Консультация для родителей и учителей.
«Утренняя гимнастика в начальной школе»
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятия эмоционального и мышечного тонуса детей.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно в течение 10-12 минут на воздухе или в помещении. В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть предварительно разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям. В старших возрастных группах важно требовать от детей качественного выполнения каждого упражнения.
Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение одной – двух недель в зависимости от сложности его содержания. При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить о вариативности их содержания и характера. Наряду с традиционным типом утренней гимнастики можно использовать и различные варианты, отличающиеся от традиционного комплекса по содержанию или методике проведения.
Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастнка должна проводиться в точно установленное по режиму время.
Упражнення, включаемые в утреннюю гимнастику, разучиваются с детьми предварительно на физкультурных занятиях. Однако они не копнруют точно то или иное движение, но имеют с ним общую основу.
Продолжительность каждого комплекса утренней гимнастнки обычно 7 дней. В течение этого времени в комплекс могут быть включены аналогичные по задачам варианты упражнений, изменены используемые предметы.
На утренней гимнастике не происходит обучения движениям, поэтому не нужно предварительное объяснение и показ упражнений учителем. В первом классе и в первой половине года во втором учитель предлагает детям выполнять упражнения одновременно с ним, применяя игровые приемы. В дальнейшем во втором классе (вторая половина года), третьем и четвёртом классах он кратко называет упражнение, дает команду для исходного положения (например: «Основную стойку принять»!). После этого дети выполняют упражнение вместе с учителем. Такая организация утренней гимнастики целесообразна: дети непосредственно воспринимают безукоризненный образец, правильно воспроизводят его. Однако учитель не всегда делает все упражнения. Если, например, выполняется наклон вперед с опусканием головы вниз или вращение туловища, при котором учитель не видит детей, то ему целесообразнее наблюдать за выполнением упражнения детьми, регулировать их темп и, если нужно, помогать краткими указаниями.
До начала упражнений и по окончании их в первом классе дети стоят в основной стойке (пятки вместе, носки врозь). Йз этого положения ног они меняют стойку по указанию учителя для следующего упражнения, а также начинают ходьбу. По окончании ходьбы они вновь принимают основную стойку. Это содейетвует приучению ребенка к правильному держанию тела (осанка), воспитывает подтянутость, организованность. Начиная со второго класса дети стоят в стойке ноги слегка расставлены, ступни параллельно друг другу, что является профилактикой деформации стопы.
В конце утренней гимнастики ходьба с постепенным снижением темпа заканчивается шагом на месте с невысоким подъемом ног, выполнением дыхательных упражнений. Это приводит пульс ребенка в норму.
Утренняя гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами или на чистой травяной или земляной площадке во дворе.
Если утренняя гимнастика проводится на воздухе, то дети в осенне-зимний сезон надевают специальные костюмы.
В зале с открытыми окнами (осенью и зимой) или при выходе на воздух гимнастика начинается с непродолжительной быстрой ходьбы, переходящей на бег, вырабатывающей в организме тепло и вызывающей усиленную работу сердца, легких, активизирующей функции вегетативной нервной системы. Бег постепенно переходит на ходьбу интенсивного, быстрого темпа с последующим замедлением и перестроением детей в круг или колонны.
В процессе мышечной работы, требующей большого количества кислорода, углубляется дыхание, в организме усиленно вырабатывается тепло и исключается опасность охлаждения. При регулярном повторении процесс теплорегуляции совершенствуется и вырабатывается привычка к холодной температуре, Дети перестают зябнуть и бояться холода, нервная система их укрепляется, они охотно занимаются на воздухе. Большое значение имеет воспитание эмоционально-положительного отношения.
При пониженной температуре все упражнения, входящие в комплекс, даются в более энергичном темпе. Это необходимо для скорейшей выработки тепла в организме и возникновения у детей положительных эмоций, влияющих на физиологические процессы теплорегуляции, способствующие восстановлению температуры кожи.