«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц] 3 класс

Конспект урока «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц] 3 класс

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки



Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока

«Русский язык»

студентки 4 «А» группы

Джумалиевой Райгуль Амангельдыевны

Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Класс 3 «Г» МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани

Допуск к проведению урока:

Студентка: Джумалиева Р.А

___________________(Подпись)

Учитель: Бурова Е.Б.

___________________(Подпись)

Методист: Руднева Л.М.

___________________(Подпись)

Оценка за урок_______________



Астрахань, 2023

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «Г»

Учебник: УМК «Школа XXI века»

Тема урока: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Тип урока: Открытие нового знания

Форма урока: Традиционный урок

Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных морфемах; организация совместной  деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- распознавать способы обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных частях слова; ученик получит возможность научиться:

- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 

Метапредметные:

Познавательные:

-уметь анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом;

-уметь выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы

использовать полученные знания в практической деятельности;

-структурирование знаний.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-определить последовательность действий в каждом задании для нахождения второстепенных членов предложения;

-составление плана и последовательности действий;

-внесение дополнений в способ действия;

-выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-распределение функций в системе “ученик-учитель”

-владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

Личностные:

воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников, бережное отношение к слову, интерес к получению новых знаний



Оборудование:

Для учителя: Иванов С.В., Евдокимова А.О. «Русский язык», 3 класс 1 часть.

Для учащихся: Иванов С.В., Евдокимова А.О. «Русский язык», 3 класс 1 часть , рабочая тетрадь, письменные принадлежности



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Райгуль Амангельдыевна и сегодня я буду вашим учителем русского языка.

-Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку? Садитесь.

Учащиеся настраиваются на предстоящий урок.

Регулятивные (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные

(правильная посадка за партой)

Минутка чистописания



-Начнём урок с минутки чистописания.

-Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.

-Какое сегодня число?

-Посмотрите на доску. Перед вами слова. Вам необходимо собрать их таким образом, чтобы получилось пословица.

(на доске деформированное предложение: Старый друг лучше новых двух.)

Какая пословица получилась?


-Что означает данная пословица?





-Молодцы. Ребята, теперь получившую пословицу мы с вами должны красиво записать к себе в тетрадь.

-Записываем красиво предложение.

-Сядьте правильно, чтобы я увидела вашу готовность работать дальше.



16 ноября



Слушают учителя


Старый друг лучше новых двух

Говорит о том, что старого друга ты знаешь очень хорошо и давно. Можно поговорить о чем-то личном, а с новыми друзьями нет, потому что не знаешь надежные ли они.

Ребенок выходит к доске и расставляет слова в правильном порядке.


-Записывают предложение в тетрадь

Коммуникативные

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

Познавательные

(умение строить речевое высказывание)


Словарная работа



-Ребята, запишем слово Словарь: и проведем словарную работу.

-Посмотрите, вы видите на доске слова. Но в них чего-то не хватает. Давайте с вами подставим такие буквы, чтобы получилось верное слово.

-Назовите первое слово с недостающей буквой. (Вызываю одного ученика к доске)




-Назовите второе слово с недостающей буквой. (Вызываю одного ученика к доске)



-Ребята, обратите внимание на слово «конечно» Какое сочетание вы видите?


- Правильно, мы пишем чн, а как мы произносим?

-Давайте с вами в слух произнесем это слово все вместе


- Назовите третье слово с пропущенной буквой. (Вызываю одного ученика к доске)



-И назовите последнее слово с недостающей буквой. (Вызываю одного ученика к доске)



Слова с пропусками: к..мната, к..нечно, к…стёр, к…стюм.


Кооомната

1-й слог ударный, подчеркиваем и запоминаем букву «о» в 1-ом слоге


Кооонечно

2-й слог ударный, подчеркиваем и запоминаем букву «о» в 1-ом слоге


Сочетание чн.



Пишем чн, а произносим как «шн»


Произносят вместе


Коостёр

2-й слог ударный, подчеркиваем и запоминаем букву «о» в 1-ом слоге

Коостюм

2-й слог ударный, подчеркиваем и запоминаем букву «о» в 1-ом слоге


Коммуникативные

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные:

(самостоятельное формирование своих мыслей)

Актуализация знаний











Определение темы. Постановка цели.


-Ребята, обратите внимание на слайд

-На какие две группы делятся звуки речи?

-На какие группы делятся согласные звуки?



-Какие согласные образуют пары по звонкости и глухости ?


-Назовите непарные звонкие согласные?

- Назовите непарные мягкие согласные?

-Назовите твердые непарные согласные?

- Ребята, а что вы можете сказать про звук [ц]? Дайте характеристику этому звуку?




-Ребята, я совсем непросто выделила данную букву. Кто догадался о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока?


Да, мы сегодня будем говорить о правописании гласной буквы после буквы ц.


-Какую цель мы с вами поставим?




Согласные и гласные

На звонкие и глухие , твердые и мягкие.


Б, п, в,ф, г, к, д, т , ж,ш , з, с


Л, м, н, р, й

й, ч, щ

ж, ш, ц


Это согласный звук. Он всегда твердый и глухой непарный.





Будем говорить о букве ц






Научиться правильно обозначать звук [ы] после букву ц

Познавательные

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; оценивать правильность выполнения действия)

Предметные:

(предугадывают тему урока).


Открытие нового знания


Наблюдение над языковым материалом


-Ребята, посмотрите на слайд.

-Что вы видите?

-Давайте прочитаем данные слова

-Ребята, посмотрите в 1 столбике после «ц» какая буква пишется?

-А во втором столбике?

-В третьем?

-Можем ли мы сказать, когда пишем букву «и», а когда букву «ы»

-Обратите внимание на слайд. Посмотрите на слова 1-ого столбика, где находится буква после «ц»?

-А во втором столбике , где находится?

-Посмотрите на 3 столбик , на что оканчиваются слова ?Что общего на конце есть у 3 слов?

-А теперь подумайте и скажите, как вы думаете какая гласная пишется после буквы «ц»? От чего это зависит?



3 столбика слов

Дети читают слова

Пишется буква «и»


Пишется буква «ы»

Пишется буква «и»

Нет, мы не можем


В корне



В окончание


Оканчиваются на –ция


В первом столбике буква «и» писалась в корне слова, буква «ы» в окончание слов, и буква «и» в конце слова, которое оканчивается на -ция

Познавательные

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками.

Личностные (формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

Работа с правилом

Самостоятельная формулировка правила



Работа с формулировкой правила



















































Физкультминутка


-Сейчас прочитаем правило и узнаем правильно ли мы рассуждали

-Откройте учебник на стр 121, давайте прочитаем правило

-Давайте разделим правило на части

-На сколько частей разделим это правило?На какие части?


-Теперь поработаем с каждой частью?

-Прочитайте первую часть

Ответьте мне на вопрос:

1.Какой буквой после ц обозначается звук [ы] в корнях слов?


2.Какие слова исключения есть?


-Кто перескажет первую часть?


-Прочитайте вторую часть.

-Ответьте мне на вопрос.

1. Какая буква пишется в окончаниях после ц?

2. В словах на –ция какая буква пишется?


-Кто перескажет 2 часть?


-Теперь внимательно прочитайте правило. Кто желает пересказать полностью правило?

-Молодцы! Сейчас посмотрите на слова «цифра» и «улицы»

-Давайте с вами решим как мы будем действовать в слове «цифра» Что мы должны сделать в первом случае?

-В какой части у нас звук [ы]?Выделяем

-Если у нас звук [ы] в корне то, что мы дальше должны сделать?


-Если это слово является исключением, то какую букву мы будем писать?

-А если не является?

-В нашем случае это слово не является исключением и будем писать какую букву?

-А теперь обратите внимание на слово «улицы»

-В какой части у нас звук [ы]? Выделяем

Если у нас звук [ы] находится в окончание, то какую букву мы пишем?

Молодцы! А если у нас слово на –ция, как мы будем обозначать звук [ы]

-Ребята, а сейчас посмотрите у вас после правило идет алгоритм «Учись применять правило» Давайте проверим правильно ли мы с вами рассуждали, когда разбирали слова «цифра» и «улицы»




Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)



Читают правило



Разделим на 2 части. Первая часть от начала до слов « в окончаниях..»Вторая часть до конца

Ученик читает первую часть до слов «в окончаниях»

В корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и.

Слова исключения цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках

Ученик пересказывает первую часть



В окончаниях после ц пишется буква ы

В словах на –ция пишется буква и

Ученик пересказывает вторую часть

Ученик полностью пересказывает правило



Определить в какой части слова возникла трудность


В корне

Посмотреть не является ли это слово исключением


Буквы ы в корне


Букву и в корне



Будем писать букву и в корне



В окончание

Букву ы


Буквой и



Один ученик читает алгоритм

Познавательные

(умение строить речевое высказывание)

Коммуникативные

(навыки сотрудничества учителя с учениками, умение работать в паре)

Регулятивные

(определение плана работы выполнения с правилом)

Упражнения на этапе первичного закрепления


-Ребята, найдите упражнение 1 на стр 122.

Давайте прочитаем задание. Что вам нужно сделать?

-В первый столбик мы будем записывать какие слова?

-Во второй?

- В третий?


Название столбиков распечатаны, доска поделена на 3 столбика. Ребенок выходит, проговаривает в какой столбик он отнесет слово и записывает его в нужный стобик.

-Ребята, прочитаем первое слово.


-Где мы с вами слышим звук [ы] ?

-В корне слова после буквы ц звук [ы] обозначается какой буквой?

-Значит слово «циркач» мы отнесем в какой столбик?

(Ученик выходит у доски проговаривает и записывает слово в нужный столбик)-Прочитаем второе слово?

-Где мы находится звук [ы] ?

-В окончание после буквы ц какую букву пишем?

-Значит слово «спицы» мы отнесем в какой столбик?

Все остальные слова дети работают по алгоритму.





-Какие слова вы не выписали?

-Почему?


-Молодцы!


-Сейчас посмотрите на упражнение 2.

Давайте прочитаем, что нам нужно сделать?

-Все ли слова нужно выписать?



-Как мы будем это делать?



-Первое слово милиция, будем ли выписывать? Если да , то почему?



Слово полиция, будем выписывать?

Почему?



-А слово цыганский?

Почему?


-Слово цирковой? Где пропущена буква?

-Будем ли выписывать? Почему?




Все слова аналогично разбираю с детьми также



-Сейчас откройте свои рабочие тетради стр 34. Прочитаем задание


-Это задание будете выполнять самостоятельно. Первый вариант решает первый столбик, второй вариант- второй столбик. После мы с вами проверим

Проверка ( на слайде)

-Первый вариант назовите слова в которых вы написали букву и. Почему?


-А букву ы в каких словах вы написали? Почему?


-Второй вариант в каких словах вы написали букву и? Почему






-А букву ы в каких словах написали? Почему?



-Молодцы!


Распределить слова на 3 столбика


Слова с сочетанием ци в корне

Слова-исключения с цы

Слова с окончанием ы






Читают первое слово «циркач»

В корне слова

Буквой и кроме слов исключения

Слово «циркач» мы запишем в первый столбик



Читают слово «спицы»

Находится в окончание

Пишем букву ы


Слово «спицы» будем писать в 3 столбик.

Первый столбик: циклон, нарцисс, цилиндр

Второй столбик: цыпленок, цыган, цыплячий, цыкать

Третий столбик: куницы, рукавицы, зайцы, концы

Традиция, акация

Потому что слова оканчиваются на –ция



Читают задание


Слова, в которые нужно вставить букву и


Сначала определить место орфограммы, потом действовать по алгоритму.

Слово милиция оканчивается на –ция, а в словах, которые оканчиваются на –ция пишется буква и

Да

Слово полиция оканчивается на –ция, в слова на –ция пишем букву и

Слово цыганский выписывать мы не будем

Это слово исключение

В корне слова

Да, так как в корне слова после ц пишеся буква и, кроме слов исключения


Выписывают слова : милиция, полиция, цирковой, циклон, цитата, цифра, циркачка

Читают задание



Слушают учителя





Слова цифры, циферблат, цилиндр, потому что звук [ы] находится в корне слова

Слова на цыпочках, цыган. Это слова исключения


Слова циркач, циклон, акация

В словах циркач, циклон звук [ы] в корне, поэтому пишем букву и. В слове акация, потому что оканчивается на –ция


В словах молодцы, пальцы. Потому что после ц в окончаниях пишется буква ы

Регулятивные

(формируем умение)

Коммуникативные

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные

(умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)

Познавательные

(умение строить речевое высказывание)



Обобщающая беседа

-Ребята, в корне после ц звук [ы] обозначается какой буквой?

-А когда пишется в корне буква ы?

-Какая буква пишется в окончаниях?

-В словах оканчивающихся на –ция будем писать какую букву?

Буквой и


Если это слово исключение

Буква ы

Букву и

Регулятивные УУД
(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)
Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание)

Рефлексия


-Какая тема была нашего урока?



-Какую цель мы ставили на урок?


- Ребята, на ваших партах лежит синий цветок и красный

-Если у вас все получилось , вы ответили на все вопросы то поднимите синий цветочек

-Если вам что-то было не понятно , и вы ответили не на все вопросы поднимите вверх красный цветочек

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Научиться правильно обозначать звук [ы] после звука [ ц]


Оценивают свою деятельность

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее