Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Трудовой подвиг чувашского народа в годы Великой Отечественной войны». |
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Трудовой подвиг чувашского народа в Цель: расширять знания детей о Великой Отечественной войне и Сурском рубеже Задачи: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Материалы: мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук), слайды о подвигах чувашского народа в военные годы, письмо с фронта, 2 почтовых ящика, макеты колосьев пшеницы, 3 корзины, рукавицы, тетрадь, конверт, мыло, носки, конфеты, игрушка, книга, мяч. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Родине, чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, беседы о тружениках тыла. Ход занятия: Когда в октябре 1941 года вермахт продвигался к Москве и Москва готовилась к обороне, в ГКО был обсуждён и принят предварительный план строительства оборонительных и стратегических рубежей в глубоком тылу на Оке, Дону, Волге. В основном и дополнительных планах тылового оборонительного строительства ставилась задача укрепления Горького, Казани, Куйбышева, Пензы, Саратова, Сталинграда, Ульяновска и других городов. В случае неудачного для советских войск развития оборонительных операций они должны были задержать противника на новых рубежах. Воспитатель: 22 июня 1941 года немецкие войска напали на нашу страну, атаковали наши границы и подвергли бомбежке города нашей Родины. На протяжении четырех лет войска Красной армии и весь наш народ вели победоносную Отечественную войну за честь, за свободу (показ слайдов на экране). А. Шамарин «Никто не забыт и ничто не забыто» — Поблекшими листьями ветер играет Но, словно огонь, у подножья – гвоздика. Воспитатель: Ребята, а вы любите трудиться? (ответы детей). Послушайте пословицы и поговорки о труде: Век живи, век учись. Живи своим трудом, а не чужим добром. Играть играй, да дело не забывай. За делами дня не видно. Где работают, там и густо, а в ленивом доме – пусто. Глубже пахать – больше хлеба жевать. Воспитатель: А, как вы думаете, кто заменил мужчин, ушедших на фронт, кто переложил на свои плечи всю работу? (ответы детей). Остались только старики, женщины и дети. Женщины и дети работали у станков по 12-14 часов в сутки, рыли окопы, вязали рукавицы и отправляли посылки на фронт. Они напоминали бойцам о доме, о том, что их помнят, ждут с победой. Игра «Соберем посылку защитникам Отечества» (На столе разложены предметы: рукавицы, тетрадь, конверт, мыло, носки, конфеты, игрушка, мяч, книга. Пара детей выбирает только те предметы, которые необходимы для солдата и складывают их в ящик для посылки). Воспитатель: Бойцам на фронте необходимо было большое количество продуктов питания, хлеба. С раннего утра и до поздней ночи трудились на полях трактористы, шоферы, комбайнеры. Женщины и дети не покладая рук трудились на полях, давая фронту все больше хлеба: «Все для фронта, все для Победы». (показ слайдов на экране) Трудовым подвигам женщин посвящено много стихов, вот один из них: Ты шла, затаив свое горе Суровым путем трудовым. Весь фронт, что от моря до моря, Кормила ты хлебом своим. (М. Исаковский) Физкультминутка «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах). Воспитатель: В сельскохозяйственных работах активное участие принимали школьники: на тракторах и на коровах пахали землю, убирали зерно в ручную . Младшие дети собирали колосья на полях, оставшиеся после комбайна. Игра «Соберем колоски» (Играют трое детей. На полу лежат макеты – «колосья пшеницы», корзины. По сигналу дети собирают колоски. Выигрывает тот, у кого больше колосков). Воспитатель: Чтобы защитить Родину от врагов в нашей Республике Чувашия было организовано строительство оборонительных рубежей: Сурского и Казанского направления общей длиной 380 километров. На эти строительные работы были брошены колхозники, рабочие, домохозяйки, служащие, студенты и школьники. Работы велись без единого выходного дня, не прерывались даже в сильные морозы. Тяжело пришлось: люди обмораживали руки и ноги, падали в окопы и рвы, во время работ бывали случаи обвала земли. Трудовой подвиг чувашского народа вдохновлял и мотивировал. 8 лет тому назад в честь строителей Сурского рубежа установили первый памятник. А в год 75-летия Победы Чувашское книжное издательство выпустило книгу «День Победы приближали как могли. Чувашия в годы Великой Отечественной войны», в которой целая глава посвящена строительству Сурского и Казанского оборонительных рубежей (показ слайдов на экране). Воспитатель: В памяти людей остались не только беды, голод и разруха, которые принесла война. Они помнят братство, стойкость и мужество, необыкновенную выносливость людей, которые их окружали. Именно это и помогло нашему народу одержать великую Победу над врагом (показ слайдов на экране). Чтение ребенком стихотворения: Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам, И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мертвым, и живым, Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья. (М. Львов) Воспитатель: Давайте почтим память всех погибших на боевых и трудовых постах минутой молчания. |