Сценарий урока (окружающий мир).
Класс: 1а
Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа России».
Автор учебника: Плешаков А.А.
Учитель: Поддубная Ольга Валерьевна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №6, г.Юрга.
Тема урока:
« Кто такие птицы?»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
Основные этапы урока:
1 . Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Определение темы и задач урока.
4. Изучение нового материала.
5. Практическая работа.
6. Обобщение, систематизация и применение знаний.
7. Подведение итогов урока и рефлексия.
8. Рекомендации для занятий дома.
УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Предполагаемый контроль: текущий.
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с голосами птиц; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков); карточки с заданием;
у учащихся: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; лупа, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок весёлый
Нам урок пора начать
Встали правильно, красиво
Значит можно начинать.
- Ребята! Сегодня мы отправляемся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у нас возникнут.
2. Актуализация знаний.
- Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях?
(наша помощница Черепаха)
1)Фронтальная работа
-Какие группы животных мы уже изучили?(Рыбы, насекомые)
-Чем отличаются насекомые?
-Как отличить рыб от других животных?
2)Индивидуальная работа на карточках.
- У каждого на парте рисунок. Рассмотрите его и закрасьте квадратик красным цветом, если это рыба, а желтым, если это -насекомое.
ПРОВЕРКА:
1)Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили их.(у них 6 ног)
Назовите рыб и их признаки(тело покрыто чешуей)
-Кто у вас остался? Назовите одним словом животных, рядом с которыми квадратики остались незакрашенными.(Птицы)
3. Определение темы и задач урока.
- Подумайте, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
- Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой?
Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц, ;узнаем, из каких частей состоит тело птиц; рассмотрим перо птицы.
4. Изучение нового материала.
- Предлагаю вам отправиться в лес.(просмотр видеоролика"Птицы нашего леса" с голосами птиц.)
1)"Игра :Кто больше?"
-А каких птиц вы знаете?(дети называют)
- Как можно отличить птиц от других животных?(они умеют летать)
-Давайте посмотрим на экран. Кто из этих животных умеет летать?
-Можно ли всех этих животных назвать птицами?
2)Работа по учебнику
-Рассмотрите рисунок на с. 36.Какие животные здесь изображены?(летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)
-Что общего у всех этих животных?(они умеют летать)
-Можно ли их отнести к одной группе?(нет)
-А какое животное мы отнесём к птицам?(курицу)
-Давайте разберёмся, кто же на самом деле птицы?
Птицы- это животные, которых на Земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, и в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие- крошечные, а некоторые- быстроногие.(рассказывает подготовленный ребенок)
-Давайте посмотрим, какие бывают птицы?
- Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных.(перья)
-На что похожа птица во время полёта?(на самолёт)
-Такая форма помогает ей летать.
Обобщение:
-Какие животные называются птицами?(птицы это животные, тело кот. покрыто перьями)
5. Физминутка
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)
- Рассмотрите рисунок на с . 36 внизу
-Вы узнали эту птицу?(это голубь)
-Рассмотрите тело птицы.
3. Знакомство со строением птицы.
-Из каких частей состоит тело голубя?(уч-ся называют, учитель показывает)
-Что интересного вы знаете о голубях?
СООБЩЕНИЕ:
"В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. А белый голубь считался символом любви, добра и мира".(рассказывает подготовленный ученик)
4. Работа в парах.
-Найдите части тела у птицы на своих карточках.
_У птиц есть клюв-это и рот, и нос. С помощью клюва они добывают пищу, разгрызают орехи и твёрдые семена, разрывают мясо. Форма клюва у птиц -разная, так как зависит от той пищи, которую они едят .У хищных птиц(орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток-сплюснутые клювы, что бы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, что бы добраться до сладкого нектара.
- И так что общего у всех птиц?(перья)
5. Практическая работа.
- Рассмотрите предложенные перья
- Одинаковые они или разные?
-Вывод:(перья прочные, лёгкие, не пропускают воду, одни мягкие пушистые, а другие упругие и жёсткие)
-Для чего птице нужны разные перья?
-Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полёта ;более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья(пуховые) согревают птицу. А есть и такие перья, которые служат для украшений.
-Вывод:(перья прочные, лёгкие, не пропускают воду, одни мягкие пушистые, а другие упругие и жёсткие)
- Ребята, а вы знаете, как человек использует перо птиц?
6. Физминутка
Наш Муравей-вопросик говорит, что очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать.
- Давайте мы с вами руками помашем,
и что-нибудь птичье давайте мы скажем...
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
7. Обобщение, систематизация, применение знаний.
-А все ли птицы летают?(нет пингвин и страус не летают)
-Эти животные не могут летать, но они являются птицами.
Почему?(тело этих животных покрыто перьями)
- Что вы знаете об этих птицах?
Африканский страус- самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро, потому что у него большие сильные ноги.
Пингвин-это морские птицы, живущие в самых холодных областях земного шара. Пингвины не летают, но зато плавают лучше всех.
-Работа по учебнику.
- Беседа о зимующих и перелётных птицах.
- Назовите птиц, которых видите на странице 37.
- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены?(перел. и зим)
- Почему их так называют?
Игра " Улетают -остаются"
Работа в рабочей тетради.(раскрасить птиц на рисунке)
8. Подведение итогов и рефлексия.
-Наше сегодняшнее путешествие по царству природы завершается.
Вспомним учебную задачу урока
-Каких животных называют птицами?
- Что нового и интересного вы для себя сегодня открыли на уроке?
- Как мы находили ответы на вопросы?
- Оцените свою работу на уроке?
И в заключении нашего урока, я хочу спросить, а какую пользу приносят птицы для человека?
Значит мы должны их беречь и охранять?
Стихотворение
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть.
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз,
К вашему окну.
Что б без песен не пришлось
Нам встречать Весну!(рассказывает ученик)