Консультация для родителей "Стимулирование речи детей раннего возраста"

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас, воспитателей, является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.

Олимпиады: Дошкольникам "Планета знаний"

Содержимое разработки

«Стимулирование речи детей раннего возраста»
Меркулова Наталья Владимировна,
воспитатель МДОУ ЦРР-детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас, воспитателей, является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребенок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например : «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т.п.

Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становится «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даем ему … не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребенку: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?». В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: ребенок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая детям распространенными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариантность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребенка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее – крест-накрест: с правой рукой – левое полушарие, а с левой – правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это еще один прием. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребенку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или с медвежонком?».

Замещение. «Представь, что …» - эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трех лет ребенок с удовольствием представляет, что кубик – это пирожок, а коробка из-под обуви – печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой и т.п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы – самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребенка. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадайте, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть стол; гулять по теплому песку; убегать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажем. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.



















Литература

1.Алимовская В.Г. Ясли – это серьезно. М.,2000.

2. Ушакова О.С.Теория и практика развития речи дошкольников. М.,2008.

3. Картушина. М.Ю.Забавы для малышей. М.,2009.

4.Белая А. Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.

5.Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. М., 2004.

6. Елецкая О. В., Вареница Е.Ю., День за днем говорим и растем. М.,2010.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее