«Зимний фестиваль знаний 2025»

Консультация для родителей «Дайте пожалуйста»

Небольшая памятка - консультация позволит педагогам позволит родителям узнать о том, как надо правильно прививать дошколятам правила вежливости.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 14

«ВЕСЁЛЫЕ ЗВОНОЧКИ»

(отделение «Дельфинчик»)

РФ 140560, Московская область, г. Озеры, ул. Школьная, д.13












Консультация на тему:

«Дайте, пожалуйста...»


















Подготовила:

старший воспитатель

О.А. Лихачева





Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребёнка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется — добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Каковы же пути и средства воспита­ния у детей культуры общения?

В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима (все делать вовремя, в нужном темпе, согласован­но с другими детьми); с самообслужи­ванием и гигиеническими требова­ниями (самостоятельно умываться, есть, раздеваться и одеваться и др.). Он должен усвоить необходимый по­рядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.

Усваивая необходимые навыки, ребёнок постепенно, в естественных ситуациях знакомится с правилами, связанными с соблюдением чистоты и опрятности, поведения за столом, с правилами общения со сверстниками.

По мере взросления ребёнка расширяется, и круг правил, усваивая кото­рые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими прави­лами: «Как вести себя на занятиях»; «Как вести себя на улице, в транс­порте»; «Соблюдай правила пешехо­да»; «Как вести себя во время разго­вора со взрослыми»; «Правила вежли­вости» и др. Чтобы руководствоваться этими правилами, ребёнку недоста­точно знать их. Например, ему из­вестно, что при встрече принято здороваться, за услугу благодарить, за нечаянно доставленное неудобство извиниться, но, очутившись в одной из подобных ситуаций, ребёнок «за­бывает» об этом. Однако если его товарищ уклонился от подобных пра­вил, он остро подмечает это, искренне критикует его, но не замечает, что сам поступает так же.

Важно, чтобы в семье выполнение этих же правил было обязательным.

Если родители требуют, чтобы ребёнок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влия­нием взрослого, постепенно превра­щаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.

Полезно упражнять детей в выпол­нении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения, задания, игры.

Дети старшего возраста многое знают и умеют. Указания рассчитаны на более высо­кую самостоятельность: «Надеюсь, ты был вежлив»; «Проверь, все ли ты сделал как надо»; «Посмотри на себя в зеркало, все ли у тебя в порядке».

Руководя поведением детей, прихо­дится прибегать и к замечаниям. Как делать замечания, чтобы они не вы­зывали в ребенке внутреннего сопро­тивления? Здесь важны такт и добро­желательность взрослого, учет инди­видуальных особенностей детей, кон­кретной ситуации. В одном случае можно мягко, но требовательно, тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к стар­шим. Полагается называть взрослых на «вы». В другом — сделать замеча­ние: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем — воздер­жаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вел себя нехорошо. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвертом — спросить: «Как ты дума­ешь, ты хорошо себя вел?» Любое воздействие — приказ или указание, запрет или просьба, совет - или на­поминание, предупреждение или отказ — должно опираться на созна­ние ребёнка, предусматривать уваже­ние к нему как к развивающейся личности.


Детям старшего до­школьного возраста полезно раскры­вать нравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них заложено уважение к труду взрослых («Вытер ноги, убрал за собой — значит, уважаешь труд мамы»); к покою, удобству, отдыху окружающих («Нельзя громко разго­варивать или играть в шумные игры там, где читают, занимаются или отдыхают, — это значит проявлять неуважение к людям») и т. д. Взрос­лые помогают ребёнку уяснить, поче­му воспитанный человек поступает так, а не иначе («Если ты не умеешь вести себя хорошо, то вызываешь у окружающих осуждение, тебя сочтут невоспитанным, не станут уважать»).

Дети способны понять, почему, общаясь с окружающими людьми и сверстни­ками, они должны соблюдать обще­принятые нормы поведения. Взрослые разъясняют им, что привлекать вни­мание окружающих неприлично; на­ходясь на улице, прыгать, толкаться, загораживать тротуар встречному по­току пешеходов нельзя, потому что это доставляет людям неудобство, является признаком невоспитанности и неуважения к окружающим. Тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.


Для прочного усвоения правил не­обходим систематический контроль за поведением ребёнка в игровой, учеб-, ной, трудовой деятельности, в повсе­дневной жизни, в общении со сверс­тниками и взрослыми. Однако кон­троль не должен быть навязчивым, с указаниями типа: «Так не полагается»; «Извинись»; «Уступи»; «Проверю, как ты себя будешь вести» и т. д. Руководство поведением детей долж­но сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности. Когда они овладеют правилами культуры поведения, то будут вести себя так, как их учили, и в отсутствии взрос­лого.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее