«Коррекция психо-речевого развития детей с задержкой психического развития посредствам театрализованной деятельности»
Подготовил: учитель-дефектолог Пероговская К.П. МБДОУ «Аленький цветочек»
Уважаемые коллеги! Хочу представить свой педагогический опыт по использованию методов проектирования для коррекции психо-речевого развития детей по средствам театрализованной деятельности.
Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, стали заменять и детям, и взрослым простое человеческое общение. А компьютерные игры потихоньку замещают и совместную игровую деятельность. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Работая с детьми старшего возраста, имеющие ЗПР, наблюдая за их поведением в разных житейских ситуациях, я пришла к выводу, что у многих из них прослеживаются проблемы с тем, что недостаточно развита речь.
Дошкольники, имеющее ЗПР – это необычные дети. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность, медлительность, несобранность и т. д. Дети начинают относиться критично к своим дефектам, что еще больше усугубляет проблему, формируя агрессивное поведение.
У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить и задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками. Не всегда могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить их мирным путём.
Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. т. к. театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей. Эта деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности, обобщает и углубляет знания о театре. Расширяет словарный запас детей по данной теме, формирует познавательный интерес.
В нашем дошкольном учреждении, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, был реализован проект «Психо-речевое развитие детей с задержкой психического развития посредствам театрализованной деятельности».
Участниками проекта являлись: дети, родители, воспитатели группы компенсирующей направленности, музыкальный руководитель. Тип проекта: социально-педагогический, творческий.
Срок реализации - долгосрочный (2 года)
Актуальность проекта обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.
Идея проекта заключалась в совместной профессиональной деятельности педагогов, учителя-дефектолога, логопеда, психологов, родителей-сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх дети смогли применить в повседневной жизни.
Цель проекта: Совершенствование психо-речевого развития детей через развитие творческих способностей средствами театрального искусства.
Входе проекта решались следующие задачи:
Совершенствовать все стороны речи: работать над дикцией, активизировать словарь, обучать диалогическим и монологическим формам речи.
Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
Совершенствование звуковой стороны речи.
Формирование игровой мотивации детской речи.
Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально- чувственной сферы ребёнка.
Развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.
Обучать практическим навыкам выразительного чтения, развивать творческие способности детей.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость культуру речевого общения, умение владеть пластикой, динамикой, жестами.
Знакомить детей с миром поэзии, фольклором, художественной прозой; учить понимать смысл произведений сопереживать, чувствовать настроение.
Развивать память, воображение, наблюдательность; любовь к родному языку.
Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности навыков и умений в театрализованной деятельности.
Анализ результативности работы.
Были использованы такие методы и приемы как:
Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
Игры-драматизации;
Беседы после просмотра спектаклей;
Упражнения по дикции;
Игры-превращения;
Упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
Театральные этюды;
Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Этапы реализации проекта представлены на экране. Реализация проекта была рассчитана на 2 года:
1 этап. Подготовительный
2 этап. Реализация
3 этап. Контрольно-диагностический.
Для реализации проекта в группе были созданы:
Библиотека;
Аудио-видео фильмотека;
Разработаны конспекты бесед;
Конспекты викторин;
Сценарии фольклорных праздников;
Составлены графические мнемотаблицы по сказкам;
Демонстрационный, наглядно-дидактический материал;
Создан театрализованный уголок «ряжанья»
Читательские дневники;
Тематические выставки детской литературы;
Папки-передвижки в работе с родителями;
Выставки детских работ.
В рамках проекта были проведена следующая работа:
Работа над техникой речи.
1. Речевые упражнения на произношение гласных и согласных (чистоговорки, скороговорки) .
2. Упражнения на развитие дыхания.
3. Речевые пальчиковые игры и сказки.
4. Речевые игры с движениями.
Упражнения- разминки на развитие внимания и воображения.
Игры на развитие моторно-слуховой памяти, мимики, пантомимики, расслабление мышц.
Слушание аудиозаписи сказки: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Сказка о глупом мышонке»
Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характеров главных героев сказки, рассуждение об их поступках. Распределение ролей.
Тематическая викторина «Мы любим театр».
Игра-драматизация сказки «Колобок»,
Развлечение «В гостях у сказки» ,
Постановка сказок: «Сказка о глупом мышонке», «Морозко», «Двенадцать месяцев»
Фото-выстывка «Театральные новости»
Показ родителям видеофильма «Я – маленький актёр».
Проводилась регулярная совместная с родителями работа по ведению читательских дневников
В ходе реализации проекта " Психо-речевое развитие детей с задержкой психического развития посредствам театрализованной деятельности " дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
И самое главное на мой взгляд, что мои воспитанники овладели необходимыми навыками, которые помогут им в дальнейшем быть успешными, образованными и деятельными членами нашего общества.