Крнспект урока по теме "Соцветия"

конспект урока "Соцветия" разработан в соответствие требованиям ФГОС.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


666780, г.Усть-Кут, ул. Трудовая, 5 E-mail: shcola8ust-kut@yandex.ru

Тел./факс (39565) 40-169; web-sitе: http://школа-8-усть-кут.рф


6 класс Урок №12.

Тема урока: Соцветия.


Учитель биологии

Пятина Ирина Гермагеновна


Цели урока:

Познакомить с наиболее распространёнными соцветиями и их биологической ролью. Создать условия для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся на уроке.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- формирование основ экологической культуры, воспитание любви к природе;

- признание права каждого на собственное мнение;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно определять цель урока.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать типы соцветий.

- Строить логическое рассуждение по характеристике соцветий.

- Создавать схематические модели соцветий.

- Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в таблицу с рисунком – схемой)

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:

- Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.

- Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.  

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-что соцветие-это группа цветков;

-виды соцветий;

-функциональные особенности соцветий;

Учащиеся должны уметь:

-анализировать схемы, рисунки, тексты;

-сопоставлять рисунки и схемы;

- сворачивать и разворачивать текст;

- узнавать соцветия по схемам, гербариям и комнатным растениям.

Технология проектного обучения.

Методы обучения: системно-деятельностный, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: гербарии,  комнатные растения, компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация, ЭОР fcior.edu.ru.

Учебно-методическая литература: И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменк.о. Биология 6 класс (35 часов, 1 час в неделю) (М.: Вентана-Граф).

Условные обозначения: Л-личностные УУД, К- коммуникативные УУД, Р-регулятивные УУД, П-познавательные УУД.

Содержание урока


Краткое описание этапов урока

Деятельность учителя на уроке

УУД, формируемые на уроке

  1. 1. Организационный момент

Проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

На столах учащихся находятся инструктивные карточки урока, в которых учащиеся должны написать свои ответы на поставленные вопросы.

-Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л)

-Уважительно относиться к учителю (Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам (Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя (Р)

  1. 2. Этап мотивации знаний.


Учитель: Сегодня у нас необычный урок. На сколько он будет успешным для вас зависит от нашей совместной слаженной работе. Предлагаю вам прослушать сообщения одноклассников «Мифы и легенды о цветах).

Презентация слайд 1-7.

Слушая, вы будете рассматривать иллюстрации этих растений.

Проблемный вопрос:

По каким признакам вы разделите эти растения на две группы? Попробуйте самостоятельно выполнить это задание.

Легенда о маке
"Позабыть бы все на свете, да в маки окунуться..." Как на Земле появился цветок грёз? Красные маки - частичка лета, а так же символ молодости и неувядающего женского очарования. Символизирует плодовитость, плодородие, забвение, праздность.

Легенды о розе
Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой и поначалу был он белым, но от капельки крови богини любви и красоты, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах, а лепестками усыпали путь победителей.

Легенды о примуле
Цветы собраны в группу, напоминающую связку ключей, поэтому в народе их величают "золотыми ключиками", "первоцветом", "райскими цветами"... Появляются они весной в числе первых цветов, открывающие дорогу всему зеленому царству. Название этого цветка происходит от латинского "primus", что значит "первый".

Легенды о ландыше
Если белоснежные и ароматные цветки ассоциируются с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами, то его красные ягоды во многих культурах символизируют печаль по утраченному.

Легенда о хризантеме
На Востоке этот осенний цветок называют цветком белого дракона. Есть такая легенда: хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само Солнце, но не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал дракон Солнце, а горячие искры превращались в цветы и падали на Землю.

Обсудим!!! На какие две группы вы поделите растения, о которых сейчас рассказывали? Почему?

- Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л)

-Уважительно относиться к учителю (Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам (Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя (Р)

-Умение делать выводы по результатам работы (Р)

- умение слушать одноклассников (К)

  1. 3. Актуализация знаний.











































4. Изучение нового материала



















































































5. Закрепление материала



В первой колонке изображены простые или одиночные цветы. Какого они цвета, размеров?

Повторим домашний материал.

Выполнение индивидуальной письменной работы по 3 вариантам.

Презентация слайд 8.

- Рассмотрите строение цветка шиповника майского (иллюстрация на доске)

- Дайте определение понятию «цветок».

  • 1 вариант – запишите формулу цветка шиповника майского.

  • 2 вариант – зарисуйте диаграмму цветка шиповника майского.

  • 3 вариант - подпишите под цифрами части цветка.

Взаимопроверка по ответам на доске (обратная сторона).

В результате беседы, отвечая на вопросы, учащиеся определяют тему урока.

На экране появляется слайд-тема урока по - «Соцветия»)

    1. Что же такое – соцветие?

    2. С какой целью природа создала их?

    3. Почему цветки сгруппированы в соцветие?

    4. Какое биологическое значение имеют соцветия?

Вот на эти ключевые вопросы  вы должны ответить в конце урока. (Вопросы у вас указанны в конспекте урока)

Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке. Давайте вспомните цветы, у которых цветок одиночный, (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия.

Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы.

В чём заключалась основная функция образования соцветий?

Основная функция соцветий – это привлечение насекомых – опылителей.

Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).

  Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без неё (сидячие).             

Простые соцветия более разнообразны:

- кисть (ландыш)

- головка (клевер)

- початок (кукуруза)

- колос (подорожник)

- зонтик (примула)

Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях, то есть на осях второго и третьего порядка:

- метелка (сирень)

- зонтик (укроп)

- колос (пшеница) Вашему вниманию предлагается фрагмент кинофильма «Соцветия».

Работа в группах.

Познакомится с видами простых и сложных соцветий более подробно, вы сможете в ходе выполнения исследовательской работы. А помогут нам в этом фрагменты презентации, наборы соцветий и схемы в учебнике.

Учащиеся выполняют исследовательскую работу и заполняют таблицу. (приложение № 2)

У вас на столах лежат схемы соцветий разных растений, комнатные растения. Выполнив приведенные ниже задания, вы сможете определить тип соцветия и то растение, у которого его можно встретить.

1)Пользуясь учебником, параграф 11, страница 63-64 и рисунком № 74 разложите набор на 2 группы: простые соцветия (кисть, колос,

зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток), сложные соцветия (сложная кисть или метелка, сложный зонтик, сложный колос).

2) определите вид соцветия и подберите к ним карточки-схемы. Результаты занесите в таблицу (Приложение №2).

3) Ответьте на вопрос: В чём заключается биологическая роль соцветий?

После выполнения исследовательской работы проверяем правильность составления групп соцветий, используя слайды в презентации.

- Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л)

-Уважительно относиться к учителю (Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам (Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя (Р)

-Умение делать выводы по результатам работы (Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы (Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов (К)

-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли (К)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя (К)

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Защита коллажей!

Возвращаемся к вопросам в инструктивной карточке.

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К)

Контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли (К)

7. Домашнее задание.








&11, стр. 63-64. Выучить термины, таблицу. Развернуть ассоциативный ряд: растение---цветок----соцветие---опыление-----оплодотворение----семя. 




Приложение № 1

Инструктивная карточка урока «Соцветия»

1. На слайде вы видите вопросы, по которым поставьте цели урока для себя и на которые вы сможете ответить после изучения темы урока.

    1. Что же такое – соцветие?

    2. С какой целью природа создала их?

    3. Почему цветки сгруппированы в соцветие?

    4. Какое биологическое значение имеют соцветия?


  1. Основные понятия урока:

Соцветие - это …………………………………………………………………………………………


Простые соцветия - цветки располагаются на главной оси (кисть, колос,

зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток).

Сложные соцветия - цветки располагаются на главной и боковых осях (сложная кисть – метелка, сложный зонтик, сложный колос).

  1. Исследовательская работа виды соцветий.

Цель работы: познакомиться с видами соцветий и их биологической ролью в жизни цветковых растений.

Ход работы.

Выполнив приведенные ниже задания, вы сможете определить тип соцветия и растение, у которого его можно встретить.

1) Пользуясь учебником, параграф 11, страница 63-64 и рисунком № 74 разложите набор на 2 группы: простые соцветия (кисть, колос, зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток), сложные соцветия (сложная кисть или метелка, сложный зонтик, сложный колос).

2) определите вид соцветия и подберите к ним карточки-схемы. Результаты занесите в таблицу (Приложение №2).

3) составьте коллаж: 1 группа – простые соцветия; 2 группа – сложные соцветия.

4) Ответьте на вопрос: В чём заключается биологическая роль соцветий?




Домашнее задание: &11, выучить термины, таблицу.

Развернуть ассоциативный ряд: растение---цветок----соцветие---опыление------оплодотворение----семя.









Приложение 2


Заполните таблицу и выполните лабораторную работу «Типы соцветий»


Номер №

Название соцветия

Схема соцветия

Название растения

Простые соцветия

1







2…

7







Сложные соцветия

8…

10









































П риложение 3



















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее