«Коррекция психо-речевого развития детей с задержкой психического развития посредствам театрализованной деятельности»

Уважаемые коллеги! Хочу представить свой педагогический опыт по использованию методов проектирования для коррекции психо-речевого развития детей по средствам театрализованной деятельности.

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, стали заменять и детям, и взрослым простое человеческое общение. А компьютерные игры потихоньку замещают и совместную игровую деятельность. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Работая с детьми старшего возраста, имеющие ЗПР, наблюдая за их поведением в разных житейских ситуациях, я пришла к выводу, что у многих из них прослеживаются проблемы с тем, что недостаточно развита речь.

Олимпиады: Викторина "По стране искусства" 1 - 11 классы

Содержимое разработки



«Коррекция психо-речевого развития детей с задержкой психического развития посредствам театрализованной деятельности»

Подготовил: учитель-дефектолог Пероговская К.П. МБДОУ «Аленький цветочек»



Уважаемые коллеги! Хочу представить свой педагогический опыт по использованию методов проектирования для коррекции психо-речевого развития детей по средствам театрализованной деятельности. 

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, стали заменять и детям, и взрослым простое человеческое общение. А компьютерные игры потихоньку замещают и совместную игровую деятельность. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Работая с детьми старшего возраста, имеющие ЗПР, наблюдая за их поведением в разных житейских ситуациях, я пришла к выводу, что у многих из них прослеживаются проблемы с тем, что недостаточно развита речь.

Дошкольники, имеющее ЗПР – это необычные дети. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность, медлительность, несобранность и т. д. Дети начинают относиться критично к своим дефектам, что еще больше усугубляет проблему, формируя агрессивное поведение.

У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить и задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками. Не всегда могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить их мирным путём.

Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. т. к. театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей. Эта деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности, обобщает и углубляет знания о театре. Расширяет словарный запас детей по данной теме, формирует познавательный интерес.

В нашем дошкольном учреждении, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, был реализован проект «Психо-речевое развитие детей с задержкой психического развития посредствам театрализованной деятельности».

Участниками проекта являлись: дети, родители, воспитатели группы компенсирующей направленности, музыкальный руководитель. Тип проекта: социально-педагогический, творческий. 

Срок реализации - долгосрочный (2 года)

Актуальность проекта обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. 

Идея проекта заключалась в совместной профессиональной деятельности педагогов, учителя-дефектолога, логопеда, психологов, родителей-сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх дети смогли применить в повседневной жизни.

Цель проекта: Совершенствование психо-речевого развития детей через развитие творческих способностей средствами театрального искусства.

Входе проекта решались следующие задачи:

  • Совершенствовать все стороны речи: работать над дикцией, активизировать словарь, обучать диалогическим и монологическим формам речи.

  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

  • Совершенствование звуковой стороны речи.

  • Формирование игровой мотивации детской речи.

  • Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально- чувственной сферы ребёнка.

  • Развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.

  • Обучать практическим навыкам выразительного чтения, развивать творческие способности детей.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость культуру речевого общения, умение владеть пластикой, динамикой, жестами.

  • Знакомить детей с миром поэзии, фольклором, художественной прозой; учить понимать смысл произведений сопереживать, чувствовать настроение.

  • Развивать память, воображение, наблюдательность; любовь к родному языку.

  • Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности навыков и умений в театрализованной деятельности.

  • Анализ результативности работы.

Были использованы такие методы и приемы как:

  • Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);

  • Игры-драматизации;

  • Беседы после просмотра спектаклей;

  • Упражнения по дикции;

  • Игры-превращения;

  • Упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;

  • Театральные этюды;

  • Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Этапы реализации проекта представлены на экране. Реализация проекта была рассчитана на 2 года:

1 этап. Подготовительный

2 этап. Реализация

3 этап. Контрольно-диагностический.

Для реализации проекта в группе были созданы:

  • Библиотека;

  • Аудио-видео фильмотека;

  • Разработаны конспекты бесед;

  • Конспекты викторин;

  • Сценарии фольклорных праздников;

  • Составлены графические мнемотаблицы по сказкам;

  • Демонстрационный, наглядно-дидактический материал;

  • Создан театрализованный уголок «ряжанья»

  • Читательские дневники;

  • Тематические выставки детской литературы;

  • Папки-передвижки в работе с родителями;

  • Выставки детских работ.

В рамках проекта были проведена следующая работа:

  • Работа над техникой речи.

1. Речевые упражнения на произношение гласных и согласных (чистоговорки, скороговорки) .

2. Упражнения на развитие дыхания.

3. Речевые пальчиковые игры и сказки.

4. Речевые игры с движениями.

  • Упражнения- разминки на развитие внимания и воображения.



  • Игры на развитие моторно-слуховой памяти, мимики, пантомимики, расслабление мышц.



  • Слушание аудиозаписи сказки: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Сказка о глупом мышонке»



  • Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характеров главных героев сказки, рассуждение об их поступках. Распределение ролей.

  • Тематическая викторина «Мы любим театр».

  • Игра-драматизация сказки «Колобок»,

  • Развлечение «В гостях у сказки» ,

  • Постановка сказок: «Сказка о глупом мышонке», «Морозко», «Двенадцать месяцев»

  • Фото-выстывка «Театральные новости»

  • Показ родителям видеофильма «Я – маленький актёр».

  • Проводилась регулярная совместная с родителями работа по ведению читательских дневников



В ходе реализации проекта " Психо-речевое развитие детей с задержкой психического развития посредствам театрализованной деятельности " дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

И самое главное на мой взгляд, что мои воспитанники овладели необходимыми навыками, которые помогут им в дальнейшем быть успешными, образованными и деятельными членами нашего общества.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее