КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
Описание игрушек — кошки и собаки
Задачи:
— связная речь: учить составлять рассказ об игрушках с описа¬
нием их внешнего вида;
— словарь и грамматика: активизировать слова, обозначаю¬
щие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать
прилагательные с существительными в роде и числе;
— звуковая культура речи: закреплять произношение пройден¬ных звуков [у], [а], [г], [к], [в]; учить правильно произносить в словах звуки [с]—[с'], выделять в речи слова с этими зву¬ками; закреплять представления о значении терминов «сло¬во», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов. Материал: игрушки — кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.
* * *
Воспитатель. Посмотрите, кто к нам приехал в гости.
Появляется машина с игрушками. Дети выбирают кошку, рассмат¬ривают ее, отвечают на вопросы воспитателя.
Кто это?
Дети. Это кошка.
Воспитатель. Какая она?
Дети. Серая, пушистая, мягкая.
Воспитатель. Что умеет делать кошка?
Дети. Ловить мышей, мурлыкать, лакать молоко.
Воспитатель. Если мы погладим кошку, что она будет делать?
Дети. Мурлыкать, выгибать спину.
Воспитатель. А что делает кошка, когда видит мышку?
Дети. Тихонько подкрадывается, ловит, бежит.
Воспитатель. Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать?
Дети. Играть, подпрыгивать, хватать.
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово: ко-о-ш-шка-а. Повторите его со мной так же.
Дети повторяют.
Теперь Валя скажет слово «кошка», а мы послушаем, как будет зву¬чать слово у Вали...
Ребенок произносит слово «кошка». А Марина повторит нам, что делает кошка.
Ребенок повторяет. Вспомним слова, которые вы назвали.
Дети выполняют.
Воспитатель берет игрушечную собаку.
Кто это?
Дети. Собака.
Воспитатель. Послушайте, как звучит это слово: с-с-со~о-оба-а-а-ка-а-а. Оля, произнеси это слово так, как я. (Обращается с аналогичной просьбой еще к двум-трем детям.)
Дети выполняют. Угадайте, как зовут собаку.
Дети называют различные клички.
Это Жучка. Посмотрите, какая она красивая! Уши у нее... длинные, нос... черный, глаза... блестящие, лапы... толстые, шерсть... мягкая, пу¬шистая.
Ребята, что умеет делать собака?
Дети. Лаять, кусаться, бегать, ходить, сидеть, спать, смотреть, есть, шевелить ушами, вилять хвостом.
Воспитатель на игрушке демонстрирует движения-«подсказки»: шевелит ушами собаки, хвостом и т.п.
Воспитатель. Что делает собака, когда видит кошку? Дети. Хочет поймать, бежит за ней, лает, ловит. Воспитатель. А когда собаке дают мясо, что она делает? Дети. Подпрыгивает, служит, радуется, виляет хвостом, ест. Воспитатель. Вы сказали много слов о том, что делает собака. Вспомните и назовите эти слова еще раз.
Дети выполняют.
Сколько разных слов вы назвали! Кто хочет рассказать о Жучке, какая она, что умеет делать?
Дети отвечают.
В случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы. Это... собака. Ее зовут... Жучка. Жучка любит... грызть косточки. Собака красивая. У нее... длинные уши, черный нос, толстые лапы. Это собака-мама. У нее есть... щеночки. Собака любит своих... щенят.
Физкультминутка
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. Это игра на внима¬ние. Я вам буду показывать игрушечных животных, а вы должны изобразить, как животные двигаются, «разговаривают».
Воспитатель показывает игрушки (по одной), находящиеся в машине Гуси: дети ходят по комнате, приседая, произносят га-га-га. Лягушки: дети прыгают и произносят ква-ква-ква. Слоны: дети идут переваливаясь, подняв головы вверх, громко про¬износя у-у-у.
А сейчас мы поиграем в игру.
Игра «Угадай по голосу»
Воспитатель. Сначала вспомним, как мычит корова (м-у-у-у), как пищит мышка (пи-и-и), как гудит машина (би-и-и). Как стучит молоток?
Дети отвечают.
Как звенит колокольчик? Как лает собака? Как гогочут гуси?
Дети отвечают.
Затем воспитатель произносит звукосочетания, а дети определяют по громкости голоса, какому животному (или предмету) — большому или маленькому — принадлежит то или иное звукосочетание. Напри¬мер, он громко говорит ква-ква, и дети называют лягушку.
Какая лягушка квакает громко — большая или маленькая? Дети. Большая.
Затем то же звукоподражание произносится тихо. Это лягушонок.
Воспитатель сажает игрушки рядом с машиной.
Воспитатель. Игрушки хотят покататься на машине. Но ма-шина возьмет только тех животных, в названиях которых есть звук [с]. Какой звук должен слышаться в словах?
Дети отвечают.
Давайте прокатим слона. В этом слове слышится звук [с]. Послу¬шайте: с-слон. Оля, произнеси это слово, как я.
Ребенок произносит.
Хорошо произнесла. Иди покатай слона. Кого мы еще покатаем? В каком еще слове слышится звук [с]?
Дети. Собака.
Воспитатель. Правильно, можно покатать собаку. Павлик, произнеси слово собака так, чтобы слышался звук [с].
Ребенок произносит.
Правильно произнес, покатай собаку.
Если дети называют слово, в котором звука [с] нет, воспитатель про¬износит его, выделяя каждый звук, например, ко-о-ош-ш-шка-а-а, пред¬лагает всем сказать так же.
Воспитатель сажает в машину гуся. Машина не едет.
Машина не повезет гуся. В этом слове есть звук [с'], а не [с]. Кто еще не катался на машине?
Дети. Кошка и лягушка. Воспитатель. Повезет их машина?
Дети отвечают.
Почему? Но кошке и лягушке очень хочется покататься. Что же мы будем делать? Может быть, покатаем кошку и лягушку на другой машине?..
Дети отвечают.
А теперь скажем всем игрушкам до свидания. Дети прощаются с игрушками.