Консультация для педагогов:
«Организация конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определённого заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному значению.
Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения).
Необходимо, обратить внимание также на то, что в процессе деятельности с материалом возникает конструктивная деятельность, затем озарение, подключается логика и возникает конструктивное мышление, продуктивное, наконец, готовый продукт и вновь возникает деятельность.
Следовательно, конструктивное мышление - это циклический процесс.
Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. У детей формируются обобщенные представления о предметах. Конструктивная деятельность развивает умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием.
Для успешного развития конструктивных навыков детей в группе организованна развивающая среда для конструктивной деятельности. Мелкий и крупный строительный материал, настольные, дидактические игры, различные виды конструкторов, подобран природный материал.
Конструктивная деятельность детей встречается в непосредственно – образовательной деятельности – Это и ФЭМП, лепка, аппликация, конструирование грамота. Но для того чтобы повысить у детей интерес к конструированию, необходимо организовывать игры и в самостоятельной деятельности.
Игры детей с конструктором – это их самое любимое занятие. В ходе игр с «Конструкторами» у детей развивается пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка-постройка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы.
Дети с большим интересом конструируют из счётных палочек, геометрических фигур. Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Большой популярностью пользуются настольные, дидактические игры «Танграм», «Сложи узор», «Палочки Куизенера», « квадрат Воскобовича», «Сложи из частей целое» и многие другие игры. Дети складывают узоры не только по образцу, но и придумывают свои, самые интересные стараемся зарисовывать или фотографировать.
Конструирование с бумагой развивает у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Занятия с бумагой благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям.
Конструирование из природного материала в качестве конструирования. Это, прежде всего, песок, снег, вода. Собирая на прогулках листья, семена растений, камни. Помогать в сборе природного материала могут и родители принося шишки, ракушки, мох и т. д. для изготовления поделок.
При взаимодействии с родителями используются такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания.
Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать со взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.
В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно направлено на получение определенного продукта.
Термин «конструирование» (от латинского costructio - построение) обозначает определенное взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстает как единое целое.
Ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным материалом, которая позволяет:
1. познакомиться с сенсорными признаками предметов (формой, величиной и цветом), научиться оперировать ими;
2. формировать и совершенствовать определенные типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов, при анализе свойств реальных предметов; целенаправленные пробы, практическое применение и зрительное соотнесение;
3. познакомиться на практике с пространственными соотношениями элементов: правее, левее, выше, ниже, рядом, перед, за;
4. развивать мелкую мускулатуру рук и глазомер, учиться соизмерять мышечные усилия и тренировать координацию руки и глаза;
5. формировать конструктивные способности; умение понимать и воспроизводить тот или иной объект сообразно замыслу;
6. развивать узнавание образов, воплощать их в постройках, комбинировать знакомые образы в сюжетных постройках;
7. тренировать речевые возможности: маленькому строителю нужно сформулировать замысел постройки;
8. создавать основу для развития воображения;
9. воспитывать даже в младшем дошкольнике самостоятельность: освоив строитель, ребенок может им заниматься, а взрослому остается только подкидывать задачи, создавать условия для творческого развития.
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы), из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов.
К художественному - конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами сказок. При этом они модулируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.
Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др., которые используются как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому.
Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований и т.п., соответствующие их росту.
Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображают один из видов объемной фигуры. Поэтому детям необходимо четко определить характер их деятельности: они выкладывают из блоков не сам объемный предмет (как в другом виде конструирования), а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умения видеть в плоскостном изображении фигуры ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности компьютерного конструирования.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию» своеобразных эмоциональных образов.
Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже в младших группах. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя как разный природный материал, так и всевозможные упаковки, в том числе картонные коробки разного размера, полки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки. Площадь участка и сами материалы позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует успешному переходу детей от организации малого пространства к освоению и организации большого. При этом работа носит в основном коллективный характер.
В педагогической практике используются и другие виды конструирования - компьютерные, из плоскостных геометрических форм.
Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер.
На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования. Ярким примером синтеза технического и художественного конструирования может служить искусство оригами.
Таким образом, конструктивная деятельность позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, интегративные качества, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.