, ее задачи и значение. Обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных обосновывать совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 211 вопросы 1-7


52

Селекция микроорганизмов

20.3


Достижения селекционеров в создании продуктивных пород животных и высокоурожайных сортов культурных растений. Значение селекции. сходный материал для селекции. Искусственный отбор и гибридизация. Использование знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых пород и сортов.

Характеризовать методы се­лекции растений и животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности лю­дей и самого ученика.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 213 вопросы 1-4


Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.


53

Гл17. Биосфера, ее структура и функции Структура Биосферы

21.3


Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Характеризовать живое веще­ство, биокосное и косное веще­ство биосферы.

Объяснять роль биологическо­го разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 221 вопросы 1-8


4ЧЕТВЕРТЬ

54

Круговорот веществ в природе

3.4


Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации.

-признаки биологических объектов: экосистем; биосферы;сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии;



Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 225 вопросы 1-6


55

История формирования сообществ живых организмов

4.04


Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль биологии в формировании научного мировоззрения

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 229 вопросы 1-5


56

Биогеоценозе и биоценезы

10.04


Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

Популяция- элемент экосистемы. Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации.

Признаки биологических объектов: экосистем; биосферы;

-биологическую терминологию и символику;

-сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии;



Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 230 вопросы 1-3


57

Абиотические факторы среды

11.04


Экологические факторы: абиотические, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации.

Абиотические, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.


Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 235 вопросы 1-7


58

Интенсивность действия факторов среды

17.4


Экологические факторы: абиотические, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации..

Взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 239 вопросы 1-4


59

Биотические факторы среды

18.4


Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.


Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 246 вопросы 1-7


60

Взаимоотношения между организмами

24.4


Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Биосфера - глобальная экосистема.

Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-сравнивать: биологические объекты, делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 267 вопросы 1-3


61

Взаимоотношения между организмами

25.4


Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы.

Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-сравнивать: биологические объекты, делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 267 вопросы 4-6


62

Контрольная работа на тему «Размножение и индивидуальное развитие, наследственность и изменчивость организмов.»

1.05


Умение применять полученные на уроках знания на практике, уметь решать генетические задачи.

знать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции. Обосновывать внимание современных ученых к генетическим исследованиям

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;



63

Гл. 18 Биосфера и человек Биосфера и человек

2.05


Антропогенные факторы, ноосфера, техносфера

характеризовать различные способы взаимодействия организмов, иметь представление об экологической структуре сообществ.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Повторить


64

Природные ресурсы и их использование

Л.Р. №6«Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питаний)»

8.05


Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 272 вопросы 1-6

Лабораторная работа

65

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

П.Р.№2 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме »

9.05


Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Стр 280 вопрос 1-6

Практическая работа


Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

Л.Р.№7 «Анализ и оценка Последствий деятельности человека в экосистемах»

15.5


Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Сообщение

Лабораторная работа

66

Охрана природы и основы рационального природопользования

16.5


Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;

Сообщение


67

Обобщающее повторение по теме «Взаимоотношения организма и среды».

22.5


Естественная и искусственная экосистема, устойчивость экосистемы, экологические факторы, рекреационные меры охраны природы, заповедники, заказники. Национальные парки.

Повторение и закрепление знаний и умений

давать определения терминам.

Перечислять основные экологические факторы.

прогнозировать взаимосвязь между уровнями развития науки и определенными мировоззренческими идеями.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;



68

Итоговая работа на тему «общие закономерности»

23.5


Закрепление умений и навыков применять знания по биологии

Применять знания по биологии для оценки состояния окружающей среды, для гуманного, этического поведения в природе, для охраны природы и редких, исчезающих видов, для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого и для сохранения своего здоровья.

Регулятивные УУД  планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; оценка действий партнера;



69

Резервные уроки

29.5







70

Резервные уроки

30.5









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее