5
Тема: «Там русский дух, там Русью пахнет…»
Цель:
- расширить знания о русских народных сказках;
- развивать творческие способности, память и речь учащихся;
- прививать любовь к творчеству русского народа, родной стране.
Оборудование:
- иллюстрации к сказкам;
- рисунки детей;
- выставка книг;
- дидактический материал;
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по русским народным сказкам. На Земле живёт много людей разных национальностей и у каждого народа есть свои сказки. Как вы думаете, ребята, почему многие сказки называют народными?
Правильно! Сказки, которые придумали люди, народ, называются народными. Сказки, которые сочинил автор - это авторские сказки.
Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия) Слово Россия произошло от слова россы, что значит русские, россияне и наши народные сказки называются русскими.
Вот сейчас мы и отправимся в путешествие по русским народным сказкам.
Парад героев русских народных сказок.
Учитель:
Сказки просят: сейчас, друзья, узнайте нас!
Игра «Кто я?
1. По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра.
Позади дурак идёт.
Вот дивится весь народ!
а) Иван б) Емеля в) Елисей
2. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!
а) Машенька б) Алёнушка в) Снегурочка
3. А дорога - далека,
А корзина - не легка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
а) Медведь б) Волк в) Заяц
4. Колотил да колотил
По тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом.
а) Буратино б) Журавль в) Иванушка
5. Она дом себе нашла,
Она добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
а) Мышка б) Собака в) Коза
6. Не лежалось на окошке -
Покатился по дорожке.
Повстречал он там в лесу
Зайца, волка и лису.
а) Лягушонок б) Поросёнок в) Колобок
7. Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
а) Иванушка б) Козлёнок в) Жеребёнок
8. Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей.
Сделался мигом красивой, пригожей.
а) Баба-Яга б) Царевна-лягушка в) Русалка
Учитель:
Почему щука помогала Емеле?
Что случилось со Снегурочкой?
Почему Журавль остался с «носом»?
Какое впечатление произвела на вас мышка?
Конкурсы.
Учитель:
Ребята, какого самого страшного героя русских народных сказок вы знаете?
В каких сказках есть Баба-Яга?
А сейчас мы проведём конкурс «Нарисуй портрет Бабы-Яги». (2 команды по 5 человек)
Викторина по картинкам
«Узнай меня»
Учитель показывает картинки к русским народным сказкам. Узнайте, к какой они сказке.
Картинки
Петушок и бобовое зёрнышко
Колобок
По щучьему велению
Морозко
Иван-царевич и серый волк
Лиса и тетерев
Репка
Гуси-лебеди
Теремок
Каша из топора
Кот и дрозд
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Волк и семеро козлят
Машенька и медведь
Сивка-бурка
О рыбаке и рыбке
Учитель. Молодцы, ребята! Картинки к сказкам вы знаете.
Викторина
«Из какой сказки эти слова»?
| Выдержки из сказки | Название сказки |
| «Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать. Коровушка ей в ответ: «Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано». | Крошечка-Хаврошечка |
| «Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон! | Лиса, заяц и петух |
| «Яблоня-матушка, спрячь меня! - Съешь моё лесное яблочко! Съела девочка яблочко, заслонила яблоня её ветками, прикрыла листочками». | Гуси-лебеди |
| «Вот старик и говорит: «Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!» | Сивка-бурка |
| «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает». | Иван-царевич и серый волк |
| «Пустил стрелу старший сын. Упала стрела на купеческий двор. Пустил стрелу средний сын. Упала стрела на боярский двор. Пустил стрелу младший сын. Упала стрела на болото». | Царевна-лягушка |
| «Отвёз старик дочь свою в лес на трескучий мороз, оставил одну умирать. Осталась бедная, трясётся от холода. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает и говорит: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» | Морозко |
| «Прибежали бабы, дети и стали колотить волка - кто коромыслом, кто ведром. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать». | Лисичка-сестричка и серый волк |
| «Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки - поменьше, у курочки с огурчик, у мышки - с напёрсточек». | У страха глаза велики |
| «Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит: «Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Вот пришла тебя проведать». | Лиса и тетерев |
Учитель.
А теперь я хочу провести блиц опрос по сказкам. За правильный ответ я буду давать фишку.
Блицтурнир по русским народным сказкам
Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои полёты? (Ступа)
Второе название скатерти? (Самобранка)
Какие сапоги самые быстрые? (Скороходы)
Сколько голов у Горыныча? (три)
Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича? (Лягушка)
Кто выгнал лису из заячьей избушки? (Петух)
Какое яичко обещала снести курочка деду и бабе? (Простое)
Из чего варил солдат кашу? (Из топора)
Чем подавился Петушок, когда торопился есть? (Бобовым зёрнышком)
Какой предмет навёл переполох в сказке «У страха глаза велики?»
Как звали царя в сказке «Иван-царевич и серый волк»? (Берендей)
Кого звал Иванушка такими словами: «…стань передо мной, как лист перед травой!» (Сивку-бурку)
Учитель.
Молодцы, ребята! Спасибо. У кого больше всех фишек? (Награждение)
Учитель
Кроме того, ребята, я хочу сказать вам, что сказка имеет составные части: присказку, зачин, троекратное повторение, концовку.
Найдите части сказки и соедините стрелочками. / Запись на доске /
Викторина « Части сказки»
| « За тридевять земель, в тридесятом царстве…». | Присказка
|
| « Стали жить поживать и добра наживать». | Зачин |
| « Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». | Троекратное повторение
|
| «Вот в указанный день собираются братья ехать к царскому дворцу. На другой день старшие братья снова в город поехали. На третий день братья снова собираются ехать…».
| Концовка |
Итог мероприятия
Учитель
Наш праздник подошёл к концу.
Дети, по каким сказкам мы сегодня путешествовали?
Какие сказки называются народными?
Назовите виды народных сказок?
Чему учат нас русские народные сказки?
5