Русский язык Дата:11.10
Тема урока | РНО.Синонимы, антонимы, амонимы. |
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с понятием «состав слова»; уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; вывести алгоритм разбора слова по составу; совершенствовать умения выделять части слова; способствовать развитию орфографического навыка; создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; побуждать проявлять внимание, доброе отношение друг к другу |
Планируемые предметные | Познакомятся с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; с алгоритмом разбора слова по составу; научатся выделять части значимые слова; выполнять звуко-буквенный разбор слова; и разбор слова по составу; делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирают слова к данным схемам |
Метапредметные УУД | Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению |
Личностные | Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося |
II. Актуализация знаний. Минутка чистописания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проводит минутку чистописания. Работа по карточкам
| Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Наступила ранняя2 осень1. Птицы улетели2 в теплые края.
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Назовите группы слов: Друг друг родник Приятель враг кран товарищ | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
|
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Подберите слова синонимы: Большой – Плакать – Разговор – Вьюга – Кричать – - Подберите антонимы: Высокий- Большой- Холодный- Вверх- Близко- Хороший- | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. |
V. Первичное закрепление знаний. Работа Над упражнение по распределению частей речи | Спишите предложения, сверху над словами напишите части речи. На пеньке сидел красивый рыжий зверёк. Дикая утка вывела из осоки своих утят. Разрумянились листья клёна.
| Выполняют упражнения,
|
VI. Дальнейшая работа | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Предлагает посмотреть инсценировку сказки и ответить на вопросы. – Что такое корень слова? – Как называются слова с одним и тем же корнем? – Как найти в слове корень? – Какие части слова служат для образования новых слов? – Что такое суффикс? – Что такое приставка? – Что такое окончание? – Что такое основа слова? – Что нужно сделать, чтобы изменить форму слова? – Рассмотрите рисунок. Составьте слова с приставками. – Разберите по составу слова: Подход, перелез, пошёл, нашёл, набег, дворик, свеча, лесок Подъезд, садовый, умник, сырок, тётушка, огоньки | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Заранее подготовленные ученики инсценируют сказку «Кто главнее и важнее».
|
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. Предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
|
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 78 в рабочей тетради, упражнение 79 в учебнике; найти в словаре значение выражений «смотри в корень», «зри в корень» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Карточка 4 Спиши предложения и подчеркни главные члены предложения. По ночам в глубоких дуплах страшно кричали совы. Трава зелёной щёточкой поднялась на полях.
| Карточка 4 Спиши предложения и подчеркни главные члены предложения. ГРОЗА. Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары.
|
Оформи предложения по правилам. В каждом предложении подчеркни главные члены. Громко кукушка вдали куковала тихо шелестели осинки заяц выскочил на поляну в траве трещали кузнечики
| Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выполни разбор по членам предложения и по частям речи. В л..су под д..ревьями рыщ..т звери. Бродят м..дведи. Р..звятся в..сёлые белочки. В тёмной ч..щобе скрывается разбойница – рысь.
|
Карточка №1.
Разбери слова по составу:
Травинка, написала, прабабушка, подорожник, поварешка, придворный, полюшко, березовый, пуховый, лисенок, северное, самокат, белохвостый.
Карточка №2.
1.Разбери слова по составу:
Известные, подбородок, перекличка, тяжелый, быстроходный, предгрозовая, дедушка, прадед, прабабушка, речушка, охотники, полотно, предрассветная.
Карточка №3.
1. Разбери слова по составу
Интересная, предгрозовая, чистильщик, золотая, пришкольный, подсвечник, дымоход, близкий заварка, солонка, головушка, теплоход, охотники.
Урок 26
Состав слова. Однокоренные слова
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с понятием «однокоренные слова»; обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (место в слове, способ нахождения, значение); совершенствовать умение выполнять разбор слова по составу; способствовать развитию навыков написания сложных слов, выделения в сложных словах соединительной гласной; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с понятием «однокоренные слова»; научатся выполнять разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; писать сложные слова; выделять в сложных словах соединительную гласную («о», «е»); составлять схемы слов; подбирать слова по данным схемам |
Метапредметные УУД | Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять уважительное отношение к иному мнению |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Объясните значение выражений «смотри в корень», «зри в корень». – Прочитайте задание 78. Назовите «лишнее» слово в каждом столбике. – Выделите корень в однокоренных словах. Устно подберите однокоренные слова к одному из «лишних» слов. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Объясняют значения выражений со словом «корень». (См. РМ, Приложение 2.) | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мне- ния по существу полученного задания |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. (См. РМ, Приложение 3.) – Прочитайте слова «груз», «мороз», «арбуз», «глаз». Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится? – Назовите буквы, которые обозначают эти звуки. – Спишите с доски, продолжив закономерность. – Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. – Спишите, найдите слова с парными согласными – Назовите слова с парными согласными на конце слова. | Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и пословицу. сзс З зсз С сзс З
Семь раз отмерь, один раз отрежь. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «костюм» | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения с этим словом |
| ||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Послушайте рассказ «Родственники». – Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? («Гусь», «гусыня», «гусята». Корень -гус-.) – Какое слово «лишнее»? (Слово «гусеница», так как гусь, гусыня, гусята – это птицы, а гусеница – это насекомое; у этого слова другое значение.) – Какие слова называются однокоренными? (Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.) – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем учиться подбирать однокоренные слова | Заранее подготовленные ученики инсценируют рассказ. – Вы кто такие? – Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? – А я ваша тетя – Гусеница. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Читают и объясняют правило в стихах. Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корень выделять. | Принимать и сохранять учебную цель находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||
|
| Из корней слова растут, Родственными их зовут |
| ||||||||||
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Расскажите, что вы знаете о каждой части слова. Начнем с корня. Корень слова – значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясни умело линию родства – Однокоренные подбери слова. Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова. – Приставки – большие труженицы. Они образуют тысячи слов, хотя самих их всего около 50. За корнем суффикс Выбрал местечко, Не словом угодил, А лишь словечком. Река большая превратится в речку. | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Повторяют сведения о всех частях слова. Работают по карточкам «Состав слова».
| Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
| Лес в лесника, А печь – всего лишь в печку. |
|
| ||||||
| – Определите, какие слова в каждой четверке «родственники»; «лишние» слова вычеркните | Находят «лишнее» слово в каждом ряду. Доказывают, что оно не является однокоренным словом по отношению к остальным. Маленький, малявка, маляр, малыш. Гроза, грозный, гроздь, грозовой. Конница, конник, подоконник, конюшня. Лень, лентяй, лента, ленивец. Летчик, летная, полет, лето, вылетать |
| ||||||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 81). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. (Данные слова имеют общий корень и близкое значение.) – Спишите. – Обсудите, при помощи какой значимой части (или частей) слова образовалось каждое из выделенных слов. (Новые слова образуются с помощью суффикса, с помощью приставки, с помощью суффикса и приставки.) – Подчеркните в словах изученные орфограммы. – Вспомните алгоритм разбора слова по составу. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Работают в парах. Записывают слова в группы по способу образования.
| Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при ра- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| Помни, при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи, После корня будет суффикс, А приставка – впереди. | Выполняют разбор слова по составу.
| боте в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражне- ние 82). | – Прочитайте стихотворение Л. Яхнина. Обсудите, все ли слова с частью -вод- являются однокоренными? (Нет, так как у слов разные значения.) – Выпишите сложные слова, выделите в них корни и подчеркните соединительную гласную букву «о». Объясните значение слов. – Выпишите слова, однокоренные слову «вода». Выделите в них корень. | Работают в парах. Выписывают сложные слова, выделяют в них корни и подчеркивают соединительную гласную букву «о». Объясняют значение слов. (См. РМ, Приложение 4.) Выписывают слова, однокоренные слову «вода». Выделяют в них корень.
| |
Работа по учебнику (упражне- ние 83) | – Прочитайте. Где пропущены запятые? – Спишите, вставляя пропущенные запятые. Проверьте себя. – Какие слова употреблены в тексте в переносном значении? (Хрустальные сети, ходит осень, убирает в золото.) – Подчеркните главные члены предложения. Выделите в словах первого предложения окончания | Списывают текст, вставляя пропущенные запятые. Подчеркивают главные члены предложения. Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих потемневших водах речных заливов |
|
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обоб- | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. | Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собе- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
щению приобретенных знаний и умений. |
|
| седника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию |
Работа по учебнику (упражне- ние 85). | – Прочитайте. «Соберите» из слов две скороговорки. – Запишите скороговорки. Прочитайте их. Выучите наизусть. – В однокоренных словах выделите корень. | Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Составляют и записывают скороговорки. В однокоренных словах выделяют корень. (См. РМ, Приложение 4, 5.) | |
Работа в тет- ради (зада- ния 79). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте задание 79. Выделите корни в сложных словах, подчеркните соединительные гласные. | Выполняют задание в рабочей тетради. Выделяют корни в сложных словах.
| |
Работа в тет- ради (зада- ние 80) | – Прочитайте приставки и глаголы в задании 80. Образуйте от любого из данных глаголов однокоренные слова при помощи приставок. – Запишите глаголы, которые вы образовали. Выделите в них приставки | Записывают глаголы, выделяют приставки.
| |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| – Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания? – Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.) | – Зная состав слова, можно объяснить, как оно образовалось. Знание состава слова помогает увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или выясняю их правописание по словарю |
|
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задания 81, 82 в рабочей тетради, упражнение 84 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Урок 27
Состав слова. Однокоренные слова
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с понятием «однокоренные слова»; обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (место в слове, способ нахождения, значение); совершенствовать умение выполнять разбор слова по составу; способствовать развитию навыков написания сложных слов, выделения в сложных словах соединительной гласной; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с понятием «однокоренные слова»; научатся выполнять разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; писать сложные слова; выделять в сложных словах соединительную гласную («о», «е»); составлять схемы слов; подбирать слова по данным схемам |
Метапредметные УУД | Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом |
Личностные | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 81. В каких словах есть приставки? Выделите приставки. – Прочитайте задание 82. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах знакомые вам суффиксы. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выделяют приставки в словах:
Выделяют в словах суффиксы. | Выделять существенную информацию | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах «гусеница», «крыльцо», «цифра». (Буква «ц».) – Спишите, продолжив закономерность. – Прочитайте загадку, отгадайте ее. Спишите. | Выполняют чистописание. Записывают буквосочетание и загадку. Цц Ццц Цццц Один пастух тысячи овец пасет. (Месяц и звезды.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка, Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь.) (См. РМ, Приложение 2.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| – Подберите однокоренные слова к слову «тетрадь» | Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения |
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. (См. РМ, Приложение 3.) – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем учиться выполнять разбор слова по составу и подбирать однокоренные слова | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную цель |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 86) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте слова первой группы. В каких из них выделенная часть является приставкой? Запишите эти слова, обозначьте приставки. – Прочитайте слова второй группы. В каких из них выделенная часть является суффиксом? Запишите эти слова, обозначьте суффиксы | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Записывают слова, выделяют приставки.
Записывают слова. Выделяют суффиксы.
| Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. Определите тему текста. Придумай- | Выполняют дидактические упражнения, отвечают | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно стро- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | |||
(упражне- ние 87) | те к нему заголовок. – Сколько частей можно выделить в тексте? Определите тему каждой части. – Запишите текст по частям, вставляя в слова пропущенные буквы. Перед текстом запишите заголовок. | Записывают текст по частям. Придумывают к тексту заголовок. (См. РМ, Приложение 4.) Составляют план текста. 1. На поляне. 2. Вкусная | ить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре | |||
| – Выделите в глаголах приставки. – Найдите в тексте по два слова, которые соответствуют данным схемам. (См. РМ, Приложение 5.) | Выделяют в глаголах приставки.
Подбирают слова к схемам.
| ||||
VI. Дальнейшая работа Работа в парах. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 6.)
Организует работу в парах. – Прочитайте стихотворения. Найдите однокорен- | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Работают в парах. Делают вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий | Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
| ные слова, запишите их, обозначьте корень. В другой столбик запишите формы одного и того же слова, обозначьте в них окончания.
– В стихотворении С. Погорельского много слов с корнем -снег- . Это стилистический прием, который использует автор, чтобы создать яркий образ зимы. (См. РМ, Приложение 7.) | корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и тоже лексическое значение. Выписывают однокоренные слова и формы одного и того же слова.
| точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Планировать свое дей- ствие в соответствии с по- ставленной задачей и условиями ее реализации | ||||||
Работа в тет- ради (зада- ние 83). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте задание 83. Подберите и запишите слова, в которых есть любые из данных суффиксов. | Выполняют задание в рабочей тетради. Записывают слова с данными суффиксами. Выделяют суффиксы.
| |||||||
Работа в тет- ради (зада- ние 84). | – Рассмотрите схемы в задании 84. Прочитайте слова. Определите, какие части есть в каждом слове. Запишите слова соответственно схемам. | Делят слова на группы по составу слова. (См. РМ, Приложение 8.) |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа в тет- ради (зада- ние 85) | – Прочитайте задание 85. Составьте схемы к каждому слову в данных предложениях | Составляют схемы к каждому слову в предложении. (См. РМ, Приложение 8.) |
|
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какие слова называют однокоренными? – Назовите значимые части слова. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. (См. РМ, Приложение 9.) | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 86 в рабочей тетради, упражнение 88 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Урок 28
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с правилами написания гласных и согласных в значимых частях слова; совершенствовать умение выполнять разбор слова по составу; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать формированию навыков самостоятельной работы, воспитанию любви к русскому языку |
Планируемые предметные | Познакомятся с правилами правописания гласных и согласных в значимых частях слова; научатся правильно писать гласные и согласные в приставке, корне, суффиксе слова; выполнять разбор слова по составу; списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы; объяснять выбор написания орфограммы; подбирать проверочные слова |
Метапредметные УУД | Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 86. Разберите слова по составу. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Разбирают слова по составу.
| Выделять существенную информацию |
| – Какие слова подобрали к каждой схеме, выполняя упражнение 88? | Называют слова к каждой схеме. Указывают, какой частью речи является каждое слово. (См. РМ, Приложение 2.) | |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Отгадайте загадку: Слово вкусное «уха» Начинает буква … («у»). – Как вы понимаете японскую пословицу? | Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и пословицу. УуУ уУу Улыбка никому не вредит. | |
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Важное и нужное Для чугуна и стали, Для машин и для деталей, | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Самолетов, поездов, Для игрушек и станков. (Железо.) (См. РМ, Приложение 3.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «железо» |
Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом | казанные мнения по существу полученного задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте слова, записанные на доске: Улыбка, улыбочка, улыбчивый, улыбаться. – Что вы можете сказать о записанных в первой строке словах? – Какие слова называются однокоренными? – Как называется общая часть однокоренных слов? – А какие части слова вы знаете еще? – Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
– Это однокоренные слова.
– Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением – общий корень, называются однокоренными.
– Улыбка, улыбочка. | Принимать и сохранять учебную цель щее и различия, делать выводы. Учитывать мнение соседа по пар- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| – Прочитайте тему урока. Определите цели урока.
– Для чего надо знать части слова? – Девиз нашего урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!» | – Сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу. – Чтобы правильно писать слова | те. Осуществлять контроль по результату | ||||
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 89) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Рассмотрите схему «Правописание гласных и согласных в корне слова». В чем сходство и различие в подборе проверочного слова для слов с безударным гласным звуком, с парным по глухости-звонкости согласным звуком, с непроизносимым согласным звуком в корне?
– Почему надо проверять написание слов, в которых есть такие орфограммы? – Выпишите из таблицы сначала слова с проверяемыми орфограммами, а затем слова с непроверяемыми орфограммами | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Рассказывают о способах проверки орфограмм: надо или изменить слово, или подобрать однокоренное слово, или выяснить написание данного слова в орфографическом словаре.
Выписывают из таблицы слова с проверяемыми орфограммами, и слова с непроверяемыми орфограммами.
(См. РМ, Приложение 4.) | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
V. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (упражне- ние 90). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте. Что обозначает выделенное словосочетание? (Блюдо.) – Объясните написание слов с орфограммами. Спишите, вставляя пропущенные буквы. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают текст. Вставляют пропущенные буквы, подбирают проверочные слова. (См. РМ, Приложение 5.) Выполняют разбор слова по составу: | Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
Работа по учебнику (упражне- ние 91) | – Прочитайте. Спишите, выбирая нужные буквы из скобок и вставляя пропущенные буквы. – Выпишите любое слово с пропущенной буквой в корне, а перед ним запишите проверочное слово | Списывают текст, вставляя пропущенные буквы. Подбирают проверочные слова | |
VI. Дальнейшая работа Работа в тет- ради (зада- ние 87) | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 6.) Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте строки из стихотворения А. Шибаева «Грустные вести». Почему поэт так назвал стихотворение? – Какие правила не знал Миша? – Исправьте ошибки в письме | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. Выполняют задание в рабочей тетради. Объясняют, что Миша не знает правила написания безударных гласных и парных согласных в корне слова. Исправляют ошибки в письме. Здесь чудный луг (луга), и я лежу (лег). Здесь – лес (леса), красивый длинный пруд (пруды). Когда отряд идет в поход, я запеваю (петь) песни. На днях в лесу (лес) нашел я груздь (грузди) и очень был доволен. | Понимать на слух ответы учащихся. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологичес- |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| кие высказывания |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какие части слова мы сегодня повторили? – Какие части слова служат для образования новых слов? – Какие слова называются однокоренными? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. (См. РМ, Приложение 7.) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Продолжают высказывания: • Урок был – полезный, познавательный… • На уроке я чувствовал себя… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 88 в рабочей тетради, упражнение 92 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Урок 29
Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов
Тип урока | Рефлексия и оценивание способа действия |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с правилами написания гласных и согласных в значимых частях слова; совершенствовать умение выполнять разбор слова по составу, обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать формированию навыков самостоятельной работы, воспитанию любви к русскому языку |
Планируемые предметные | Познакомятся с правилом написания гласных и согласных в значимых частях слова; научатся правильно писать гласные и согласные в приставке, корне, суффиксе слова; выполнять разбор слова по составу; списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы; объяснять выбор написания орфограммы; подбирать проверочные слова; подбирать однокоренные слова; указывать чередование согласных в корне слова |
Метапредметные УУД | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Как выполнили звуко-буквенный разбор слова «такси»? – Объясните значения слова «такса». | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «такси». Объясняют значения слова «такса». (См. РМ, Приложение 2, 3.) | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Какая буква потерялась в словах? ..ышка, ..узей, гро.., ра..ка. – Сегодня мы будем работать над написанием букв «М», «м». – Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы. | Выполняют чистописание. мМм МмМ Всякая работа мастера хвалит. | Принимать по существу полученного задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Прочитайте отрывки текстов на карточках. Какое наречие употребляется в каждом отрывке? Карточка 1. Кот Барсик боялся обыкновенных серых мышей. Однажды в квартире появились новые жители. Это были белые мыши. Поселили их в стеклянной банке. Не раз обнюхивал кот жилище белых мышей, но всегда удалялся прочь. Однажды он перевернул банку. Мы подумали, что Барсик осмелел и теперь съест мышей. Но на удивление всем Барсик подружился с белыми мышами. Карточка 2. Однажды мы с товарищем гуляли по саду. Что за чудо? По дорожке ползло яблоко. Мы не поверили своим глазам. Это полз ёжик. Он наколол себе на иглы яблоко и так бежал с грузом на спине. Стоим и глядим. Куда он понесет яблоко? (См. РМ, Приложение 4.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Составляют предложения со словарным словом | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем упражняться в правописании гласных и согласных в корнях слов | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную цель |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| находить об- щее и различия, делать выводы |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 93) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте. Запишите слова, от которых образованы данные. – Запишите пары однокоренных слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите в них корень. – В корнях каких слов происходит чередование согласных звуков? Подчеркните двумя чертами чередующиеся согласные в корне слов | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Записывают пары однокоренных слов, вставляя пропущенные буквы. Указывают чередование согласных в корне слов. (См. РМ, Приложение 5.) | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 94). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте загадку. Спишите, обозначая выделенный звук буквой (или буквами). Объясните свой выбор. – Докажите, что вы записали предложение с однородными членами. Подчеркните в нем грамматическую основу. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Записывают загадку. (См. РМ, Приложение 5.)
| Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по реше- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа по учебнику (упражне- ние 96) | – Прочитайте слова по их звуковым обозначениям. – Какие правила нужно знать, чтобы правильно записать слова буквами? – Запишите данные слова. Проверьте себя.
– Соберите пирамиду, вставив пропущенные буквы. Устно объясните свой выбор. Составьте с од- ним из слов предложение.
| Переводят звуковую запись слова в буквенную. – Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, сочетаний «чк», «чн», написание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. Вставляют в пирамиду пропущенные буквы, записывают слова. Цветы, спина, слоны, двери, грачи, стена | нию учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению |
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 6.) | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. | Понимать точку зрения. |
Работа в тет- ради (зада- ние 89). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте задание 89. Вставьте пропущенные буквы. |
Выполняют задание в рабочей тетради. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| – Подберите к одному из данных слов однокоренные слова. Запишите их. | Записывают однокоренные слова. (См. РМ, Приложение 7.) | Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону |
Работа в тет- ради (зада- ние 90) | – Прочитайте корни слов иностранного происхождения и их значения в задании 90. – Поработайте в парах. Подберите слова с любым | Работают в парах. Записывают слова с иностранными корнями. Авиатор, аквапарк, аквариум, биология, агроном, библиотека, террариум | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите орфограммы в корне слова. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Продолжают высказывания: • Сегодня я узнал… • Было трудно… • Я выполнял задания… • Я понял, что… • Теперь я могу… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить упражнение 95 | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |
Урок 30
Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов,
двойных согласных в словах
Тип урока | Рефлексия и оценивание способа действия |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с правилами написания гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах; совершенствовать умение объяснять написание слов с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова и написание слов с двойными согласными; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности и любви к родному языку |
Планируемые предметные | Познакомятся с написанием слов с двойными согласными; научатся определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; писать слова с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне; пользоваться орфографическим словарем в учебнике как средством самоконтроля; объяснять значение слов |
Метапредметные УУД | Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом |
Личностные | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Объясните слова Александра Ивановича Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». – Желаю вам суметь постигнуть тайны великого русского языка! | Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) | Принимать |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (учебник). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Как выполнили звуко-буквенный разбор слова «улыбка»? – Как выполнили разбор слова «длинный» по составу? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Объясняют выполнение звуко-буквенного разбора слова «улыбка». (См. РМ, Приложение 1.) Объясняют разбор слова по составу: | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Найдите одинаковый звук в словах «мир», «ива», «сливы», «диво». – Дайте характеристику этому звуку. – Спишите буквосочетания, продолжив закономерность. | Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и загадку.
ии И иии И ии И иии |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Отгадайте загадку. Спишите. Найдите отгадку. Подчеркните орфограммы. | Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.) | в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – При выполнении домашнего задания вам встретилось новое слово из словаря. Какое? – Что такое адрес? – Нам тоже пришло сегодня письмо, в котором содержится еще одно новое слово. А чтобы его узнать, нужно разгадать кроссворд. Вопросы к кроссворду: 1. Я зашел в зеленый дом И недолго пробыл в нем. Оказался этот дом Быстро в городе другом. (Вагон.) 2. Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда. Двойное «р» содержит он И называется … (перрон). 3. На большие расстояния Мчится он без опоздания; Пишется в конце два «с», Называется … (экспресс). |
– Адрес.
– Название места, где кто-либо живет или что-либо находится, а также надпись на письме, посылке и т. п., указывающая место назначения.
Решают кроссворд.
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||
| 4. В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (Поезд.) 5. Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. (Багаж.) 6. Сам вагон открыл нам двери, В город лестница ведет. Мы своим глазам не верим: Всё стоит, она идет. (Эскалатор.) – Какое слово получилось по вертикали? (Вокзал.) – Сколько слогов в этом слове? (Два.) – Произнесите это слово, выделив ударный слог. – На какой слог падает ударение? – Какие орфограммы надо запомнить? – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова к слову «вокзал». – Отгадайте загадку: В самолете он летает, Ездит в поезде, в трамвае. Чтобы быть им много лет, Нужен не один билет! (Пассажир.) (См. РМ, Приложение 2.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. |
Объясняют значение и происхождение слова «вокзал», используя словари. (См. РМ, Приложение 2.) Подбирают однокоренные слова к словарному слову «вокзал». Вокзальчик, вокзальный, привокзальный. Составляют предложения. Ребята приехали на вокзал. На перроне вокзала стоит поезд. К вокзалу подошел поезд. Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «пассажир» |
Подбирают однокоренные слова к словарному слову «пассажир». Пассажирка, пассажирский. Составляют предложения. На корабль прибыли пассажирки. По морям плавают пассажирские и грузовые суда. Пассажиры спешили к утреннему поезду. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте слова, записанные на доске. – Чем интересны эти слова? Класс, шоссе, суббота, Анна, коллектив, рассказ. – На одной красивой клумбе живут очень дружные жители. Догадались? На этой волшебной клумбе живут слова с удвоенными согласными. А кто мо- | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. – Это слова с удвоенными согласными | Принимать и сохранять учебную цель в устной форме |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| жет назвать слова с удвоенными согласными? Вы помните, как их правильно писать? – Прочитайте тему урока |
|
|
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 97) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте загадку. – Запишите слово-отгадку. Что обозначает слово «вокзал»? – Назовите слово, которое имеет значение «поезд, идущий на большие расстояния с большой скоростью». Проверьте себя по толковому словарю. Запишите это слово, запомните его написание. – Составьте по рисунку предложения или текст, используя в них слова «вокзал», «пассажиры», «пассажирский», «перрон», «экспресс» | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Объясняют значение слова «вокзал». (См. РМ, Приложение 3.) | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 98). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. Объясните лексическое значение данных слов. Запишите слова по алфавиту. Подчеркните в них удвоенные гласные. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Записывают слова по алфавиту. Объясняют значения данных слов. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «поля». (См. РМ, Приложение 3.) | Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику | – Прочитайте. В каком предложении выражена тема поэтических строк? | – «Грустную думу наводит она…» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
(упражне- ние 99) | – В каком предложении выражена главная мысль? – Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните в словах изученные орфограммы. – Выполните звуко-буквенный разбор слова «поля». – Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных» о происхождении слов | – «Поздняя осень» |
|
VI. Дальнейшая работа Работа в тет- ради (зада- ние 91). | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 4, 5.) Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте стихотворение Ю. Мориц. Вставьте пропущенные буквы. – Запишите название стихотворения (оно зашифровано в заглавных буквах стихотворных строк). | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют задание в рабочей тетради. Записывают название стихотворения. Вставляют пропущенные буквы. (См. РМ, Приложение 6.) | Понимать |
Работа в тет- ради (зада- ние 92) | – Прочитайте задание 92. Подберите проверочное слово для каждого имени прилагательного и запишите его в скобках перед проверяемым словом. Вставьте пропущенные буквы | Подбирают проверочные слова (См. РМ, Приложение 6.) |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С какой орфограммой познакомились на уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действий по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают Продолжают высказывания: • У меня получилось… • Я научился… • Сегодня на уроке я смог… • Урок дал мне для жизни… • За урок я… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 93 в рабочей тетради; составить рассказ с использованием слов с удвоенными согласными | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |