«Зимний фестиваль знаний 2025»

Формирование познавательных УУД средствами технологии критического мышления

Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование познавательных УУД средствами технологии критического мышления".

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Формирование познавательных УУД средствами технологии критического мышления

Мышление развивается в проблемной ситуации,

когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

Лев Выготский

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, а технология развития критического мышления обладает именно тем потенциалом, который обеспечивает развитие интеллектуальных способностей обучающегося, позволяющих ему учиться самостоятельно. На уроках используются как традиционные приёмы данной технологии - кластер, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, так и специфические - фишбоун.

УУД - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:

- носят надпредметный и метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Познавательные УУД включают:

- общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- приме­нение методов информационного поиска, в том числе с по­мощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого вы­сказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и вы­бор вида чтения в зависимости от цели;

- определение основной и второстепенной инфор­мации;

- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия включают:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно - следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Технология «Развитие критического мышления» является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у обучающихся азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик - запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное.

Технология развития критического мышления меняет деятельность обучающегося, меняет и его смысловые установки. При использовании технологии развития критического мышления обучающиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у обучающихся есть возможность исправления и редактирования работ. Такие уроки дают обучающимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем , дают большую свободу творческого поиска.

Технология развития критического мышления направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий):

I фаза (5 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов - осмысление - рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Приёмы, используемые на стадии вызова: «Кластер», «Мозговой штурм», «Загадка», «Верные - неверные утверждения», «Проблемный вопрос», «Перепутанные логические цепочки», «Дерево предсказаний», «Концептуальное колесо».

Роль преподавателя на этапе вызова состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны.

Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа обучающегося в парах или индивидуально с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная. Методические приёмы, используемые на стадии осмысления: «Чтение с пометками» (Инсерт), «Взаимообучение», «Чтение – суммирование в парах», «Восстанови текст», «Зигзаг».

Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя. Приёмы рефлексии, используемые в технологии развития критического мышления: «Написание творческих работ», «Создание викторины», «Логическая цепочка», «Письмо по кругу».

Поэтому, работая в русле критического мышления, уделяется большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Удаётся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее