Формирование познавательных УУД средствами технологии критического мышления
Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
Лев Выготский
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, а технология развития критического мышления обладает именно тем потенциалом, который обеспечивает развитие интеллектуальных способностей обучающегося, позволяющих ему учиться самостоятельно. На уроках используются как традиционные приёмы данной технологии - кластер, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, так и специфические - фишбоун.
УУД - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:
- носят надпредметный и метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Познавательные УУД включают:
- общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия включают:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно - следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Технология «Развитие критического мышления» является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.
При традиционной системе обучения целью выступало формирование у обучающихся азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик - запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное.
Технология развития критического мышления меняет деятельность обучающегося, меняет и его смысловые установки. При использовании технологии развития критического мышления обучающиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у обучающихся есть возможность исправления и редактирования работ. Такие уроки дают обучающимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем , дают большую свободу творческого поиска.
Технология развития критического мышления направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий):
I фаза (5 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов - осмысление - рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Приёмы, используемые на стадии вызова: «Кластер», «Мозговой штурм», «Загадка», «Верные - неверные утверждения», «Проблемный вопрос», «Перепутанные логические цепочки», «Дерево предсказаний», «Концептуальное колесо».
Роль преподавателя на этапе вызова состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны.
Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа обучающегося в парах или индивидуально с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная. Методические приёмы, используемые на стадии осмысления: «Чтение с пометками» (Инсерт), «Взаимообучение», «Чтение – суммирование в парах», «Восстанови текст», «Зигзаг».
Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя. Приёмы рефлексии, используемые в технологии развития критического мышления: «Написание творческих работ», «Создание викторины», «Логическая цепочка», «Письмо по кругу».
Поэтому, работая в русле критического мышления, уделяется большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Удаётся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.