«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Умножение на трёхзначное число"

ТЕМА УРОКА: «Умножение на трехзначное число»

Цель: формирование универсальных учебных действий учащихся 3 класса в предметной области математика по теме «Умножение на трехзначное число» через включение учащихся в учебную деятельность, через использование технологий интерактивного обучения.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

• формирование интереса к учебному материалу;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

• формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

• воспитание нравственных качеств личности: сопереживание, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

• формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;

• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и право каждого иметь свою;

• развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;

• формирование умений работать в статичных парах и группах в режиме интерактивного обучения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

• закрепление знаний и умений по теме «Умножение на трехзначное число»

• формирование общего умения решать текстовые задачи;

• формирование вычислительных навыков (сложение, умножение, деление).

Оборудование урока:

  • компьютер и мультимедийный проектор.
  • Презентация в программе Power Point.
  • учебник математика 3 класс система уроков по учебнику Л.Г. Петерсон (стр. 37-38).
Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ УРОКА,

Разработал учитель начальных классов: Скребец Владислава Сергеевна

ТЕМА УРОКА: «Умножение на трехзначное число»

Цель: формирование универсальных учебных действий учащихся 3 класса в предметной области математика по теме «Умножение на трехзначное число» через включение учащихся в учебную деятельность, через использование технологий интерактивного обучения.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

• формирование интереса к учебному материалу;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

• формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

• воспитание нравственных качеств личности: сопереживание, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

• формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;

• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и право каждого иметь свою;

• развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;

• формирование умений работать в статичных парах и группах в режиме интерактивного обучения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

• закрепление знаний и умений по теме «Умножение на трехзначное число»

• формирование общего умения решать текстовые задачи;

• формирование вычислительных навыков (сложение, умножение, деление).

Оборудование урока:

  • компьютер и мультимедийный проектор.

  • Презентация в программе Power Point.

  • учебник математика 3 класс система уроков по учебнику Л.Г. Петерсон (стр. 37-38).

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Мотивация учащихся к учебной деятельности

-Здравствуйте класс. Давайте проверим готовность к уроку. У кого на партах всё в порядке, могут тихо сесть.

Читает стихотворение.

- Математику надо учить,

Она приводит ум в порядок.

И не стоит ее не любить,

Ведь она страна вечных загадок.

Пифагор доказал утверждение,

И теперь без него никуда.

А Евклид написал «Начала»,

Что дошли до нас сквозь года.

Лобачевский, Фалес, Архимед…

В мире много известных ученых,

Что любили важнейший предмет

И открыли в нем много нового.

Математика – это наука,

Без которой сейчас никуда.

Математика – сложная штука,

И придумана неспроста.

Приветствуют учителя. Встают, здороваются, потом присаживаются за парты.


Проверяют готовность к уроку.



Слушают стихотворение.

















2. Актуализация знаний

- Обратите, пожалуйста, внимание на доску. Давайте сравним два примера: 156*24 и 156*324.

Учитель задаёт вопросы, подталкивая детей к сравнению:

- Чем похожи выражения?



- Чем различаются?



- Какие примеры вы уже учились решать?

- Открывайте тетради(листочки). Записывайте число, классная работа. Записывайте первый пример (156*24).

- Кто хочет решить у доски с объяснением?






- Можете пользоваться эталоном решения на двухзначные числа. (Достаньте и посмотрите) Он показан на экране.

Проверка: «Кто не согласен? У кого получилось по-другому?»

- Молодец, садись.

Развивают логическое мышление.





- Оба на умножения, первый множитель такой же, во втором множителе число десятков и число единиц совпадают.

- В первом случае умножаем на двухзначное число, а во втором случае умножаем на трёхзначное число, появляется разряд сотен.

- Умножение на двухзначное число.

Открывают тетради, записывают число, классная работа. Решают пример 156*24 в столбик.

Объяснение учащегося у доски: «Записываем единицы под единицами, десятки под десятками или разряд под разрядом. Умножаем на число единиц. Результат записываем разряд под разрядом. Умножаем на число единиц».

Примеры 156*24 и 156*324 записаны на доске.











Алгоритм умножения на двухзначное число выносится на интерактивную доску.

3. Постановка учебной задачи

Учитель показывает на второй пример (156*324).

- А такие примеры вы умеете решать?

- Так какие же цели поставим себе на урок?








- Прочитайте эти две цели про себя.

- Поднимите правую руку, кто считает, что мы поставим перед собой первую цель.

- Поднимите руку те, кто считает, что мы поставим перед собой вторую цель.

Если кто-то поднял обе руки, то:

- Ребята, посмотрите, … поднял(а/и) обе руки. Почему вы подняли обе руки?

- Правильно считают ваши одноклассники?

- Почему?

Если никто не поднял обе руки, то:

Учитель поднимает обе руки.

- Класс, как вы думаете, почему я подняла обе руки?

- Кто сформулирует тему урока?











Читают цели с экрана про себя. Размышляют.

Поднимают руки.





Учащиеся объясняют почему они подняли обе руки.

- Да.

- Потому что ставим обе цели.



- Потому что ставим обе цели.


- Умножение на трехзначное число.




Цели урока выносятся на интерактивную доску:

  1. Построить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное.

  2. Научиться использовать этот алгоритм (для решения конкретных примеров).















Тема урока появляется на слайде.

4. Открытие новых знаний

- Попробуйте решить второй пример в тетрадях(на листочках) в парах.

Текущий контроль.

- Первая у нас закончила … пара. Кто из вас будет рассказывать с объяснением как вы решали?

- Поможет ли тебе в чем-то алгоритм умножения на двухзначное число (эталон)?












Проверка: «Кто не согласен? У кого получилось по-другому?»

- Молодец, садись

- Скажите мне, чем алгоритм умножения на трехзначное число отличается от алгоритма умножения на двухзначное число?

- А что это за шаг?



- А теперь проведем групповую работу. Будете работать по 4 человека. Приготовьтесь.

Учитель выдает листки с алгоритмом на группу.

- Как вы думаете, какую работу я для вас приготовила?



- Давайте вспомни, какой цвет мы используем для обозначения числа единиц?

- Для числа десятков?

- Для числа сотен?

- Приступайте к работе.

Текущий контроль.

- Я смотрю, какая группа быстрее справилась с работой. Выберете кто из вас будет отвечать. Остальные внимательно слушаем.






Проверка: «Кто не согласен? У кого получилось по-другому?»


Учитель включает проектор.

- Посмотрите на экран и еще раз проверьте себя.








- Вернитесь на свои места.

- Что самое главное в этой схеме? Чему она нас учит?





Если учащиеся не отвечают на вопрос, то задаем наводящие вопросы: «Если мы умножаем на число единиц, где будем подписывать?»

- Выполнили мы первую цель (построить алгоритм умножения многозначного число на трёхзначное)?

- Какую цель нам осталось выполнить?

- Что нам осталось сделать?

- Откройте учебник на странице 37. Давайте прочитаем правило и ответим на вопрос правильно ли мы определили решение на схеме. Кто хочет прочитать вслух?


Решают пример, совещаются.

Те, кто закончил работу, берутся за руки и поднимают их вверх.

Спикер выходит к доске для объяснения решения.


Спикер рассказывает:

  1. Записали трехзначное число под многозначным, разряд под разрядом.

  2. Умножить многозначное число на единицы трехзначного числа, результат записать разряд под разрядом.

  3. Умножить многозначное число на десятки трёхзначного числа, результат записать со сдвигом на 1 разряд влево.

  4. Умножить многозначное число на сотни трехзначного числа, расписать со сдвигом на 2 разряда влево.

  5. Сложить полученные произведения.



Ученик садится за парту.

- Тем, что появляется один шаг.



- Появляется разряд сотен.



Настраиваются на групповую работу.





- Сейчас мы должны будем построить схему по этому алгоритму. Раскрасить тремя цветами схему умножения на трехзначное число.

- Голубой/синий.


- Розовый/красный.

- Желтый/оранжевый.

Закрашивают схему, совещаясь друг с другом.

Показывают готовность.

Рассказывают как решают задание с места: «Мы раскрасили голубым первую строчку, потому что это умножение на число единиц. Вторую строчку розовым, т.к. это умножение на число десятков. Третью строчку закрасили оранжевым, потому что умножение на число сотен».





Смотрят на экран, выполняют проверку.









Возвращаются на свои места

- Эта схема нас учит тому, что когда мы умножаем на число единиц, мы подписываем их под единицами. Когда мы умножаем на число десятков, мы подписываем их под десятками. Когда мы умножаем на число сотен, мы начинаем писать под сотнями.


- Под числом единиц и т.д., то есть постоянно сдвигаемся на один разряд.


- Да.



- Научиться использовать новый алгоритм.

- Потренироваться в решении таких примеров




- Да, правильно, потому что число единиц пишется под числом единиц и тд. то есть постоянно сдвигаемся на один разряд.





Алгоритм умножения на двухзначное число показывается на интерактивной доске.



















Алгоритм умножения на трехзначное число показывается на интерактивной доске.



























На экране показывается правильный вариант выполнеия:

  1. Первичное закрепление нового материала

- Прочитайте №2 сначала про себя.

- Кто хочет прочитать еще раз вслух?

Следит за тем, чтобы дети правильно склоняли числительное (в пятистах тридцати шести)

- Найдите ответ в данной записи примера.

- Можно ли по этой записи определить сколько ластиков в шести упаковках?



- А сколько в тридцати упаковках?

Если отвечают с ошибкой – 744, то:

- А 744 чего?

- Следовательно, какое число получится?

- А сколько в пятистах упаковках?

Если отвечают с ошибкой – 1240, то:

- А 1240 чего?

- Следовательно, какое число получится?

- А сколько в пяти тысячах трехстах шестидесяти упаковках?

- Почему?


- Класс, вы хорошо поработали. Теперь давайте немножко отдохнем. Встаем для физкультминутки.

- Мы все вместе улыбнемся, 
Подмигнем слегка друг другу, 
Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо) 
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо) 
Все идеи победили, 
Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз) 
Груз забот с себя стряхнули 
И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)

- Тихо сели.

Читают задачу.





- 132,928.

- Да, можно.

Ищут и сами говорят сколько ластиков в шести упаковках: « в шести упаковках 1488 ластиков»

-7,440.


- Десятка.

- 7,440.

- 124,000.


- Сотен.

- 124,000.

- 1,329,280.


- Снизу добавляем один ноль.


Выполняют упражнения за учителем.















- Садятся..


  1. Закрепление ранее изученного материала

- Теперь давайте в тетрадях запишем №4. Будем решать первый столбик. Кто хочет решить первый пример на доске с комментированием?

Проверка: «Кто не согласен? У кого получилось по-другому?»

- Второй пример решите самостоятельно.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, сверяясь с решением на экране.

- Поставьте + или – в зависимости от правильности решения.

- Верните тетради обратно.

- У кого стоит минус? В чем ошибка?

- У кого стоит плюс? Молодцы!

Для детей, кто решил быстро оба примера доп. задание – второй столбик.

- Найдите №6. Прочитайте задачу под буквой а про себя.

- Кто хочет прочитать вслух?




- О чем говориться в задаче?

- Что в задаче обозначает число 560?


- Что обозначает число 240?


- Что нужно узнать в задаче?


- Теперь давайте поработаем с таблицей к задаче? Кто хочет выйти к доске и заполнить её?





Проверка: «Кто не согласен?». Если ученик(ца) будет громко отвечать, что этот вопрос неуместен.

Если ученик совершает ошибку, то учитель его останавливает: «Стоп! Кто не согласен? В чем ошибка? Исправь»

- Молодец, садись.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Почему?


- Можем ли мы сразу узнать время на первом участке?

- Что мы для этого знаем?

- Можем ли мы сразу узнать время на втором участке?

- Что мы для этого знаем?

- Что мы узнаем первым действием?


- Каким действием? Почему?


- Что мы узнаем вторым действием?


- Каким действием? Почему?


-Что мы узнаем вторым действием?


- Каким действием? Почему?


Учитель на доске в схеме проставляет действия.

- Запишите в тетрадях №6 (а) самостоятельно по действиям, схему срисовывать не надо.



- Посмотрите на экран и проверьте правильно ли вы решили задачу. Если сделали ошибку, то исправьте.


Выполняют №4.






Взаимопроверка.





Проверяют свою работу.



Читают текст задачи.


- «Поезд прошел расстояние 560 км со скоростью 70 км/ч, а расстояние 240 км – со скоростью 60 км/ч. Сколько времени он был в пути?»

- О движении поезда.

- Расстояние, которое прошел поезд со скорость 70 км/ч.

- Расстояние, которое прошел поезд со скорость 60 км/ч.

- Нужно узнать сколько времени он был в пути.

Учащийся заполняет таблицу на доске с комментированием: «Мы знаем, что на первом участке поезд прошел расстояние 560 км со скоростью 70 км/ч, время неизвестно. Про второй участок известно, что поезд прошел расстояние 240 км – со скоростью 60 км/ч, время неизвестно. Нужно узнать сколько всего времени поезд был в пути».






Садится на место.

- Нет.


- Потому что мы не знаем сколько времени шел поезд на первом и втором участке.

- Можем.


- Скорость и расстояние поезда.

- Можем.


- Скорость и расстояние поезда.

- Время, которое шел поезд на первом участке.

- Делением, потому что чтобы найти время нам нужно расстояние поделить на скорость.

- Время, которое шел поезд на втором участке.

- Делением, потому что чтобы найти время нам нужно расстояние поделить на скорость.

- Узнаем сколько всего времени поезд был в пути.

- Сложением, потому что находим целое/большее число/всего.



  1. 560:70 = 8 (ч.) – на первом участке.

  2. 240:60 = 4 (ч.) – на втором участке.

  3. 8+4 = 12 (ч.)

Ответ: поезд был в пути 12 часов.









Правильное решение (246*496) выноситься на экран.








Учитель заранее начерчивает таблицу на доске (во время того, как учащиеся самостоятельно решают пример из №4).












s

u

t

I уч.

560 км

70 км/ч

?

II уч.

240 км

60 км/ч

?
































Верное решение задачи выводится на экран.

7. Рефлексия учебной деятельности

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 38 №5, №6 (б).

- Какая была тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили на урок?



- Достигли ли мы целей урока?

- Какие ошибки допускали?

- Поняли ли, в чем ошибались?

- Понравился ли вам сегодняшний урок? Поднимите руки вверх те, кому понравился, помашите мне.

- Что вам больше всего понравилось?

- Класс, спасибо. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.

Записывают домашнее задание.


- Умножение на трехзначное число.

- Построить алгоритм умножения многозначного число на трёхзначное и научиться использовать этот алгоритм.

- Да.

Объяснения учеников.


Поднимают руки в зависимости от того, понравился ли ученикам урок.


Высказывают своё мнение.















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее