8 класс
Тема: | Обособление дополнений | |
Цели: | - формирование понятия об обособленном дополнении, привитие учащимся навыка различения его на письме, формирование нового пунктуационного навыка (выделение обособленного дополнения в предложении); - совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки; - развивать творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма. | |
Планируемые результаты: | 1.Предметные: | развитие умений правильно конструировать предложения с обособленными дополнениями; оценивать правильность построения предложений с обособленными членами, корректировать недочёты; верно оформлять обособление на письме. |
2. Метапредметные: | Регулятивные УУД: самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать; владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД; находить ответы на вопросы ; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; выразительно читать и анализировать предложения текста; учиться работать в группе; умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. | |
3. Личностные: | испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка; осознавать роль однородных членов предложений в устной и письменной речи; выражать свои эмоции, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний говорящих. |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | УУД | ||||
1. Этап мотивации | Приветствие обучающихся. Создание эмоционально-психологического настроя. | Коммуникативные УУД :Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | Приём «Мозговой штурм». А) Проверка теоретического материала 1. Дайте определение понятию обособление? 2. Какие члены предложения называются обособленными? 3. Какие разряды обособленных членов предложения вам известны? 4. Что относится к обособленным определениям? 5. Что такое причастный оборот? 6. Что относится к обособленным обстоятельствам? 7.Что такое деепричастный оборот? 8. Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? 9. Что такое дополнение, на какие вопросы отвечает? 10.Назовите виды дополнений. 11. Чем осложнено предложение: Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. 12. Чем осложнено предложение: Увлеченный игрой, он не обратил внимания на вошедшего в комнату.
Целеполагание. -Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать? -Для чего нам необходимо знать об обособленных дополнениях и уметь употреблять их в речи? | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: целеполагание, -контроль, коррекция, оценка Коммуникативные УУД: определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками | ||||
3. Ознакомление с новым материалом.
| а) Самостоятельное изучение учащимися дополнительного материала.
Защита схем. Обучающиеся с помощью учителя делают вывод. Обособленные дополнения – это падежные формы существительных с предлогами и предложными сочетаниями: кроме, помимо, включая, за исключением, наряду, вместо и др. Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения. б) Составление алгоритма выделения обособленного дополнения. Примерный алгоритм, составленный обучающимися:
1. Ищем в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме. 2. Выделяем границы обособленного дополнения. 3. Проверяем правильность определения границ обособленного дополнения способом исключения его из предложения. Если дополнение выделено верно, смысл предложения не нарушится. 4. Проверяем: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения. 5. Обособляем дополнение. | Личностные УУД: смыслообразование Регулятивные УУД: -выполнение учебного действия, волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ситуации затруднения Познавательные УУД: логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков | ||||
4. Закрепление изученного материала.
| Закрепление навыков определения обособленного дополнения. 1.1. Комментированное письмо 1. Кроме немногих ракит всегда готовых к услугам да двух-трех тощих берез мы ничего не увидим. 2. Редактор слушал его и помимо своей воли улыбался. 3. Вместо голых утесов увидел я около себя зеленые горы и деревья. 4. В темной дали ничего не было кроме сверкающих огней. 5. Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. 6. Кто кроме охотника испытал как трудно бродить на заре по кустам? 7.Самолет наряду с пассажирами захватил и почту. 8. Вся команда судна включая и капитана и главного механика и буфетчика состояла из восьми или девяти человек. 9. Мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных ее характеров. 10. Все за исключением Вари громко аплодировали певцам.
1.2. Конструирование предложений. Составьте предложения (1 группа- слабые) или небольшой связный текст (2 группа-сильные), в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий. Обучающиеся оценивают тексты товарищей и комментируют их.
1.3. Работа с учебником. Самостоятельная работа с последующей проверкой – упр. 268 Работа с текстом упр. 269. Выразительное чтение текста с соблюдением интонации обособления обучающимися (1-2минуты на подготовку). - Какова основная мысль текста? - Определите тип и стиль речи. Аргументируйте ответ. - Какими языковыми и изобразительными средствами пользуется автор? - Найдите обособленные члены предложения. Какие это обособления? Какова их роль в данном тексте? - Чем выражены обособленные дополнения? - Обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с обособлением. - Какие орфограммы нам встретились в этом тексте? Объясните написание слов с данными орфограммами. - Выполните задание 2 к тексту. (Выполнение задания с последующей проверкой) | Личностные УУД: -самоопределение Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция,оценка | ||||
5. Итоги урока.
Рефлексия.
| - В каком случае обособляются дополнение? Назовите эти предлоги. - Когда не обособляются конструкции? -Найди предложение с обособленным дополнением: Продолжите предложения: - Мы узнали… - Мы повторили… - Мы работали… - Вами достигнуты задачи, поставленные в начале урока? | Рефлексия способов и условий действия (П) | ||||
Д/з: | П.38 – всем, упр. 267 или составить небольшой связный текст, используя предложения с обособленными дополнениями. |
|