МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор школы
_____________________Б.А. Ешеев
«_______»_________________2019г.
Программа
Индивидуальных коррекционных занятий
с учащимися, обучающимися по программе (вариант 7.2, вариант 4.2)
(2019– 2020 учебный год, 2-7 классы)
Подготовил:
педагог – психолог
Калинина С.И.
п. Саган – Нур, 2019г.
Актуальность:к каждому ребенку, пришедшему в школу, предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, с каждым годом требования увеличиваются, обязанности расширяются. Все это требует напряжения физических и нравственных сил, накладывает отпечаток на психическое и эмоциональное поведение и состояние ребенка, тем более, если ребенок с ОВЗ. Дети, имеющие проблемы в развитии произвольных функций, неустойчивое внимание, повышенную возбудимость, быструю утомляемость и другие затруднения – требуют к себе индивидуального подхода, индивидуальной психологической коррекционной работы. Психологическая напряженность зачастую усугубляется проблемами со здоровьем, хроническими заболеваниями, ограничениями, несформированностью произвольных процессов, нарушением интеллектуальной деятельности, повышенной тревожностью и т.п. Вышеперечисленные проблемы возможно корректировать посредством индивидуальной коррекционной работы.
Данная программа позволит координировать и корректировать развитие школьников, обучающихся по программе вариант 7.2, имеющих множественные проблемами в обучении, с диагнозом ЗПР.
Цель: коррекция и развитие психических процессов: память, внимание, мышление, логика.
Задачи:
развивать зрительно – двигательную координацию, умения копировать образец;
развивать моторно – слуховую память, внимание;
развивать пространственные представления;
корректировать произвольные процессы учащихся с ЗПР
Принципы работы в программе:
- систематичность
- доступность
-наглядность
- развитие активности
- развивающий характер
- использование игровых форм и методов
Основные направления психологического сопровождения учащихся обусловлены особыми образовательными потребностями детей программы вариант 7.2:
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся ОВЗ специалистами школьного ПМПк, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Ожидаемые результаты:
ориентирование в пространстве листа, знание направлений: вправо, вверх, вниз, влево;
уметь анализировать и копировать образец без ошибок;
верно выполнять словесные поручения психолога;
правильно называть формы и цвета предметов;
безошибочно выполнять упражнения на коррекцию и развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности;
при выполнении задания уметь оперировать смыслом, применять логические ассоциации, уметь сравнивать.
Тематическое планирование
№ | Тема | Цель | Количество часов |
1 | Восприятие и внимание. Виды внимания. | Повторить и закрепить понятие восприятие и внимание (внутренне, внешнее, непроизвольное, произвольное) | 2 |
2 | Свойства внимания, отвлечение и переключение | Выработать приемы самоорганизации через игры и упражнения | 2 |
3 | Память. Виды памяти | Тренировка зрительной и слуховой памяти | 1 |
4 | Образ. Ассоциации. | Учить детей применять прием запоминания цифр и чисел через ассоциации | 2 |
5 | Восприятие и запоминание сложных зрительных образов. Сравнение, анализ, синтез. | Учить детей анализу, синтезу, сравнению информации | 2 |
6 | Изучить понятие «пространство». Свойства пространства, размерность. | Раскрыть понятие пространства, рассмотреть свойства пространства | 3 |
7 | Схема тела человека и пространства | Рассмотреть человека в пространстве | 1 |
8 | Пространство в жизни человека | Учить определению соотношений | 1 |
9 | Временное представление. Установка признаков временной последовательности | Корректировать временное представление | 2 |
10 | Память. Воображение. Фантазии. | Учить детей создавать новые образы с помощью акцентирования | 2 |
11 | Мышление образное и абстрактное. Логическое. | Тренировать мышление, учить выстраивать логический ряд через игру. | 2 |
12 | Понятие общее – частное. | Познакомить детей с отношениями общее – частное. | 2 |
13 | Составление логических цепочек. Умозаключения. | Учить детей обобщению, логике, умозаключению | 2 |
14 | Составление определений. Существенные и несущественные признаки. | Учить выявлять признаки предметов, явлений, событий. Учить детей анализировать явления природы, предметы. | 2 |
15 | Родовидовые отношения. Часть – целое. | Корректировать понятия, отношения между понятиями. Учить детей переходу от большого в малому, от малого к большому. | 2 |
16 | Отношения рядоположенности и противоположности | Закрепление понятий причинно – следственной связи | 2 |
17 | Отношения последовательности | Закрепить понятия последовательности. | 1 |
18 | Что такое аналогии и закономерности | Учить детей распознавать и строить аналогии и закономерности (тесты, упражнения) | 2 |
19 | Саморегуляция состояния | Учить детей регулировать свое состояние: стресс, агрессия, страх, фобия. Обучение техникам релаксации, снятия напряжения. | 3 |
20 | Культура общения. Межличностное общение и взаимодействие. | Учить детей общаться. Учить детей правилам поведения (школа, магазин, аптека, родители и т.п.). Учить детей без конфликтному общению. | 3 |
21 | Умение общаться | Познакомить детей со способами обращения к знакомым и незнакомым людям | 1 |
Итого: 40 |
Список использованной литературы:
Аксенова Л.И. «Курс комплексного развития младшего школьника». – М.: 2012. – 113 с.
Антонов А.И. Преодоление тревожности и страхов у школьников. – М.: 2011. - 280 с.
Баунтер К.Н. Агрессивные дети. М.: 2008. – 162 с.
Безделина Л.Ф. Подростки, нуждающиеся в педагогической поддержке // Семья и школа. – 2009. – 390 с.
Беляков В.И. Причины школьной дезадаптации. – М.: 2006. – 198 с.
Березина В.Г. Психологические тренинги для детей . – М.: 2003. – 257 с.
Беляков В.И. О психологической помощи и поддержке учащихся, обучающихся по программе СКОУ VII вида. – М.: 2004. 117 с.
Беспалько В.П. . – М.: Развитие интеллекта детей 2000. – 115 с.
Буянов М.Н. Ребенок из неблагополучной семьи, развитие мышления. – М.: 2006. – 370 с.
Вайзман И. Реабилитационная педагогика. – М.: - 2002. – 390 с.
Василькова Ю.В. Коррекционная работа с учащимися, обучающимися по программе СКОУ VII вида. – М.: 2005. – 460 с.