"Речевая готовность к школе"
Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Уважаемые родители, я рада приветствовать Вас. Моё выступление будет посвящено речевой готовности дошкольников к обучению в школе.
Перед школой осталось совсем немного времени, и Вы волнуетесь – готов ли Ваш ребёнок к школе. Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению именно со стороны речевого развития? Справится ли Ваше чадо с чтением и письмом в школе? По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой? Как определить речевую готовность к школе вашего ребенка? Давайте рассмотрим все направления, речевого развития.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы: звуковая сторона речи, грамматический строй, лексическая сторона речи, связная речь. Помимо развития речи у ребёнка ещё должны быть сформированы графомоторные навыки.
Остановимся подробнее на каждом из них.
1. Звуковая сторона речи (звукопроизношение).
- ребёнок должен уметь:
- правильно произносить все звуки речи;
- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи (говорить медленно или быстро);
Нарушение звукопроизношения приводит в итоге к тому, что ребёнок пишет так, как проговаривает. На письме появляются замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи, а также появляются ошибки при чтении.
2. Грамматическая сторона речи (навыки словоизменения и словообразования)
Ребёнок должен уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например, я бегу, ты бежишь, он (она) бежит).
В связи с недоразвитием этого компонента речи можно наблюдать следующие аграмматизмы:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
Навыки словообразования:
Ребёнок должен уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то на письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
3. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Ребёнок должен уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов и классифицировать их (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»; помидор, огурец, картофель — это овощи);
- употреблять сложные слова (например, длинноногий, вислоухий);
- пользоваться эпитетами (например, чистое поле);
- подбирать метафоры (например, туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);
- подбирать синонимы (например, храбрый – смелый – отважный);
- подбирать антонимы (высоко — низко, длинный — короткий).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.
4. Связная речь.
Ребёнок должен уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
Нарушение связной речи выражается в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
5. Сформированность графомоторных навыков.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.
Для того чтобы Вам легче было заниматься со своим ребёнком, нужно соблюдать ряд правил. А для этого я хочу предложить памятки.
Памятка №1 «Соблюдение правил при работе с ребёнком»
1. Не старайтесь ускорить ход речевого развития ребенка, перегружая его речевыми занятиями. Занятия лучше проводить в игровой форме.
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, непременно объясните.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?».
Особенно важно для предупреждения нарушений чтения и письма) зрительно - двигательной координации:
-Срисовывание графических образцов (геометрических фигур или
разнообразных узоров).
-Вырезание по контуру фигур из бумаги, даже и картинки,
фотографии из старых журналов, газет. Главное, чтобы вырезание
было плавное, без отрыва ножниц от бумаги.
-Раскрашивание и штриховка. Здесь просто надо купить готовые
книжки-раскраски.
-Конструирование и работа с мозаикой. Огромное развивающее
значение имеют пазлы.
-Выкладывание фигур из спичек.
-Выполнение фигурок из пальцев. Попросите ребенка закрыть глаза.
Вы из пальцев его левой руки сложите фигурку, попросите теперь ребенка сделать точно такую же фигурку только из пальцев правой
руки.
Вообще любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.
Помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи вам и вашим деткам во всех начинаниях.