"Коррекционная работа с учащимися, обучающимися по программам Вариант 7.2, Вариант 4.2"

Программа коррекционных занятий педагога психолога с учащимися ОВЗ)

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа»


Утверждаю:

Директор школы

_____________________Б.А. Ешеев

«_______»_________________2019г.







Программа

Индивидуальных коррекционных занятий

с учащимися, обучающимися по программе (вариант 7.2, вариант 4.2)

(2019– 2020 учебный год, 2-7 классы)











Подготовил:

педагог – психолог

Калинина С.И.

п. Саган – Нур, 2019г.

Актуальность:к каждому ребенку, пришедшему в школу, предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, с каждым годом требования увеличиваются, обязанности расширяются. Все это требует напряжения физических и нравственных сил, накладывает отпечаток на психическое и эмоциональное поведение и состояние ребенка, тем более, если ребенок с ОВЗ. Дети, имеющие проблемы в развитии произвольных функций, неустойчивое внимание, повышенную возбудимость, быструю утомляемость и другие затруднения – требуют к себе индивидуального подхода, индивидуальной психологической коррекционной работы. Психологическая напряженность зачастую усугубляется проблемами со здоровьем, хроническими заболеваниями, ограничениями, несформированностью произвольных процессов, нарушением интеллектуальной деятельности, повышенной тревожностью и т.п. Вышеперечисленные проблемы возможно корректировать посредством индивидуальной коррекционной работы.

Данная программа позволит координировать и корректировать развитие школьников, обучающихся по программе вариант 7.2, имеющих множественные проблемами в обучении, с диагнозом ЗПР.

Цель: коррекция и развитие психических процессов: память, внимание, мышление, логика.

Задачи:

  • развивать зрительно – двигательную координацию, умения копировать образец;

  • развивать моторно – слуховую память, внимание;

  • развивать пространственные представления;

  • корректировать произвольные процессы учащихся с ЗПР

Принципы работы в программе:

- систематичность

- доступность

-наглядность

- развитие активности

- развивающий характер

- использование игровых форм и методов

Основные направления психологического сопровождения учащихся обусловлены особыми образовательными потребностями детей программы вариант 7.2:

  • Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся ОВЗ специалистами школьного ПМПк, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.

  • Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.

  • Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.

  • Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

  • Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.

Ожидаемые результаты:

  1. ориентирование в пространстве листа, знание направлений: вправо, вверх, вниз, влево;

  2. уметь анализировать и копировать образец без ошибок;

  3. верно выполнять словесные поручения психолога;

  4. правильно называть формы и цвета предметов;

  5. безошибочно выполнять упражнения на коррекцию и развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности;

  6. при выполнении задания уметь оперировать смыслом, применять логические ассоциации, уметь сравнивать.

Тематическое планирование

Тема

Цель

Количество часов

1

Восприятие и внимание. Виды внимания.

Повторить и закрепить понятие восприятие и внимание (внутренне, внешнее, непроизвольное, произвольное)

2

2

Свойства внимания, отвлечение и переключение

Выработать приемы самоорганизации через игры и упражнения

2

3

Память. Виды памяти

Тренировка зрительной и слуховой памяти

1

4

Образ. Ассоциации.

Учить детей применять прием запоминания цифр и чисел через ассоциации

2

5

Восприятие и запоминание сложных зрительных образов. Сравнение, анализ, синтез.

Учить детей анализу, синтезу, сравнению информации

2

6

Изучить понятие «пространство». Свойства пространства, размерность.

Раскрыть понятие пространства, рассмотреть свойства пространства

3

7

Схема тела человека и пространства

Рассмотреть человека в пространстве

1

8

Пространство в жизни человека

Учить определению соотношений

1

9

Временное представление. Установка признаков временной последовательности

Корректировать временное представление

2

10

Память. Воображение. Фантазии.

Учить детей создавать новые образы с помощью акцентирования

2

11

Мышление образное и абстрактное. Логическое.

Тренировать мышление, учить выстраивать логический ряд через игру.

2

12

Понятие общее – частное.

Познакомить детей с отношениями общее – частное.

2

13

Составление логических цепочек. Умозаключения.

Учить детей обобщению, логике, умозаключению

2

14

Составление определений. Существенные и несущественные признаки.

Учить выявлять признаки предметов, явлений, событий. Учить детей анализировать явления природы, предметы.

2

15

Родовидовые отношения. Часть – целое.

Корректировать понятия, отношения между понятиями. Учить детей переходу от большого в малому, от малого к большому.

2

16

Отношения рядоположенности и противоположности

Закрепление понятий причинно – следственной связи

2

17

Отношения последовательности

Закрепить понятия последовательности.

1

18

Что такое аналогии и закономерности

Учить детей распознавать и строить аналогии и закономерности (тесты, упражнения)

2

19

Саморегуляция состояния

Учить детей регулировать свое состояние: стресс, агрессия, страх, фобия. Обучение техникам релаксации, снятия напряжения.

3

20

Культура общения. Межличностное общение и взаимодействие.

Учить детей общаться. Учить детей правилам поведения (школа, магазин, аптека, родители и т.п.). Учить детей без конфликтному общению.

3

21

Умение общаться

Познакомить детей со способами обращения к знакомым и незнакомым людям

1

Итого: 40




Список использованной литературы:


  1. Аксенова Л.И. «Курс комплексного развития младшего школьника». – М.: 2012. – 113 с.

  2. Антонов А.И. Преодоление тревожности и страхов у школьников. – М.: 2011. - 280 с.

  3. Баунтер К.Н. Агрессивные дети. М.: 2008. – 162 с.

  4. Безделина Л.Ф. Подростки, нуждающиеся в педагогической поддержке // Семья и школа. – 2009. – 390 с.

  5. Беляков В.И. Причины школьной дезадаптации. – М.: 2006. – 198 с.

  6. Березина В.Г. Психологические тренинги для детей . – М.: 2003. – 257 с.

  7. Беляков В.И. О психологической помощи и поддержке учащихся, обучающихся по программе СКОУ VII вида. – М.: 2004. 117 с.

  8. Беспалько В.П. . – М.: Развитие интеллекта детей 2000. – 115 с.

  9. Буянов М.Н. Ребенок из неблагополучной семьи, развитие мышления. – М.: 2006. – 370 с.

  10. Вайзман И. Реабилитационная педагогика. – М.: - 2002. – 390 с.

  11. Василькова Ю.В. Коррекционная работа с учащимися, обучающимися по программе СКОУ VII вида. – М.: 2005. – 460 с.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее