«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока здоровья

Конспект урока для учителей начальных классов по внеурорчной деятельности (органы чувств)

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Комитет Администрации Змеиногорского района Алтайского края

по образованию и делам молодёжи

«Лазурская основная общеобразовательная школа», филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Барановская средняя общеобразовательная школа»

Змеиногорского района Алтайского края





Урок здоровья


(внеурочная деятельность для учеников 1-2 классов)









Подготовила: Присекина Любовь Ивановна

учитель начальных классов








с. Лазурка

2017г.




Тема: «Органы чувств – наши верные помощники».

Цель: Сформировать у детей представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира.


Задачи:

Образовательная:

- подвести детей к пониманию о различных способах познания окружающего мира (зрительного, слухового, вкусового, осязательного, тактильно-двигательного);

- учить способам исследования предметов с помощью органов чувств;

- подвести к пониманию того, что правильное восприятие предмета

является необходимым для дальнейшей деятельности;

- закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены, мер безопасности в отношении органов чувств.

Развивающая:

- развивать мышление, воображение, речевую активность детей.

Воспитательная:

- способствовать развитию интереса в познании самого себя;

- формировать сознательное отношение к сохранности своего здоровья, соблюдения правил безопасности своих органов чувств, организма в целом.


Методы и приёмы:

Объяснение, постановка проблемы, вопросы к детям, уточнение, напоминание, исследование, «открытие» детьми новых знаний, закрепление, психогимнастика, дидактическая игра, художественное слово, физкультминутка, элементы зрительной гимнастики, загадки, демонстрация иллюстративного материала,

использование ТСО.


Предварительная работа:

Ознакомление с тематическим словарём в картинках «Органы

чувств человека», рассматривание детской энциклопедии «Тело

человека», дидактические игры «Определи на вкус», «Узнай по

запаху», «Чудесный мешочек», «Подбери по размеру», «Что можно, что нельзя», «Кто позвал», выполнение упражнений зрительной гимнастики, упражнение на развитие дыхания, загадывание загадок, прослушивание аудиозаписи со звуками

леса, музыкальных произведений.


Оборудование:

Яблоко, апельсины (по количеству детей), клубок ниток; лист ватмана с изображением человека без лица; модели глаз, рта, ушей, носа; геометрические фигуры разной формы и величины; музыкальные инструменты (барабан, ложки, металлофон, колокольчик) и игрушки, резиновый мячик; книги, журналы, репродукции картин; запись «Звуки леса»; ароматические вещества: духи, дольки апельсина, лимона, яблока, кофе, чеснок; стаканы с кислой и соленой водой, трубочки, рукавички, коробка с салфеткой; мольберты, магнитная доска, магниты, магнитофон.


Активизация словаря:

Исследователь, органы чувств, обоняние, осязание, вкусовые сосочки, организм.


Ход урока:

Дети входят в класс, становятся полукругом. Начинаю занятие с психогимнастики:

Солнце бьётся к нам в окно,

Мы должны впустить его,

Своим лучиком коснулось

Вовы, Алисы, Никиты,

Дениса, Матвея, Вики.

Все ребята потянулись,

Обнялись и улыбнулись.

- Дети, представьте себе, что вы тихо вошли в лес. (Включить запись «Звуки леса»). Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке землянику с ягодами, подошли к ней и по пути прикоснулись к стволу дерева, присели, потрогали камень, на котором только что сидела ящерица, наконец, дошли до ягоды и съели её.

- Что вы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне? (Ягода сладкая,

красная, ароматная, ствол шершавый, камень гладкий, круглый и холодный)

- Что вам помогло дать такие ответы? (Мы понюхали и попробовали ягодку, потрогали ствол дерева и камень).

А теперь отгадайте мои загадки:

«Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной» (Глаза)

«Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит.

То заходит, то выходит» (Нос)

«Пятерка братьев – неразлучна,

Им вместе никогда не скучно». (Пальцы рук).

«Всегда во рту,

А не проглотишь.

Если б не было его

Не сказал бы ничего. (Язык).

«Один говорит,

Двое глядят,

Двое слушают». (Язык, глаза, уши).

- Молодцы! Все загадки отгадали верно.

(Обращаю внимание на изображение человека без лица). Посмотрите, какой странный человек. Что же в нем странного?

(У него нет на лице глаз, ушей, носа, рта)

- Зачем они нужны человеку? Может, они и не нужны вовсе?

(Так некрасиво; если бы не было глаз, то мы не смогли бы видеть; человек бы попал под машину, не пришел бы в школу; рот нужен человеку для еды, чтобы разговаривать; если бы не было носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать; человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал).

- Что вы чувствуете, когда на улице мороз? ( Рисую рядом с человечком вопрос). Дети отвечают (Холод).

- Чем мы чувствуем тепло, холод? (Кожей)

Ставлю перед детьми проблему:

- Что из перечисленного для человека самое главное? Сегодня на

нашем занятии вы постараетесь найти ответ на этот вопрос. Для этого нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (Люди, ученые, которые что-то изучают, исследуют)

-Значит, мы тоже можем назвать себя исследователями. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Итак, приступаем к исследованию. (Дети садятся на стулья)

Исследование органа зрения.

- Ребята, закройте глаза. Скажите, какой предмет появился у меня на столе? Выставляю книгу.

- Откройте глаза. Почему вы не смогли ответить на мой вопрос? (Мы ничего не видели)

- Значит, вам понадобились глаза? (Да)

- Ребята, посмотрите вот на эти предметы, полистайте журналы, рассмотрите игрушки и фигуры по форме, покатайте, поиграйте,

проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, понаблюдать при помощи глаз? (Ответы детей)

- Верно, дети, благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, мы можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего мира. После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это неотъемлемая часть организма – то есть орган. Вы догадались, орган чего? (Орган зрения)

- Правильно, глаза – это орган зрения. С помощью зрения мы получаем больше информации об окружающем мире. Недаром в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Читаю стихотворение:

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

Почему у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Глаза у Матвея – карие,

У Вики, Никиты – серые,

А у маленькой Аленки-

Зеленые глазенки.

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где тетрадка, где окно?

Страшно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно.

Кроме знанья и уменья-

Всем необходимо зренье!

Наклеиваем на лицо человечка глаза.

-Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Закройте кружочками тот предмет, который опасен для зрения (Игра «Что для зрения хорошо, что для зрения плохо»).

-Укреплять зрение можно специальными упражнениями для глаз. (Вместе с детьми выполняем упражнения зрительной гимнастики «Вверх-вниз», «Тик-так», «Жмурки», «Далеко-близко»).

- Ответьте мне, дети, важен ли для вас орган зрения? (Конечно)

Исследование органа слуха.

-Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только, чур, не подслушивать! Произношу тихо: « В окно ярко светит солнце». Что вы почувствовали?

- А теперь поиграем в игру «Какой музыкальный инструмент звучит?). (Дети называют барабан, ложки, колокольчик, металлофон)

-Молодцы, ребята. Речь людей и музыка, шум ветра и шелест травы, журчанье ручья и пение птиц – невероятное количество звуков окружает нас! Какой орган позволяет нам все это почувствовать? (Уши)

-Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (Орган слуха)

Наклеиваем на человечка уши.

- Верно. Как сохранить этот орган здоровым? (Не слушать слишком громкую музыку, не толкать в уши посторонние предметы, не простужать уши, чистить ватными палочками).

-Важен ли для человека орган слуха? (Да, важен)

Исследование органа обоняния.

- Проведем опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? Игра «Узнай по запаху» (Дети по запаху апельсин, кофе, запах духов, ванилин, чеснок).

-Кто знает, как называется умение человека различать запахи? (Обоняние)

- Что является органом обоняния? (Органом обоняния является нос)

-Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния – нос! Ребенок читает стихотворение:

Я ничего не знаю,

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то и у кого-то

Что-то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю,

Это нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И во-о-он туда положил!

Я ничего не знаю.

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем!

Очень тебя прошу».

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит: «А знаешь,

Пахнет уже весной! (Э. Мошковская)

- А скажите мне, ребятки, что может еще наш чудесный нос?

(дышать, нюхать, сопеть, чихать, задираться)

- Когда нос начинает чихать? (когда человек простужен)

- Почему нужно в холодную погоду дышать носом? (Воздух, проходя через нос, согревается)

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы нос себя чувствовал хорошо?

( Не ковырять в носу пальцем и тем более острыми предметами, не

засовывать в нос посторонние предметы, при насморке нельзя сильно сморкаться и втягивать слизь в себя – может заболеть ухо,

не пользоваться чужим носовым платком у каждого должен быть свой, личный, следить, чтобы не промокали ноги, не нюхать незнакомые, сильно пахнущие вещества)

- Молодцы, ребята. Вот еще интересные сведения: люди, обладающие, сильным чувством обоняния, создают для нас духи. Это стало их профессией.

-Так является ли нос важным и нужным органом? (Да)

Наклеиваем на человечка нос.

-Ребята, давайте немножко отдохнем. (Провожу физминутку)

Руки нам всё помогают,

Носик умеет дышать,

Ушки умеют слушать,

Глазки умеют моргать,

Рот помогает суп кушать,

Зубки - хлеб откусить,

Щечки умеют смеяться,

А язычок – говорить.

Исследование органа вкуса.

- Дети, перед вами стаканчики с жидкостями. Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали? (Ничего)

- Значит, нам необходимо еще одно исследование – на вкус.

- Сколько раз нужно попробовать, чтобы узнать вкус? (Предлагаю детям по очереди попробовать и определить вкус каждой жидкости)

- А теперь поиграем в игру «Угадай по вкусу» (Детям раздаю кусочки яблока, лимона, моркови, лука)

- Что помогло почувствовать вкус пищи? (Язык)

- Органом чего является язык? Дайте научное определение (Язык – это орган вкуса)

- На языке находятся множество вкусовых сосочков, помогающие нам распознавать вкус разных продуктов, овощей и фруктов. Какой частью язычка мы определяем сладкое? (Кончиком)

- А горькое? (Корнем языка)

- Где находятся вкусовые сосочки, различающие кислое и соленое? (По бокам языка)

- Итак, язык-это орган вкуса. Он помогает нам знакомиться со

свойствами предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.

- Нужен ли язык человеку? (Конечно, нужен!)

Наклеиваем на лицо человечка рот.

- Как сохранить орган вкуса? (Не пить очень горячие напитки, не брать острые предметы, чтобы не травмировать язык, не лизать железные предметы на холоде, не брать грязное в рот – стоматит).

Исследование органа осязания.

- Теперь вам предстоит определить на ощупь предметы, которые находятся в этой коробочке (все предметы подобраны по размеру: клубок ниток, мячик, апельсин, яблоко). Только делать это нужно в рукавичке.

- Что ты чувствуешь? Можно ли узнать предмет?

Затем предлагаю снять рукавичку и определить предмет.

-Ребята, как вы смогли определить предметы? При помощи чего? (Если дети скажут при помощи рук, то напомнить, что они пользовались рукавичкой и отгадать не могли)

- Правильно, предмет вы отгадали при помощи кожи. На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания.

- Где находятся самые чувствительные места на нашем организме? (Пальцы, подошвы ног, язык)

- У людей, лишенных зрения, пальцы рук чувствительнее, чем у зрячих людей. Они даже читают при помощи рук. Поэтому этот орган для таких людей жизненно важен и необходим.


- Так сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания? (Нет)

- Наше исследование закончилось. Ответьте мне, ребята, кто же они, наши верные помощники? (Глаза, нос, язык, уши, кожа)

- Глаза, нос, язык, уши, и кожа – все это органы. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – это чувства.

- Можно ли выбрать один орган главным? (Нет)

- Конечно, нет, потому что, познавать окружающий мир, нам необходимы все органы чувств. Органы чувств – наши верные помощники.

- С помощью наших исследований, что мы с вами узнали?

- Правильно. Сегодня мы узнали, какую работу они выполняют в организме человека, они помогают нам узнать, что происходит в окружающем мире, показывают разные признаки и свойства предметов. Вы, дети, сегодня были настоящими учеными – исследователями. Отлично справились с заданиями, похлопайте себе. А я угощаю вас ароматными, сладкими, вкусными апельсинами. Не верите – убедитесь сами при помощи наших верных помощников – органов чувств.








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее