Аннотация
Автор предлагает концертмейстерам разных направлений постараться осмысливать и вникать во все новое, что происходит сегодня в музыкальном мире. В работе подчеркивается, что овладение новейшими технологиями необходимые качества для продуктивной работы концертмейстера.
Содержание
1.Историческая справка.
2.Специфика работы концертмейстера в современной школе искусств.
3.Использованная литература.
***
Концертмейстерство, как отдельный вид, исполнительства появился во второй половине XIX века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. В то время, концертмейстеры были профессионалами «широкого профиля»: играли хоровые и симфонические партитуры, читали в разных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и многое другое.
Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе — по всем специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографическом коллективе, и на преподавательской стезе. Работа концертмейстера включает в себя нечто большее, чем только разучивание с солистами их партий и исполнение в ансамбле на сцене. Это и умение контролировать качество исполнения, как своего, так и солиста. Это и знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие(исполнительские), педагогические и психологические функции, и в образовательном процессе, концертных или конкурсных ситуациях их трудно отделить друг от друга.
***
Мастерство концертмейстера, как исполнителя музыки, как проводника музыкального материала до сознания и души учащегося на уроках вокала глубоко специфично. Оно требует от него не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии.
Время заставляет концертмейстера изучать возможности электронных клавишных инструментов. Синтезатор довольно молодой, но наиболее уникальный и распространенный музыкальный инструмент 21 века. Синтезатор имеет ряд преимуществ перед другими электроинструментами, так как в нем слились воедино, небольшие габариты, малый вес, возможность одновременного воспроизведения самых различных ударно-шумовых звуков, и музыкальных инструментов, а также возможность связи синтезатора с компьютером, для записи музыкальных фонограмм и обработки звука с помощью музыкальных программ для обработки звуковых файлов.
Использование синтезатора концертмейстером на уроках и выступлениях вокалистов обусловлено современным подходом к озвучиванию занятий и концертных выступлений, как солистов, так и вокальных ансамблей. Не всегда можно найти тот или иной музыкальный материал в свободном доступе, необходимый для конкретного концертного номера или для разучивания тематических танцевальных движений. И вот тут как раз и приходит на помощь концертмейстеру умение использовать в своей профессиональной деятельности компьютерные технологии записи и обработки звука, записанные при помощи синтезатора. Музыку, исполняемую на синтезаторе, можно записывать на компьютер как с помощью самого синтезатора с встроенной базой звуков, использую MIDI шнур, так и с помощью MIDI клавиатуры без звуков, подключаемой к компьютеру через USB вход.
Для меня представляет интерес программа TimeFactory. Интересна она тем, что с её помощью можно легко изменять тональность записанной фонограммы для исполнения солистом. Изменение тональности и темпа, по сути – единственное, что умеет делать эта программа, зато делает она это качественно. Она способна изменять тональность до 5 полутонов и темп на треть от настоящего без ощутимых потерь в качестве.
Используя в своей работе синтезатор и компьютерные программы для записи и обработки звука, сразу становиться видимым качественный результат творчества концертмейстера и всех участников образовательного процесса.
***
Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. - М.: Музыка, 1988.
Концертмейстерский класс: Метод. разработка по курсу / Моск. ин-т культуры. Сост. Курасова Т. И., Норинская Л. Д. - М., 1993. - 44 с.
Рахимов Р.Г. Компьютерные технологии в музыке:– Уфа: ООО «Вагант», 2007.