«Башкортостан –республика моя!»
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное.
Цель: Расширять представления о родном крае. Культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с государственной символикой (герб, флаг, гимн),национальной одеждой.
-Упражнять в умении отвечать на вопросы с полным, обоснованным ответом.
Развивающие: -Развивать интерес к своему краю, вызвать чувство ответственности по отношению к родине.
Воспитательные: - Воспитывать культуру поведения и культуру речи, интерес и уважение к народной культуре.
Ожидаемый результат: Имеет представление о символики своей республики, знает своих национальных героев, умеет давать полный ответ на поставленный вопрос, развивает интерес к знанию о своем крае, проявляет уважение, чувство гордости за родину.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.
Материалы и оборудования: изображение герба и флага Башкортостана, кукла в башкирском национальном костюме, иллюстрации мужчины и женщины в национальном башкирском костюме, национальные игры, аудио запись с башкирской мелодией курай.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Алсу. Давайте поздороваемся с ней. Она принесла нам хорошее настроение. (Психогимнастика: игра «Передаем хорошее настроение» через улыбку и рукопожатие).
- Наше настроение стало еще лучше, всем стало немного светлее и радостнее. Спасибо, Алсу! Ребята, а вам нравится Алсу? Да, она красивая, нарядная. Как вы думаете, кто она по национальности? А как вы догадались? Она очень любит свою Родину – и хочет узнать, что вы знаете о своей Республике. Расскажем ей? Алсу спрашивает:
- В какой Республике мы живем?
- Какой город является столицей нашей Республики?
- А как называется село, в котором мы живем?
Молодцы, дети, нашей гостье Алсу понравились ваши ответы.
Воспитатель:
-Все мы знаем, что у каждой республики есть свои государственные символы: герб, флаг, гимн.
-Что такое гимн? (ответ детей: - гимн обозначает восхваление, торжественную песнь).
- Когда исполняется государственный гимн? (ответ детей: -в торжественных случаях, в знак уважения к стране).
- Где можно услышать гимн государства? (каждое утро с гимна начинается день, в честь победителей спортсменов).
Как слушают гимн? (стоя). Прослушивание гимна.
Воспитатель:
(Показ флага).- Посмотрите на флаг, он трехцветный. Какие цвета присутствуют в оформлении флага? Каждый цвет имеет свое значение: синий – это безоблачное небо, белый – миролюбие, чистота души народа, зеленый – свобода, вера в жизнь. А сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра «Собери флаг».
Воспитатель: (Показ герба). - Посмотрите на герб Башкортостана: на фоне восходящего солнца изображен национальный герой башкирского народа, поэт, воин-джигит Салават Юлаев. (фото Салавата Юлаева).
По краю герба расположен башкирский национальный узор. Под гербом – лента, окрашенная в цвета флага и соцветия курая – растение, из которого делают национальный инструмент башкирского народа – курай. (иллюстрация). Этот же цветок изображен и на флаге.
Воспитатель:
- Башкортостан – очень красивый край. Если посмотреть с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера, реки. Там добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное богатство – это люди.
- Назовите, людей каких национальностей живут в Башкортостане? (ответ детей - татары, русские, чуваши, мордва, башкиры, удмурты, марийцы и др.).
-В Башкортостане, живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно.
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики. (касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. (парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)
Воспитатель: У каждого народа свои традиции, национальная одежда.
(Показ национальной одежды).
– Посмотрите на национальную башкирскую одежду. Арина расскажи, пожалуйста, нам, какую одежду носили женщины и мужчины? (ребенок рассказывает, воспитатель показывает детям иллюстрацию).
Воспитатель:
-Наш народ придумал очень много национальных игр «Юрта», «Липкие пеньки», «Медный пень».
Предлагаю вам поиграть одну из игр «Медный пень».
Физкульминутка «МЕДНЫЙ ПЕНЬ»
Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
«– Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?»
Хозяин отвечает:
«– Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой»
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.
Заключение.
Воспитатель: Многие отличаются народы друг от друга. Но у всех народов есть общее –мы все живём на планете Земля. Это очень красивая планета. И мы все должны беречь землю, украшать её – строить красивые здания, сажать сады и парки и стараться ничего не разрушать