Конспект ООД по развитию звуковой стороны речи
с детьми с ОНР II-III уровня по теме: «Неречевые и речевые звуки»
(I год обучения)
Цель: дать понятие о звуках речи как строительном материале для слов, сопоставить с неязыковыми звуками
Коррекционно-образовательные задачи:
-
учить слышать звучащее слово;
-
устанавливать последовательность звуков в слове;
-
способствовать развитию фонематического слуха.
Коррекционно-развивающие задачи:
-
развивать слуховое внимание;
-
развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-
воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия:
-
Организационный момент
Цели: - Познакомить детей с понятием «звук», «неречевые», «речевые звуки».
- Развивать фонематические процессы, память, внимание, мышление.
- Воспитывать интерес к звуковой стороне речи.
Ход занятия
-
Орг.момент. Введение в тему. Сегодня мы отправимся с вами необыкновенную сказочную страну, страну звуков и познакомимся с некоторыми ее жителями.
- Кто знает, что такое звуки? (То, что мы слышим)
Чтобы попасть в страну звуков нам нужно просто закрыть глаза и прислушаться и вы обязательно услышите какие-нибудь звуки.
Дети закрывают глаза и слушают, потом называют звуки, которые услышали: шаги в коридоре, шум воды на кухне, шум ветра за окном, голоса на улице и т.д.
- Кто или что может издавать звуки? (Человек, животные, природа, музыкальные инструменты.)
-
Игра «Узнай звук». Дети закрывают глаза и должны отгадать, какой звук они услышали:
- топот, шуршание бумаги, бульканье воды, стук карандаша по столу, звук дудочки, звук бубна, звук барабана.
Все звуки, которые вы услышали, называются неречевые, потому что человек их не произносит, когда говорит слова.
-
Игра «Что сначала, что потом?» Дети закрывают глаза слушают несколько звуков и должны назвать их очередность: топот-стук карандаша, бубен – дудочка, шуршание бумаги – топот, барабан-бубен-дудочка.
-
Физминутка: «Ванька–встанька».
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
-
Игра «Угадай, чей голосок» Дети встают в круг, один ребенок находится в кругу с закрытыми глазами, по просьбе логопеда один из детей подходит к водящему и произносит фразу: «Это я!» Водящий должен назвать имя ребенка, который произнес фразу.
-
Беседа. Сейчас, мы играли и называли слова. Все слова состоят из звуков. Те звуки, которые произносят люди, называют речевые из них складывается наша речь – слова и предложения которые мы говорим.
Например: если взять такие звуки Д – О – М, получится слово ДОМ, С – У – П – получится слово СУП.
На следующем занятии мы начнем изучать различные звуки нашего родного русского языка, вы узнаете много интересного, научитесь находить звук в словах, узнавать последовательность звуков.
-
Итог занятия. О чем мы говорили на занятии? Какие бывают звуки?