«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспекты уроков

Конспекты уроков русскоо языка. Отдельные разработки по ФГОС.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Русский язык Дата:11.10

Тема урока

РНО.Синонимы, антонимы, амонимы.

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «состав слова»; уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; вывести алгоритм разбора слова по составу; совершенствовать умения выделять части слова; способствовать развитию орфографического навыка; создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; побуждать проявлять внимание, доброе отношение друг к другу

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; с алгоритмом разбора слова по составу; научатся выделять части значимые слова; выполнять звуко-буквенный разбор слова; и разбор слова по составу; делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирают слова к данным схемам

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению

Личностные
результаты

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,

к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

Проводит минутку чистописания.

Работа по карточкам


Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Наступила ранняя2 осень1.

Птицы улетели2 в теплые края.


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Назовите группы слов:

Друг друг родник

Приятель враг кран

товарищ

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.




IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Подберите слова синонимы:

Большой –

Плакать –

Разговор –

Вьюга –

Кричать –

- Подберите антонимы:

Высокий-

Большой-

Холодный-

Вверх-

Близко-

Хороший-

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

Над упражнение по распределению частей речи

Спишите предложения, сверху над словами напишите части речи.

На пеньке сидел красивый рыжий зверёк.

Дикая утка вывела из осоки своих утят.

Разрумянились листья клёна.


Выполняют упражнения,


VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Предлагает посмотреть инсценировку сказки и ответить на вопросы.

– Что такое корень слова?

– Как называются слова с одним и тем же корнем?

– Как найти в слове корень?

– Какие части слова служат для образования новых слов?

– Что такое суффикс?

– Что такое приставка?

– Что такое окончание?

– Что такое основа слова?

– Что нужно сделать, чтобы изменить форму слова?

– Рассмотрите рисунок. Составьте слова с приставками.

– Разберите по составу слова:

Подход,     перелез,      пошёл,       нашёл,      набег,      дворик,    свеча,     лесок

Подъезд,     садовый,       умник,      сырок,      тётушка,      огоньки

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические

упражнения, работу со словарями.

Заранее подготовленные ученики инсценируют сказку «Кто главнее и важнее».

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. Предлагает детям оценить их работу на уроке,

заполнив таблицу самооценки.


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.


Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 78 в рабочей тетради, упражнение 79 в учебнике; найти в словаре значение выражений «смотри в корень», «зри в корень»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы


Карточка 4

Спиши предложения и подчеркни главные члены предложения.

По ночам в глубоких дуплах страшно кричали совы.

Трава зелёной щёточкой поднялась на полях.

Карточка 4

Спиши предложения и подчеркни главные члены предложения.

ГРОЗА.

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. 

Оформи предложения по правилам. В каждом предложении подчеркни главные члены.

Громко кукушка вдали куковала тихо шелестели осинки заяц выскочил на поляну в траве трещали кузнечики


Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выполни разбор по членам предложения и по частям речи.

В л..су под д..ревьями рыщ..т звери. Бродят м..дведи. Р..звятся в..сёлые белочки. В тёмной ч..щобе скрывается разбойница – рысь. 









Карточка №1.

Разбери слова по составу:

Травинка, написала, прабабушка, подорожник, поварешка, придворный, полюшко, березовый, пуховый, лисенок, северное, самокат, белохвостый.




Карточка №2.

1.Разбери слова по составу:

Известные, подбородок, перекличка, тяжелый, быстроходный, предгрозовая, дедушка, прадед, прабабушка, речушка, охотники, полотно, предрассветная.




Карточка №3.

1. Разбери слова по составу

Интересная, предгрозовая, чистильщик, золотая, пришкольный, подсвечник, дымоход, близкий заварка, солонка, головушка, теплоход, охотники.



Урок 26
Состав слова.
Однокоренные слова

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «однокоренные слова»; обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (место в слове, способ нахождения, значение); совершенствовать умение выполнять разбор слова по составу; способствовать развитию навыков написания сложных слов, выделения в сложных словах соединительной гласной; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «однокоренные слова»; научатся выполнять разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; писать сложные слова; выделять в сложных словах соединительную гласную («о», «е»); составлять схемы слов; подбирать слова по данным схемам

Метапредметные УУД

Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять уважительное отношение к иному мнению

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Объясните значение выражений «смотри в корень», «зри в корень».

– Прочитайте задание 78. Назовите «лишнее» слово в каждом столбике.

– Выделите корень в однокоренных словах. Устно подберите однокоренные слова к одному из «лишних» слов.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Объясняют значения выражений со словом «корень».

(См. РМ, Приложение 2.)

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную

цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мне-

ния по существу полученного задания

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

(См. РМ, Приложение 3.)

– Прочитайте слова «груз», «мороз», «арбуз», «глаз». Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится?

– Назовите буквы, которые обозначают эти звуки.

– Спишите с доски, продолжив закономерность.

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

– Спишите, найдите слова с парными согласными
на конце слова. Подчеркните орфограмму, подберите проверочные слова.

– Назовите слова с парными согласными на конце слова.

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и пословицу.

сзс З зсз С сзс З





Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.




– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «костюм»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


М





К

О

С

Т

Ю

М


Д






А





Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения с этим словом


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Послушайте рассказ «Родственники».

– Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?

(«Гусь», «гусыня», «гусята». Корень -гус-.)

– Какое слово «лишнее»? (Слово «гусеница», так как гусь, гусыня, гусята – это птицы, а гусеница – это насекомое; у этого слова другое значение.)

– Какие слова называются однокоренными? (Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.)

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем учиться подбирать однокоренные слова

Заранее подготовленные ученики инсценируют рассказ.

Вы кто такие?

Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

А я ваша тетя – Гусеница.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Читают и объясняют правило в стихах.

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать,

находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

Продолжение табл.

1

2

3

4



Из корней слова растут,

Родственными их зовут


IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение

над языковым

материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Расскажите, что вы знаете о каждой части слова. Начнем с корня.

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

– Приставки – большие труженицы. Они образуют тысячи слов, хотя самих их всего около 50.

За корнем суффикс

Выбрал местечко,

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратится в речку.

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Повторяют сведения о всех частях слова. Работают по карточкам «Состав слова».


1-я сторона карточки

2-я сторона карточки

Общая часть однокоренных слов – это корень

Корень – это общая часть

однокоренных слов, главная часть основы

Часть слова, стоящая

перед корнем, – это приставка

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Изменяемая часть сло-

ва – это окончание

Окончание – это изменяемая часть слова

Часть слова, стоящая после корня, – это суффикс

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов



Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Продолжение табл.

1

2

3

4


Лес в лесника,

А печь – всего лишь в печку.




– Определите, какие слова в каждой четверке «родственники»; «лишние» слова вычеркните

Находят «лишнее» слово в каждом ряду. Доказывают, что оно не является однокоренным словом по отношению к остальным.

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Летчик, летная, полет, лето, вылетать


V. Первичное

закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 81).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. (Данные слова имеют общий корень и близкое значение.)

– Спишите.

– Обсудите, при помощи какой значимой части

(или частей) слова образовалось каждое из выделенных слов. (Новые слова образуются с помощью

суффикса, с помощью приставки, с помощью суффикса и приставки.)

– Подчеркните в словах изученные орфограммы.

– Вспомните алгоритм разбора слова по составу.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Работают в парах. Записывают слова в группы по способу образования.

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-
суффиксальный

Рисовать – нарисовать; город – пригород; звонить – перезвонить; свистеть –

засвистеть

Горизонт – горизонтальный;

журнал – журналист; октябрь – октябрьский; костюм – костюмчик

Звезда – без-

звездный;

осина – подосиновик


Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться

и приходить

к общему мнению при ра-

Продолжение табл.

1

2

3

4


Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

Выполняют разбор слова по составу.

боте в паре. Учитывать мнение соседа по парте.

Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 82).

– Прочитайте стихотворение Л. Яхнина. Обсудите, все ли слова с частью -вод- являются однокоренными? (Нет, так как у слов разные значения.)

– Выпишите сложные слова, выделите в них корни и подчеркните соединительную гласную букву «о». Объясните значение слов.

– Выпишите слова, однокоренные слову «вода». Выделите в них корень.

Работают в парах. Выписывают сложные слова, выделяют в них корни и подчеркивают соединительную гласную букву «о». Объясняют значение слов.

(См. РМ, Приложение 4.)

Выписывают слова, однокоренные слову «вода». Выделяют в них корень.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 83)

– Прочитайте. Где пропущены запятые?

– Спишите, вставляя пропущенные запятые. Проверьте себя.

– Какие слова употреблены в тексте в переносном значении? (Хрустальные сети, ходит осень, убирает в золото.)

– Подчеркните главные члены предложения. Выделите в словах первого предложения окончания

Списывают текст, вставляя пропущенные запятые. Подчеркивают главные члены предложения.

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих потемневших водах речных заливов


VI. Дальнейшая работа

по закреплению и обоб-

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Понимать

на слух ответы

учащихся.

Слушать собе-

Продолжение табл.

1

2

3

4

щению приобретенных знаний и умений.



седника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 85).

– Прочитайте. «Соберите» из слов две скороговорки.

– Запишите скороговорки. Прочитайте их. Выучите наизусть.

– В однокоренных словах выделите корень.

Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Составляют и записывают скороговорки. В однокоренных словах выделяют корень.

(См. РМ, Приложение 4, 5.)

Работа в тет-

ради (зада-

ния 79).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте задание 79. Выделите корни в сложных словах, подчеркните соединительные гласные.

Выполняют задание в рабочей тетради. Выделяют корни в сложных словах.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 80)

– Прочитайте приставки и глаголы в задании 80. Образуйте от любого из данных глаголов однокоренные слова при помощи приставок.

– Запишите глаголы, которые вы образовали. Выделите в них приставки

Записывают глаголы, выделяют приставки.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Окончание табл.

1

2

3

4


– Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему

и где нам могут пригодиться полученные знания?

– Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

– Зная состав слова, можно объяснить, как оно образовалось. Знание состава слова помогает увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или выясняю их правописание по словарю


Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задания 81, 82 в рабочей тетради, упражнение 84 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


Урок 27
Состав слова.
Однокоренные слова

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «однокоренные слова»; обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (место в слове, способ нахождения, значение); совершенствовать умение выполнять разбор слова по составу; способствовать развитию навыков написания сложных слов, выделения в сложных словах соединительной гласной; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «однокоренные слова»; научатся выполнять разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; писать сложные слова; выделять в сложных словах соединительную гласную («о», «е»); составлять схемы слов; подбирать слова по данным схемам

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание

по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте задание 81. В каких словах есть приставки? Выделите приставки.

– Прочитайте задание 82. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах знакомые вам суффиксы.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выделяют приставки в словах:

Выделяют в словах суффиксы.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах «гусеница», «крыльцо», «цифра». (Буква «ц».)

– Спишите, продолжив закономерность.

– Прочитайте загадку, отгадайте ее. Спишите.

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетание и загадку.

Цц Ццц Цццц

Один пастух тысячи овец пасет.

(Месяц и звезды.)

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь.)

(См. РМ, Приложение 2.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


о







ц






т

е

т

р

а

д

ь


н







к







а







Продолжение табл.

1

2

3

4


– Подберите однокоренные слова к слову «тетрадь»

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

(См. РМ, Приложение 3.)

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем учиться выполнять разбор слова по составу и подбирать однокоренные слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 86)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте слова первой группы. В каких из них выделенная часть является приставкой? Запишите эти слова, обозначьте приставки.

– Прочитайте слова второй группы. В каких из них выделенная часть является суффиксом? Запишите эти слова, обозначьте суффиксы

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Записывают слова, выделяют приставки.

Записывают слова. Выделяют суффиксы.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное

закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Определите тему текста. Придумай-

Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно стро-

Продолжение табл.

1

2

3

4

(упражне-

ние 87)

те к нему заголовок.

– Сколько частей можно выделить в тексте? Определите тему каждой части.

– Запишите текст по частям, вставляя в слова пропущенные буквы. Перед текстом запишите заголовок.

Записывают текст по частям. Придумывают к тексту заголовок.

(См. РМ, Приложение 4.)

Составляют план текста.

1. На поляне.

2. Вкусная

ить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться

и приходить

к общему мнению при работе в паре


– Выделите в глаголах приставки.

– Найдите в тексте по два слова, которые соответствуют данным схемам.

(См. РМ, Приложение 5.)

Выделяют в глаголах приставки.

Подбирают слова к схемам.

Корень + суффикс +

окончание

Корень + окончание

Полянка, тетеревята,

пушистые и т. д.

Пестрая, куча, поляна

и т. д.


VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа в парах.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

(См. РМ, Приложение 6.)






Организует работу в парах.

– Прочитайте стихотворения. Найдите однокорен-

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.





Работают в парах. Делают вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий

Понимать

на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

Продолжение табл.

1

2

3

4


ные слова, запишите их, обозначьте корень. В другой столбик запишите формы одного и того же слова, обозначьте в них окончания.

Вечер зимний в небе синем

Звезды синие зажег.

Ветки сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями дом синеет,

Крытый синей ватою.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватою.

В. Фетисов

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

С. Погорельский

– В стихотворении С. Погорельского много слов

с корнем -снег- . Это стилистический прием, который использует автор, чтобы создать яркий образ зимы. (См. РМ, Приложение 7.)

корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и тоже лексическое значение.

Выписывают однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова

Формы одного и того же
слова

Синий, синеватый, синеет,

подсиненный.

Снег, снежные, снегири, снеговики, снежки, снегурки


точку зрения. Осуществлять

анализ с целью

нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Планировать свое дей-

ствие в соответствии с по-

ставленной задачей и условиями ее реализации

Работа в тет-

ради (зада-

ние 83).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте задание 83. Подберите и запишите слова, в которых есть любые из данных суффиксов.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Записывают слова с данными суффиксами. Выделяют суффиксы.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 84).

– Рассмотрите схемы в задании 84. Прочитайте слова. Определите, какие части есть в каждом слове. Запишите слова соответственно схемам.

Делят слова на группы по составу слова.

(См. РМ, Приложение 8.)

Окончание табл.

1

2

3

4

Работа в тет-

ради (зада-

ние 85)

– Прочитайте задание 85. Составьте схемы к каждому слову в данных предложениях

Составляют схемы к каждому слову в предложении. (См. РМ, Приложение 8.)


VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какие слова называют однокоренными?

– Назовите значимые части слова.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. (См. РМ, Приложение 9.)

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 86 в рабочей тетради, упражнение 88 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


Урок 28
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилами написания гласных и согласных в значимых частях слова; совершенствовать умение выполнять разбор слова по составу; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать формированию навыков самостоятельной работы, воспитанию любви

к русскому языку

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с правилами правописания гласных и согласных в значимых частях слова; научатся правильно писать гласные и согласные в приставке, корне, суффиксе слова; выполнять разбор слова по составу; списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы; объяснять выбор написания орфограммы; подбирать проверочные слова

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте задание 86. Разберите слова по составу.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Разбирают слова по составу.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-


– Какие слова подобрали к каждой схеме, выполняя упражнение 88?

Называют слова к каждой схеме. Указывают, какой частью речи является каждое слово.

(См. РМ, Приложение 2.)

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Отгадайте загадку:

Слово вкусное «уха»

Начинает буква … («у»).

– Как вы понимаете японскую пословицу?

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и пословицу.

УуУ уУу

Улыбка никому не вредит.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку:

Важное и нужное

Для чугуна и стали,

Для машин и для деталей,

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Продолжение табл.

1

2

3

4


Самолетов, поездов,

Для игрушек и станков.

(Железо.)

(См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.


– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «железо»


к






у






з






н




м

ж

е

л

е

з

о


ц




л






о






т

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом

казанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте слова, записанные на доске:

Улыбка, улыбочка, улыбчивый, улыбаться.

– Что вы можете сказать о записанных в первой строке словах?

– Какие слова называются однокоренными?

– Как называется общая часть однокоренных слов?

– А какие части слова вы знаете еще?

– Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.


– Это однокоренные слова.


– Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением – общий корень, называются однокоренными.


– Улыбка, улыбочка.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить об-

щее и различия, делать выводы. Учитывать мнение соседа по пар-

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Прочитайте тему урока. Определите цели урока.


– Для чего надо знать части слова?

– Девиз нашего урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

– Сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

– Чтобы правильно писать слова

те. Осуществлять контроль по результату

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 89)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Рассмотрите схему «Правописание гласных и согласных в корне слова». В чем сходство и различие в подборе проверочного слова для слов с безударным гласным звуком, с парным по глухости-звонкости согласным звуком, с непроизносимым согласным звуком в корне?


– Почему надо проверять написание слов, в которых есть такие орфограммы?

– Выпишите из таблицы сначала слова с проверяемыми орфограммами, а затем слова с непроверяемыми орфограммами

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Рассказывают о способах проверки орфограмм: надо или изменить слово, или подобрать однокоренное слово, или выяснить написание данного слова в орфографическом словаре.



Выписывают из таблицы слова с проверяемыми орфограммами, и слова с непроверяемыми орфограммами.

Проверяемые

орфограммы

Непроверяемые

орфограммы

Дворы, дуб, честный, ночной, сказка, звездный

Железо, завтра, чувство

(См. РМ, Приложение 4.)

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания

Продолжение табл.

1

2

3

4

V. Первичное закрепление знаний. 



Работа

по учебнику

(упражне-

ние 90).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.


– Прочитайте. Что обозначает выделенное словосочетание? (Блюдо.)

– Объясните написание слов с орфограммами. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают текст. Вставляют пропущенные буквы, подбирают проверочные слова.

(См. РМ, Приложение 5.)

Выполняют разбор слова по составу:

Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 91)

– Прочитайте. Спишите, выбирая нужные буквы из скобок и вставляя пропущенные буквы.

– Выпишите любое слово с пропущенной буквой

в корне, а перед ним запишите проверочное слово

Списывают текст, вставляя пропущенные буквы. Подбирают проверочные слова

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 87)

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

(См. РМ, Приложение 6.)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте строки из стихотворения А. Шибаева «Грустные вести». Почему поэт так назвал стихотворение?

– Какие правила не знал Миша?

– Исправьте ошибки в письме

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.

Выполняют задание в рабочей тетради. Объясняют, что Миша не знает правила написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Исправляют ошибки в письме.

Здесь чудный луг (луга), и я лежу (лег).

Здесь – лес (леса), красивый длинный пруд (пруды).

Когда отряд идет в поход, я запеваю (петь) песни.

На днях в лесу (лес) нашел я груздь (грузди) и очень был доволен.

Понимать

на слух ответы учащихся. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить

монологичес-

Окончание табл.

1

2

3

4




кие высказывания

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какие части слова мы сегодня повторили?

– Какие части слова служат для образования новых слов?

– Какие слова называются однокоренными?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. (См. РМ, Приложение 7.)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Продолжают высказывания:

• Урок был – полезный, познавательный…

• На уроке я чувствовал себя…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 88 в рабочей тетради, упражнение 92 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


Урок 29
Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов

Тип урока

Рефлексия и оценивание способа действия

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилами написания гласных и согласных в значимых частях слова; совершенствовать умение выполнять разбор слова по составу, обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать формированию навыков самостоятельной работы, воспитанию любви к русскому языку

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с правилом написания гласных и согласных в значимых частях слова; научатся правильно писать гласные и согласные в приставке, корне, суффиксе слова; выполнять разбор слова по составу; списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы; объяснять выбор написания орфограммы; подбирать проверочные слова; подбирать однокоренные слова; указывать чередование согласных в корне слова

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание

в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных

и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения и понимания нового материала.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Как выполнили звуко-буквенный разбор слова «такси»?

– Объясните значения слова «такса».

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «такси».

Объясняют значения слова «такса».

(См. РМ, Приложение 2, 3.)

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Какая буква потерялась в словах?

..ышка, ..узей, гро.., ра..ка.

– Сегодня мы будем работать над написанием букв «М», «м».

– Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Выполняют чистописание.

мМм МмМ

Всякая работа мастера хвалит.

Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения

по существу полученного задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Прочитайте отрывки текстов на карточках. Какое наречие употребляется в каждом отрывке?

Карточка 1.

Кот Барсик боялся обыкновенных серых мышей. Однажды в квартире появились новые жители. Это были белые мыши. Поселили их в стеклянной банке. Не раз обнюхивал кот жилище белых мышей, но всегда удалялся прочь. Однажды он перевернул банку. Мы подумали, что Барсик осмелел

и теперь съест мышей. Но на удивление всем Барсик подружился с белыми мышами.

Карточка 2.

Однажды мы с товарищем гуляли по саду. Что за чудо? По дорожке ползло яблоко. Мы не поверили своим глазам. Это полз ёжик. Он наколол себе на иглы яблоко и так бежал с грузом на спине. Стоим и глядим. Куда он понесет яблоко?

(См. РМ, Приложение 4.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


о

д

н

а

ж

д

ы

д







и







н

















Составляют предложения со словарным словом

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем упражняться в правописании гласных и согласных в корнях слов

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать,

Продолжение табл.

1

2

3

4




находить об-

щее и различия, делать выводы

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 93)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Запишите слова, от которых образованы данные.

– Запишите пары однокоренных слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите в них корень.

– В корнях каких слов происходит чередование согласных звуков? Подчеркните двумя чертами чередующиеся согласные в корне слов

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Записывают пары однокоренных слов, вставляя пропущенные буквы.

Указывают чередование согласных в корне слов.

(См. РМ, Приложение 5.)

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 94).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте загадку. Спишите, обозначая выделенный звук буквой (или буквами). Объясните свой выбор.

– Докажите, что вы записали предложение с однородными членами. Подчеркните в нем грамматическую основу.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Записывают загадку.

(См. РМ, Приложение 5.)


Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по реше-

Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 96)

– Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.

– Какие правила нужно знать, чтобы правильно записать слова буквами?

– Запишите данные слова. Проверьте себя.


– Соберите пирамиду, вставив пропущенные буквы. Устно объясните свой выбор. Составьте с од-

ним из слов предложение.

Переводят звуковую запись слова в буквенную.

– Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, сочетаний «чк», «чн», написание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

Вставляют в пирамиду пропущенные буквы, записывают слова.

Цветы, спина, слоны, двери, грачи, стена

нию учебной задачи. Договариваться

и приходить

к общему мнению

VI. Дальнейшая работа

по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 6.)

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 89).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте задание 89. Вставьте пропущенные буквы.


Выполняют задание в рабочей тетради.

Окончание табл.

1

2

3

4


– Подберите к одному из данных слов однокоренные слова. Запишите их.

Записывают однокоренные слова.

(См. РМ, Приложение 7.)

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

Работа в тет-

ради (зада-

ние 90)

– Прочитайте корни слов иностранного происхождения и их значения в задании 90.

– Поработайте в парах. Подберите слова с любым
из данных корней. Запишите их

Работают в парах. Записывают слова с иностранными корнями.

Авиатор, аквапарк, аквариум, биология, агроном, библиотека, террариум

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите орфограммы в корне слова.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Продолжают высказывания:

• Сегодня я узнал…

• Было трудно…

• Я выполнял задания…

• Я понял, что…

• Теперь я могу…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 95

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи


Урок 30
Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов,
двойных согласных в словах

Тип урока

Рефлексия и оценивание способа действия

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилами написания гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах; совершенствовать умение объяснять написание слов с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова и написание слов с двойными согласными; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности и любви к родному языку

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с написанием слов с двойными согласными; научатся определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; писать слова с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне; пользоваться орфографическим словарем в учебнике как средством самоконтроля; объяснять значение слов

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной

форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Объясните слова Александра Ивановича Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

– Желаю вам суметь постигнуть тайны великого русского языка!

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Принимать
и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (учебник).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Как выполнили звуко-буквенный разбор слова «улыбка»?

– Как выполнили разбор слова «длинный» по составу?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Объясняют выполнение звуко-буквенного разбора слова «улыбка». (См. РМ, Приложение 1.)

Объясняют разбор слова по составу:

Выделять

существенную

информацию из текста загадки. Выдвигать

гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Найдите одинаковый звук в словах «мир», «ива», «сливы», «диво».

– Дайте характеристику этому звуку.

– Спишите буквосочетания, продолжив закономерность.

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и загадку.



ии И иии И ии И иии

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Отгадайте загадку. Спишите. Найдите отгадку. Подчеркните орфограммы.

Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)

в соответствии с целевой

установкой. Принимать

и сохранять учебную цель

и задачу

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– При выполнении домашнего задания вам встретилось новое слово из словаря. Какое?

– Что такое адрес?

– Нам тоже пришло сегодня письмо, в котором содержится еще одно новое слово. А чтобы его узнать, нужно разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом.

(Вагон.)

2. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное «р» содержит он

И называется … (перрон).

3. На большие расстояния

Мчится он без опоздания;

Пишется в конце два «с»,

Называется … (экспресс).



– Адрес.


– Название места, где кто-либо живет или что-либо находится, а также надпись на письме, посылке и т. п., указывающая место назначения.


Решают кроссворд.





1в

а

г

о

н



2п

е

р

р

о

н









3э

к

с

п

р

е

с

с


4п

о

е

з

д









5б

а

г

а

ж




6э

с

к

а

л

а

т

о

р



Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Продолжение табл.

1

2

3

4


4. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд.)

5. Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. (Багаж.)

6. Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница ведет.

Мы своим глазам не верим:

Всё стоит, она идет.

(Эскалатор.)

– Какое слово получилось по вертикали? (Вокзал.)

– Сколько слогов в этом слове? (Два.)

– Произнесите это слово, выделив ударный слог.

– На какой слог падает ударение?

– Какие орфограммы надо запомнить?

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «вокзал».

– Отгадайте загадку:

В самолете он летает, 

Ездит в поезде, в трамвае. 

Чтобы быть им много лет, 

Нужен не один билет!

(Пассажир.)

(См. РМ, Приложение 2.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.


в






а






г





в

о

к

з

а

л


н





Объясняют значение и происхождение слова «вокзал», используя словари. (См. РМ, Приложение 2.)

Подбирают однокоренные слова к словарному слову «вокзал».

Вокзальчик, вокзальный, привокзальный.

Составляют предложения.

Ребята приехали на вокзал.

На перроне вокзала стоит поезд.

К вокзалу подошел поезд.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


Продолжение табл.

1

2

3

4


– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «пассажир»


б


к






а


а






г


с





п

а

с

с

а

ж

и

р


ж

у

а







м








к








а






Подбирают однокоренные слова к словарному слову «пассажир».

Пассажирка, пассажирский.

Составляют предложения.

На корабль прибыли пассажирки.

По морям плавают пассажирские и грузовые суда.

Пассажиры спешили к утреннему поезду.


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте слова, записанные на доске.

– Чем интересны эти слова?

Класс, шоссе, суббота, Анна, коллектив, рассказ.

– На одной красивой клумбе живут очень дружные жители. Догадались? На этой волшебной клумбе живут слова с удвоенными согласными. А кто мо-

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

– Это слова с удвоенными согласными

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Строить речевое высказывание

в устной форме

Продолжение табл.

1

2

3

4


жет назвать слова с удвоенными согласными? Вы помните, как их правильно писать?

– Прочитайте тему урока



IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 97)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте загадку.

– Запишите слово-отгадку. Что обозначает слово «вокзал»?

– Назовите слово, которое имеет значение «поезд, идущий на большие расстояния с большой скоростью». Проверьте себя по толковому словарю. Запишите это слово, запомните его написание.

– Составьте по рисунку предложения или текст, используя в них слова «вокзал», «пассажиры», «пассажирский», «перрон», «экспресс»

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Объясняют значение слова «вокзал».

(См. РМ, Приложение 3.)

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 98).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Объясните лексическое значение данных слов. Запишите слова по алфавиту. Подчеркните в них удвоенные гласные.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Записывают слова по алфавиту. Объясняют значения данных слов. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «поля». (См. РМ, Приложение 3.)

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату

Работа

по учебнику

– Прочитайте. В каком предложении выражена тема поэтических строк?

– «Грустную думу наводит она…»

Продолжение табл.

1

2

3

4

(упражне-

ние 99)

– В каком предложении выражена главная мысль?

– Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

– Выполните звуко-буквенный разбор слова «поля».

– Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных» о происхождении слов

– «Поздняя осень»


VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 91).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 4, 5.)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте стихотворение Ю. Мориц. Вставьте пропущенные буквы.

– Запишите название стихотворения (оно зашифровано в заглавных буквах стихотворных строк).

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Записывают название стихотворения. Вставляют пропущенные буквы. (См. РМ, Приложение 6.)

Понимать
на слух ответы учащихся. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Работа в тет-

ради (зада-

ние 92)

– Прочитайте задание 92. Подберите проверочное слово для каждого имени прилагательного и запишите его в скобках перед проверяемым словом. Вставьте пропущенные буквы

Подбирают проверочные слова

(См. РМ, Приложение 6.)

Окончание табл.

1

2

3

4

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С какой орфограммой познакомились на уроке?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действий по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают
на вопросы. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет.

Продолжают высказывания:

• У меня получилось…

• Я научился…

• Сегодня на уроке я смог…

• Урок дал мне для жизни…

• За урок я…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 93 в рабочей тетради; составить рассказ с использованием слов с удвоенными согласными

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее