«Зимний фестиваль знаний 2025»

Консультация для педагогов "Методы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках дополнительного образования в ДОУ

Основная специфика современной семьи заключается в том, что она утратила свои традиционные черты. В современном мире семья озабочена решением проблем экономического характера, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Методы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках дополнительного образования в ДОУ

Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад № 44 « Колокольчик», г. Серпухов 


Основная специфика современной семьи заключается в том, что она утратила свои традиционные черты. В современном мире семья озабочена решением проблем экономического характера, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. И если образовательные организации не будут уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.


Чтобы этого не произошло деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка должна быть успешной, а возможно это только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Образовательная организация является социальным институтом, который обеспечивает воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Задача педагога– эффективно организовать это взаимодействие.

Взаимодействие с семьей в рамках дополнительного образования имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами построены на основе свободы выбора. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Сотрудничество с родителями направлено на:

  • формирование партнерских отношений с семьей каждого обучающегося;

  • объединение усилий для полноценного развития и воспитания;

  • создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки;

  • формирование педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания детей.

Для эффективного сотрудничества с родителями используются следующие принципы работы с семьей:

1.Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным  фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если педагог не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями.

2.Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и образовательного учреждения состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон.

3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и образовательного учреждения. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях являются гуманность, толерантность, т.е. Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого.

4.Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от педагога по отношению к семье. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве.

5. Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

6.Сотрудничество, а не наставничествоСовременные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.


Семья – малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности, определяющая круг интересов за пределами образовательной организации. Дополнительное образование в ДОУ играет важную роль в помощи родителям не в выборе интересной деятельности для детей, но и создании мотивации к длительному продолжению этой деятельности, в социализации и развитии способностей ребенка.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее