Конспект открытого урока
Учителя математики Терещенко Светланы Васильевны
Предмет: Математика.
Класс: 6.
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
Предметные: изучить правила сложения чисел с разными знаками:
С помощью счетного кубика
Используя алгоритм сложения и
и совершенствовать вычислительные навыки.
Метапредметные: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, устную математическую речь, умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые изменения.
Личностные: формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность, активность, умение слушать мнения других, четко излагать свои мысли в устной и письменной речи, развивать креативность мышления, активность на уроках математике.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация Power Point
Ход урока
Организационный этап:
- приветствие;
- готовность учащихся к уроку;
- состояние рабочего места учащихся: наличие тетрадей, учебников, чертежных принадлежностей;
- отсутствующие на уроке (сообщают дежурные).
Учитель:
На уроке сегодня присутствуют гости. Но урок у нас самый обычный. Ребята, вы имеете возможность показать свои знания, умения сравнивать, анализировать, строить гипотезы, логически правильно рассуждать при решении самых необычных задач и выражать свои мысли математически правильно. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли ”.
Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
Найдите модуль числа: Слайд 5-6
|-9,4|= 9,4;
|180|= 180;
|-63|= 63;
|-0,5|= 0,5;
|8, 567|= 8,567;
|-12| = 12;
Вычислите сумму очков:
а) (-1) + (-2)= - 3; г) (-2) + (-5) =- 7;
б) (-5) + (-1) = -6; д) (-6) + (-5) = -11;
в) (-6) + (-4) =- 10; е) (-1) + (-1) = -2;
Сравните: Слайд 7-8
-18 и 1;
-4 и 0;
3) -6 и (-13);
4) |7| и |8|;
5) |-7| и 3;
6) |7| и |-11|;
7 ) |-7| и 0
– Какими правилами вы пользовались при сравнении чисел?
– Как сравнивают положительные и отрицательные числа?
( Любое положительное число больше нуля, любое отрицательное число меньше нуля, любое положительное число больше любого отрицательного)
– Как сравнивают два отрицательных?
( Из двух отрицательных чисел больше то число, у которого модуль меньше)
Дидактическая игра « + » и « - » Слайд (9-10) .
Мы сталкиваемся с понятием «отрицательное» и «положительное» не только на уроках математики. Слова в русском языке могут также иметь положительное и отрицательное значения. На экране слова, которые необходимо разделить на две группы: на слова, которые являются противоположными по смыслу!
Выигрыш, болезнь, тепло, правда, зло, добро, холодно, ложь, здоровье, проигрыш
Выигрыш проигрыш
Здоровье болезнь
Тепло холодно
Правда ложь
Добро зло
4.Выполнить сложение выигрышных очков:
Слайд (11-12)
(-3) +(+5)=+2 (-5)+(+4)=-1 (-4)+(+4)=0
Вычислите сумму очков:
а) (+2)+(-3)= б) (-1)+(+6)=
в) (+3)+(-4)= г) (+3)+(-1)=
д) (-5)+(+4)= е) (-6)+(+1)=
ж) (+1)+(-5)= з) (-1)+(+4)=
Слайд
а) (+2)+(-3)= -1 б) (-1)+(+6)=+5
в) (+3)+(-4)= -1 г) (+3)+(-1)=+2
д) (-5)+(+4)= -1 е) (-6)+(+1)=-5
ж) (+1)+(-5)= -4 з) (-1)+(+4)= 3
Какое число получается в результате сложения чисел с разными знаками?–Да, действительно, в результате сложения чисел с разными знаками может получиться как отрицательное, так и положительное число.
– (Учащиеся отвечают). .
5.Создание проблемной ситуации.
Сможете ли вы найти сумму -150 +201 с помощью кубика? Наверное, сделать это все-таки трудно! Какая проблема? …Давайте попробуем решить эту проблему. (Ребята дают свои варианты решений)
– Кто из вас может уже сейчас сформулировать правило сложения чисел с разными знаками?
Правило: (ученики формулируют самостоятельно)( Слайд 19)
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
Из большего модуля слагаемых вычесть меньший;
Поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.
(Можно внести поправку в правило: вначале определить знак.)
– Откройте учебник на странице 180, прочитайте правило и расскажите друг другу.
– На практике чаще поступают по-другому: сначала определяют знак и ставят его, а затем из большего модуля вычитают меньший.
(Слайд 20) 6,1+(-4,2)= +(6,1 – 4,2)=1,9 или короче 6,1 – 4,2=1,9
2,7 +(-3,4)= -(3,4- 2,7)= -0,7
6.Новые знания.
Тема урока: (ученики формулируют самостоятельно)
«СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ»
Цель урока: (ученики формулируют самостоятельно) Изучить алгоритм сложения чисел с разными знаками.
Задача №1. Выполните сложение
1) -4 + 6 =
2) 12 + (-6) =
3) -18 + 12 =
4) 6 + (-6) =
Слайд
-4 + 6 = 6 - 4= 2;
2) 12 + (-6) = 12 – 6= 6;
3) -18 +12 =-(18 – 12)=6;
4) 6 + (-6) = 6 – 6=0;
Задача №2. Найдите ошибку и объясните свой ответ:
(-4) + (-6) = 10
-8 + (+38) = -30
(+11) + (-29) = 40
(-10) + 23 = -33
7Первичное закрепление.
Работа с учебником: № 1066 примеры а-з.
8Найдите примеры с одинаковыми ответами
(Работа в парах)
4 + (-5); 6) -1 + (8);
-2 + (9); 7) -0,6 + 5,2;
-1,2 + 5,8; 8) 5 + (-6);
9 + (-9) 9) -21 + 11;
-7,2 + (-2,8); 10) -0,1 + 0,1
10.Физкультминутка
Игра «Истинно – ложно»
Если правильный ответ – руки поднимаем вверх и хлопаем, если не правильный ответ то топаем
Определить положительные качества личности:
-верность;
-грубость;
-честность;
-вспыльчивость;
-скромность;
-хитрость;
-смелость;
-надежность;
-доброта;
-внимательность.
11.Проверочная работа.
Решите примеры, замените ответы буквой, запишите полученное слово.
М | Р | Б | Х | А | У | П | Г | Т |
8 | -4 | -5 | 3 | 9 | -1,6 | 1,3 | -6 | -4,5 |
-10 + 5 =-(10-5) =-5 ;
2) 8+(-12) =-(12-8) =-4 :
18+ (-9) = 18-9 =9 ;
4)-10+ 13 = 13-10 =3;
5) -7+15=15-7= 8;
6)-22+31=31-22 = 9;
7) -12,5 + 6,5= -(12,5-6,5) = -6;
8) 0,8+(-2,4) = -(2,4-0,8) = -1,6;
9) -1,7+3 = 3-1,7 = 1,3
10)13,5+ (-18)= -(18-13,5) =-4,5 ;
11) -15,3+24,3= 24,3-15,3 = 9;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Б Р А Х М А Г У П Т А
Ответ: БРАХМАГУПТА.
Историческая справка:
Брахмагупта – индийский математик, жил в 7 веке.
Он представлял положительные числа как «имущество», а отрицательные числа как «долги».
И излагал правила сложения так:
-сумма двух «имущество» есть «имущество»;
-сумма двух «долгов» есть «долг»;
-сумма «имущества» и «долга» равна их разности.
12.Итог урока:
Домашняя работа: (Слайд 25)
Дома для закрепления изученного материала вам необходимо выполнить конспект п.33(выучить правило, устно ответить на вопросы на стр. 181) №1080(1),1081(1 столбик),№1083.
Рефлексия: - Давайте подведем итоги урока. Вначале урока мы поставили цели. Сумели их достичь?
Какую тему мы изучали на уроке?
(Сложение чисел с разными знаками)
Где впервые появились отрицательные числа? (в Индии)
Как называли математика, который открыл эти числа? (Брахмагупта)
Как сложить числа с разными знаками?
Ребята, вы молодцы. Хорошо работали все.
Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и почему?
Как оцениваете свою работу на уроке?
Но самые активные получать за урок дополнительные оценки. Спасибо вам за урок.