Формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков
Одной из основных задач преподавания курса математики является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.
Вычислительные навыки формируются у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа закладывается в первые 5 – 6 лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень).В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии и других предметов.
Вычислительные умения и навыки можно считать сформированными только в том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, а также производить тождественные преобразования различных числовых выражений и приближенные вычисления.
В последнее время учителя, проводя в жизнь идею развивающего обучения, несколько ослабили внимание к развитию и закреплению у учащихся вычислительных навыков. Поэтому у школьников возникают затруднения даже при умножении и делении десятичных, обыкновенных дробей с разными знаменателями, при выполнении совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями и т.д. Отмечается также слабое практическое владение школьниками такими алгоритмами математических действий, как выделение целой части из неправильной дроби, представление числа, содержащего целую и дробные части, в виде неправильной дроби, обращение десятичной дроби в обыкновенную и наоборот, нахождение процентов от числа и числа по его процентам, а также выполнение математических действий с рациональными числами и др.
Эти недостатки оказывают отрицательное влияние на усвоение учащимися не только математики, но и отдельных разделов физики и химии.
Основные причины низкого уровня владения техникой счета заключается в следующем:
-
Результат вычислений зависит прежде всего от умений выполнять арифметические действия.
В начальных классах у учащихся формируется умение производить действия с многозначными числами. В дальнейшем обучении учитель должен следить за тем, чтобы у учащихся закреплялись навыки в действиях с натуральными числами и умения в рациональной организации работы, связанной с вычислениями. Однако ряд учителей мало обращают внимания на систематическое решение упражнений в течение всего учебного года на все примеры вычислений. Ссылаясь на отсутствие времени, значительная часть учителей математики сводит эту работу к эпизодическим заданиям на уроках и дома, при этом основная часть повторения ложится на домашнюю работу без последующей проверки на уроке, занижается роль устных вычислений.
-
Не всегда используются возможности учебного материала для дальнейшего совершенствования вычислительных навыков. На некоторых уроках в упражнениях комбинированного характера, выполнив алгебраические преобразования и столкнувшись с затруднениями учащихся при выполнении вычислений, учителя предлагают закончить вычисления дома. Из – за отсутствия должного внимания к полученному числовому значению при решении задачи часто упускается возможность интерпретации решения, сравнения ответа с полученными ранее результатами. Это оказывает вредное воздействие на отношение учащихся к анализу своего труда, связанному с техникой счета. Для выработки у учащихся вычислительных навыков и умений требуется систематическая организация разнообразных работ, связанных с вычислениями. Но, к сожалению, многие учителя не используют существующее многообразие методических приемов проведения таких работ на уроках и во внеклассной работе.
-
Учитель не должен забывать о том, что владение вычислительными умениями и навыками имеет огромное значение для усвоения изучаемого материала, что правильно организованная вычислительная работа учащихся позволяет воспитывать у них ценные трудовые качества: ответственное отношение к своей работе, умение обнаруживать и исправлять допущенные в работе ошибки, аккуратное исполнение задания, творческое отношение к труду и т. д. Практика работы школы показывает, что без прочных умений и навыков в области вычислений изучение математики усложняется , т.к. ошибки в расчетах сбивают с пути, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с расчетами.
О наличии у учащихся вычислительных навыков можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов.
В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычислений: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями.
Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений.
Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформированного правила и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях целенаправленного их формирования. Образование вычислительных навыков ускоряется, если учащимся понятен процесс вычислений и их особенности.
При обучении вычислениям и совершенствовании техники счета необходимо отчетливо представлять, какие умения и навыки у учащихся необходимо сформировать. Перечислим наиболее важные из них.
-
В письменных вычислениях данные числа, знаки арифметических действий, промежуточные и окончательные результаты записываются. Поскольку качество записей оказывает существенное влияние на успех вычисления, то учащимся необходимо владеть следующими навыками.
-
отчетливо писать математические символы;
-
цифры и знаки располагать строго в соответствии с правилами арифметических действий;
-
безошибочно применять таблицы сложения и умножения натуральных чисел;
-
-
При устных вычислениях надо помнить данные числа и законы действий над ними. При этом формирование устных вычислений связано с выработкой навыка запоминания чисел, выявления особенностей отдельных чисел. Владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не только потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками, но и потому, что они ускоряют письменные вычисления, позволяют усовершенствовать их.
Для того, чтобы овладеть умениями, предусмотренными программой, учащиеся должны достаточно уметь устно:
-
складывать и умножать двузначные числа;
-
прибавлять к двузначному числу однозначное;
-
вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное;
-
складывать и вычитать двузначные числа;
-
делить однозначное или двузначное число на однозначное нацело или с остатком;
-
производить действия с дробными числами.
Успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки учащихся навыков устного счета.
Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изученных правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного.
В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.
Обращение к устному счету, предусмотренному на уроке, позволяет организовать локальное повторение. Система работы по совершенствованию вычислительных навыков состоит из следующих этапов.
-
Этап вводного контроля
-
На этом этапе в начале работы с классом (независимо от того, пятый это класс или девятый), проводится проверка знаний таблиц сложения, умножения, вычитания и деления. Форма проверки - устный счет по карточкам и таблицам (см. таблицы «Действия с натуральными числами»). Задания из таблицы могут быть представлены на карточках (в двух вариантах) или на экране монитора.
-
Далее на этом этапе проводится проверка знаний по всем темам арифметики в форме устного счета, небольших письменных работ; отдельных заданий при выполнении текущих самостоятельных работ (см. таблицы для 5-го класса). При этом особое внимание обращается на решение простейших уравнений, нахождение компонентов действий и на порядок действий с натуральными числами.
-
При этом индивидуальная работа с неуспевающими учениками ведется как на уроках, так и вне уроков, учащимся выдаются на дом таблицы для отработки навыков.
-
Этап текущей работы по формированию вычислительных навыков
К этому этапу готовятся серии таблиц следующих видов.
-
Таблицы для отработки отдельного навыка в определенном классе (например, действия с десятичными дробями - в 5-м классе, формулы сокращенного умножения - в 7-м классе, значения тригонометрических функций некоторых углов - в 9-м классе, нахождение производных функций — в 10-м классе и т. д.).
-
Сводные таблицы по отработке нескольких навыков при обобщающем повторении (например, действия с натуральными числами, целыми, дробными числами - в 9-м классе, решение различных простейших тригонометричес
ких, логарифмических, показательных уравнений - в 11-м классе и т. д.). -
Наиболее сильные учащиеся привлекаются к составлению примеров и заданий по использованию рациональных приемов счета.
На этом этапе используются следующие формы работы:
1.Устный фронтальный опрос по карточкам (на два варианта), проводимый как учителем, так и учащимися.
1.Письменный опрос (с записью ответа) по подготовленным таблицам.
2.Письменная самостоятельная работа с последующим анализом и работой над ошибками.
3.Решение у доски во время опроса.
4. Решение за первой партой.
5.Разбор образцов решений заданий и их оформления.
6.Отработка алгоритмов (правил) вычислений.
7. Рассмотрение примеров на использование рациональных способов решения.
При этом учитывается, что:
-
на каждом уроке надо работать не с классом вообще, а конкретно с каждым учеником. Для этого учитель должен выбрать формы работы и материал так, чтобы каждый ученик был занят делом, и его работу всегда можно проконтролировать. Например, каждому ученику, работающему за первой партой, выдается карточка с таким заданием, чтобы он мог ликвидировать свои пробелы в знаниях. А при подготовке к уроку в планах указывается, кого и по какому вопросу нужно спросить.
-
При изучении нового материала желательно обращать внимание учащихся на тот материал, где наиболее часто допускаются ошибки;
-
полезно новый материал изучать в сравнении с ранее изученным, уже знакомым материалом;
-
при объяснении нового материала необходимо, чтобы ученики сами составляли алгоритмы выполнения того или иного действия, затем сверяли с учебником и выбирали оптимальный для себя вариант. Такая работа приучает учащихся к четкости, конкретности. В дальнейшем они могут без суеты и волнений выполнить любое задание;
-
необходимо воспитывать осознанное отношение к выполнению любого задания, чтобы ученик вдумался в смысл задания, установил закономерности, связывающие величины, наметил пути решения проблемы и только после
-
этого приступал к выполнению задания. Необходимо учить школьников при выполнении работы пользоваться методом «пристального взгляда» (вначале визуально оценивать все задание, методы, способы решения, и лишь после этого приступать к его решению);
-
очень важно научить школьников самоконтролю, т. е. умению контролировать решение, действия, а в результате и свои поступки, применяя при этом следующие критерии самооценки:
а) соотношение результата с действительностью;
б) соотношение результата с данными по условиям задания;
в) проведение выкладок в обратном порядке;
г) решение различными способами;
д) исследование результата в предельных ситуациях; Итак, приемы устных вычислений помогают глубже усвоить теорию курса математики. Они основаны на законах и свойствах сложения, умножения, свойствах дробей, формулах сокращенного умножения, т.е. на теоретическом материале школьной программы. только при выполнении самостоятельной работы наиболее прочно усваивается изучаемый материал. Поэтому учащиеся привлекаются не только к выполнению готовых заданий, но и к составлению заданий (особенно заданий на рациональный счет). Задания, составленные учащимися, систематизируются (см. карточки с примерами на рациональный счет);
-
для более глубокого понимания материала удобна, порой, не запись самого примера, а его схема. Например:
(...-...) = (...)-2 (...)(...) + (...);
- для формирования устойчивого внимания желательно подбирать соответствующие упражнения психологический тренинг) или задания следующего характера:
а) найдите в решении ошибку;
б) выбери правильный ответ;
в) оцените правильность данной формулировки и т. д.
Текущий контроль, проводимый на этом этапе учителем, может заключаться в фиксировании:
а) количества верно выполненных примеров за 1 минуту, 2 минуты и т. д. каждым учеником (результаты вносятся в сводную ведомость класса);
б) времени, необходимого для безошибочного решения определенного количества примеров;
в) ошибок, допускаемых каждым учеником.
Важной частью работы на данном этапе является коррекционная работа над ошибками. Мы ее проводим в следующих формах:
-
после проведения контрольного мероприятия учитель указывает на технические ошибки в работах учащихся, а каждый ученик ищет их в своей тетради. Затем учитель вместе с учениками анализирует методы решения и приводит образцы решения , рассматривает вариантность решения в зависимости от изменения условия, отвечает на вопросы учащихся. Через определенное время учащиеся вновь выполняют примеры, в которых были допущены ошибки;
-
после раздачи тетрадей с проверенной работой учащимся дается время (оно зависит от сложности материала и количества допущенных ошибок) на то, чтобы они разобрали ошибки друг с другом или в своей группе, или
проконсультировались с учителем. Эта работа проводится при необходимости на уроке, иногда - дома самостоятельно. После этого вновь проводится самостоятельная работа.
При такой форме работы ни один ученик не остается вне поля зрения учителя.
-
Этап итогового контроля
Итоговый контроль проводится или в форме контрольной работы, или в форме устно-письменного зачета. К уроку-зачету учитель готовит систему карточек-заданий по теме. На зачете учащиеся отвечают теорию, решают задания, содержащиеся в карточке, иногда еще показывают тетради с выполненными примерами на вычисления и составленными примерами. Итоговые оценки выставляются в журнал.
Рассмотренные выше формы и методы работы по совершенствованию вычислительной культуры учащихся применимы не только при выработке вычислительных навыков, но и при изучении и контроле за формированием многих общеучебных навыков по разным предметам.
Готовясь к уроку, учитель должен отобрать материал, расположить его в систему, продумывая переход от одного упражнения к другому в соответствии с целью обучения.
При обдумывании системы заданий и форм организации устного счета не исключается учет индивидуальной подготовки учащихся, склонностей и способностей к устным вычислениям.
Особенно большое значение имеют устные упражнения для формирования сознательного усвоения законов и свойств арифметических действий.
На простых, но разнообразных примерах учащиеся должны отработать навыки в использовании свойств и законов арифметических действий.
Быстрое и безошибочное выполнение действий с натуральными числами является необходимым условием для формирования умений и навыков вычислений с десятичными дробями.
Поэтому в рассматриваемой теме следует использовать возможности учебника, где в каждом пункте учебника предусмотрены разнообразные виды вычислительных упражнений. Кроме того, в книге для учителя к каждому уроку предлагается набор устных упражнений, содержащих материал для тренировки в устном счете и закрепления приемов устного счета, а также упражнения, используемые для дополнительных занятий с учащимися, у которых обнаруживаются пробелы в знаниях или умениях. В 5 – 6 классах на устные упражнения должно быть отведено на каждом уроке 5 – 7 минут. На уроке эти упражнения можно проводить для отработки навыков использования таблицы умножения, повторения ранее изученного материала, увеличения скорости вычисления, закрепления нового материала или для подготовки учащихся к его восприятию. Чтобы заинтересовать учащихся, устное решение упражнения желательно проводить с помощью таблиц или карточек с учетом индивидуальных особенностей школьников. Повышает уровень вычислительных навыков проведение диктантов.
Литература.
-
Я. Ф. Чекмарев Методика устных вычислений».
-
В. М. Агафонов «Устные контрольные работы по математике».
-
П. Б. Ройтман «Повышение вычислительной культуры учащихся».
-
Журнал «Математика в школе» «О формировании навыков вычисления в уме».
-
Журнал «Математика в школе» «Устные вычисления в 4 классе».
-
Журнал «Математика в школе» «Некоторые формы организации устного счета».
-
Журнал «Математика в школе» « Некоторые способы быстрых вычислений»
-
Я. И. Груденов «Совершенствование методики работы учителя математики».
Практическая часть.
Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Учителю математики надо обращать внимание на устный счет с того самого момента, когда учащиеся переходят к нему из начальной школы. Именно в 5 – 6 классах закладываются основы обучения математики наших воспитанников. Если не научатся считать в этот период – будут испытывать трудности в работе и учителя и воспитанники.
Устный счет рекомендуется проводить с легкого, а затем постепенно брать вычисления все более трудные.
Следует разделять два вида устного счета:
-
это такой счет, когда учитель не только называет числа, но и демонстрирует их каким – либо образом. Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает ненужным удерживание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений.
-
Это запоминание чисел над которыми производят действия, - важный момент устного счета. Тот, кто не может удержать числа в памяти, в практической работе оказывается плохим вычислителем. При выполнении этого вида устного счета учащиеся ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются. Этот вид счета сложнее первого, но он эффективнее в методическом смысле.
Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как игра, тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга, и результат получается выше.
Приведу некоторые формы устного счета, применяемые в 5 – 6 классах, которые делают его интересным и занимательным.
Беглый счет.
Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют друг друга, но последние задания предлагаются уже без карточек.
Например:
§
Две карточки могут демонстрироваться одновременно.
Выполнив действия, ребята должны сообщить, на какой карточке ответ больше. Такие упражнения выполняются быстро с помощью прикидки.
Равный счет.
Учитель записывает на доске упражнения с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Ребята должны на слух воспринимать названия числа и определять, верно ли составлен пример.
Счет – дополнение.
Учитель записывает на доске какое – то число, допустим 1,5. Затем медленно называет число, которое меньше, чем 1,5.Ученики в ответ должны назвать другое число, дополняющее данное до 1,5. Те числа, которые называет учитель, и те, которые дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.
Торопись, да не ошибись.
Это игра – фактический математический диктант. Учитель медленно прочитывает задания, а учащиеся пишут на листочках ответы.
Эстафета.
На доске заранее записаны примеры в два столбика. Ученики делятся на две команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на место, отдав мел второму члену команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задания.
Не зевай.
Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнает только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, сообщит ему ответ в своем задании. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны.
Кто первым скажет 100.
Двое поочередно говорят произвольные числа меньшие десяти, складывая их и называя сумму. Выигрывает тот, кто первым скажет 100. Например, первый говорит "7", второй скажет "9", при сложении их получится "16", затем первый говорит, например, "5", получится "21", второй говорит "29" и т.д. Победителем станет тот, кто первым скажет 100.
Лесенка.
На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Команда учащихся из 5 человек (столько ступенек у лесенки) поднимается по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей ступеньке.
Если ошибка – упал с лесенки. Вместе с неудачами может выбыть вся команда. Можно играть и по-другому: неудачник заменяется другим игроком. В это время другая команда продолжает подъем. Выигрывают те ребята, которые быстрее доберутся до верхней ступеньки. По лесенке можно подниматься с двух сторон, играя вдвоем. Побеждает тот, кто правильные ответы.
Ребята с увлечением выполняют устный счет, когда наградой служит право определенным способом дополнить рисунок. Например зажечь печку, т.е. нарисовать дым из трубы.
Когда я провожу устный счет, диктуя пример или задачу, у учащихся развивается только слуховая память.
Чтобы разнообразить формы занятий по устному счету и развить зрительную память.
Я время от времени записываю задания на доске. Но на это нужно время. Помощь оказывают плакаты, таблицы , экран. Немым жестом или кратким словесным указанием я указываю что делать, ученики выполняют команду, такая работа имеет важное значение для воспитания у учащихся внимания.
Кроме этого я часто даю карточки для устного счета.
Помощь в устном счете пособие "Угадай – ка"
16,7
+2,9
15,6
0,173
126
133
1,4
Счетные фигуры.
:12
48
72
108
96
84
60
36
144
Занимательные квадраты.
По диагонали, по вертикали и по горизонтали сумма чисел должна быть равна одному и тому же числу.
2 | 7 |
|
9 |
| 1 |
4 |
|
|
Сумма чисел равна 15
2 | 3 | 6 |
5 | 4 |
|
|
| 3 |
Сумма чисел равна 11
3 | 1 |
|
4 | 3 | 2 |
|
| 2 |
Сумма чисел равна 9