Практическая работа
Раздел 3. Уравнения и неравенства.
Тема. Линейные и квадратные уравнения и системы уравнений.
Учебная цель: восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса;
создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей обучающихся, помочь осознать степень своего интереса к предмету.
Учебные задачи:
Образовательные: сформировать понятия: квадратное уравнение, приведённое квадратное уравнение, полное квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение; научить различать виды неполных квадратных уравнений и решать эти уравнения.
Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление; вырабатывать умение анализировать и сравнивать.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Студент должен
уметь:
решать линейные и квадратные уравнения;
распознавать квадратные уравнения, приводить примеры;
распознавать неполные квадратные уравнения, приводить примеры, решать данные уравнения;
находить дискриминант;
определять число корней квадратного уравнения в зависимости от дискриминанта;
находить корни квадратного уравнения по формуле;
составлять квадратное уравнение по известным корням;
распознавать приведенные квадратные уравнения, приводить примеры;
определять способы решения систем линейных уравнений, решать системы способом подстановки;
решать системы линейных уравнений способом сложения, подстановки.
знать:
определение квадратного уравнения;
какое уравнение называется неполным квадратным уравнением; способы решения неполных квадратных уравнений;
что называется дискриминантом квадратного уравнения, формулу дискриминанта;
как зависит число корней от дискриминанта;
формулу корней квадратного уравнения;
теорему Виета и обратную теореме Виета;
какие уравнения называются приведенными квадратными уравнениями;
алгоритм решения систем линейных уравнений способом подстановки;
алгоритм решения систем уравнений способом сложения;
способы решения уравнений высших степеней.
Обеспеченность занятия:
Учебно-методическая литература:
Ш.А. Алимов и др., Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014.
Ю.М. Колягин и др., Алгебра и начала анализа. 10 кл. – М.: Мнемозина, 2011
А.Н. Колмогоров и др., Алгебра и начала анализа. 10–11 кл. – М.: Просвещение, 2011
Рабочая тетрадь: в клетку
Раздаточные материалы (карточки-задания, по количеству обучающихся).
Калькулятор: простой.
Ручка.
Карандаш простой.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики.
Определение
Уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где a, b, c - действительные числа, причем a ≠ 0, называют квадратным уравнением.
Если a = 1 , то квадратное уравнение называют приведенным; если a ≠ 1, то неприведенным .
Числа a, b, c носят следующие названия: a - первый коэффициент, b - второй коэффициент, c - свободный член.
Корни уравнения ax2 + bx + c = 0 находят по формуле |
|
Выражение D = b2- 4ac называют дискриминантом квадратного уравнения.
если D
если D = 0, то уравнение имеет один действительный корень;
если D 0, то уравнение имеет два действительных корня.
В случае, когда D = 0, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.
Пример
Если в квадратном уравнении ax2 + bx + c = 0 второй коэффициент b или свободный член c равен нулю, то квадратное уравнение называется неполным.
Неполные уравнения выделяют потому, что для отыскания их корней можно не пользоваться формулой корней квадратного уравнения - проще решить уравнение методом разложения его левой части на множители.
Способы решения неполных квадратных уравнений:
c = 0, то уравнение примет вид
ax2 + bx = 0.
x(ax + b) = 0 ,
x = 0 или ax + b = 0, x = -b : a.
b = 0, то уравнение примет вид
ax2 + c = 0,
x2 = -c / a,
x1, 2 = ±√(-c / a).
b = 0 и c = 0 , то уравнение примет вид
ax2 = 0,
x = 0
Пример.
Теорема Виета
Зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения выражает теорема Виета.
Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0, тогда х1 + х2 = – b/a, х1х2 = c/a. Для приведённого квадратного уравнения х2 + рх + q = 0, если х1 и х2 – корни этого уравнения, то х1 + х2 = – p, х1х2 = q.
Справедливо утверждение, обратное теореме Виета: если числа m и n таковы, что их сумма равна – р, а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения х2 + рх + q = 0.
Существуют различные приёмы решения систем уравнений.
Метод подстановки заключается в следующем:
Одно из уравнений системы преобразуют к виду, в котором y выражено через х (или х через y);
Полученное выражение подставляют вместо y (или вместо х) во второе уравнение. В результате получается уравнение с одной переменной;
Находят корни этого уравнения;
Воспользовавшись выражением y через х (или х через y), находят соответствующие значения х (или y).
Метод сложения основан на следующих теоремах:
Пусть дана система двух уравнений с двумя переменными. Если одно уравнение системы оставить без изменения, а другое уравнение системы заменить уравнением, ему равносильным, то полученная система будет равносильна заданной;
Пусть дана система двух уравнений с двумя переменными. Если одно уравнение системы оставить без изменения, а другое уравнение заменить суммой или разностью обоих уравнений системы, то полученная система будет равносильна заданной.
Метод введения новых переменных применяется при решении систем двух уравнений с двумя переменными одним из следующих способов:
Вводится одна новая переменная только для одного уравнения системы;
Вводятся две новые переменные сразу для обоих уравнений.
Для того чтобы графически решить систему двух уравнений с двумя переменными, нужно в одной системе координат построить графики уравнений и найти координаты точек пересечения этих графиков.
Задания для практического занятия:
Задание 1.
Краткий опрос:
1) Решить уравнения:
а) х2 = 11;
б) х2 = – 8;
в) 7 х 2 = 0;
г) х2 – 5х = 0.
2) Рассмотреть квадратные уравнения:
a) 2 x2 + 5x – 7 = 0
б) 3x2 – 8x = 0
в) 3x2 – 48 = 0
г) 2х2 = 0
Чем эти уравнения отличаются друг от друга? (В уравнениях б, в, г отсутствует один из членов). Как называются эти уравнения? (Неполными квадратными уравнениями)
3) Составить квадратное уравнение имеющее корни
3 и –3
0 и 6
Задание 2.
§20, Стр. 131, Ю.М. Колягин и др., Алгебра и начала анализа. 10 кл. (Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 131-134. Записать задачи 1,3 и 4 себе в тетрадь.
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Задачу 6 разобрать у доски. Обсуждение. Записать решение в тетрадь.
Задание 3.
Самостоятельно выполнить задания (с проверкой у доски – несколько человек)
№№ 460(1); 462(1);463(1);465(1); 470(1)
Задание 4.
Сделать самостоятельно
№№ 460(2); 462(2);463(2);465(2);
Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: №470(2)
Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 5.
§21, Стр. 136, Ю.М. Колягин и др., Алгебра и начала анализа. 10 кл. (Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 137-140. Записать задачи 1, 2 и 3 себе в тетрадь.
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Задачу 6 разобрать у доски. Обсуждение. Записать решение в тетрадь.
Задание 6
Самостоятельно выполнить задания (с проверкой у доски – несколько человек)
№№ 471-474(1); 477(1); 478(1).
Задание 7
Сделать самостоятельно
№№ 471-474(2); 477(2);
Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: №478(2).
Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 8.
§22, Стр. 141, Ю.М. Колягин и др., Алгебра и начала анализа. 10 кл. (Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 141-150. Записать задачи 1 и 2
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Задачи 6 и 7 разобрать у доски. Обсуждение. Записать решение в тетрадь.
Задание 9.
Самостоятельно выполнить задания (с проверкой у доски – несколько человек)
№№ 480(1); 481(1); 483(1); 492(1).
Задание 10.
Сделать самостоятельно
№№ 480(2); 481(2); 483(2)
Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: №492(2).
Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 11.
Самостоятельно выполнить задания (по вариантам)
Решить приведенное квадратное уравнение с помощью теоремы Виета.
1. | 6. | 11. | 16. |
2. | 7. | 12. | 17. |
3. | 8. | 13. | 18. |
4. | 9. | 14. | 19. |
5. | 10. | 15. | 20. |
Задание 12
Подвести итог работы на занятии.
Записать домашнее задание.