«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Сложение чисел с разными знаками"

Урок изучения нового материала "Сложения чисел с разными знаками" с помощьюсчетного кубика. Урок использования алгоритмов сложения и совершенствование вычислительных навыков.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект открытого урока

Учителя математики Терещенко Светланы Васильевны

Предмет: Математика.

Класс: 6.

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

Предметные: изучить правила сложения чисел с разными знаками:

  1. С помощью счетного кубика

  2. Используя алгоритм сложения и

и совершенствовать вычислительные навыки.

Метапредметные: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, устную математическую речь, умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые изменения.

Личностные: формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность, активность, умение слушать мнения других, четко излагать свои мысли в устной и письменной речи, развивать креативность мышления, активность на уроках математике.


Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация Power Point


Ход урока

  1. Организационный этап:

- приветствие;

- готовность учащихся к уроку;

- состояние рабочего места учащихся: наличие тетрадей, учебников, чертежных принадлежностей;

- отсутствующие на уроке (сообщают дежурные).


Учитель:

На уроке сегодня присутствуют гости. Но урок у нас самый обычный. Ребята, вы имеете возможность показать свои знания, умения сравнивать, анализировать, строить гипотезы, логически правильно рассуждать при решении самых необычных задач и выражать свои мысли математически правильно. Поэтому  эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли ”.


  1. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.

Найдите модуль числа: Слайд 5-6

|-9,4|= 9,4;

|180|= 180;

|-63|= 63;

|-0,5|= 0,5;

|8, 567|= 8,567;

|-12| = 12;

Вычислите сумму очков:

а) (-1) + (-2)= - 3; г) (-2) + (-5) =- 7;

б) (-5) + (-1) = -6; д) (-6) + (-5) = -11;

в) (-6) + (-4) =- 10; е) (-1) + (-1) = -2;

Сравните: Слайд 7-8

  1. -18 и 1;

  2. -4 и 0;

3) -6 и (-13);

4) |7| и |8|;

5) |-7| и 3;

6) |7| и |-11|;

7 ) |-7| и 0

– Какими правилами вы пользовались при сравнении чисел?

– Как сравнивают положительные и отрицательные числа?

( Любое положительное число больше нуля, любое отрицательное число меньше нуля, любое положительное число больше любого отрицательного)

– Как сравнивают два отрицательных?

( Из двух отрицательных чисел больше то число, у которого модуль меньше)

  1. Дидактическая игра « + » и « - »  Слайд (9-10)     .                                 

Мы сталкиваемся с понятием «отрицательное» и «положительное» не только на уроках математики. Слова в русском языке могут также иметь положительное и отрицательное значения. На экране слова, которые необходимо разделить на две группы: на  слова, которые являются  противоположными по смыслу!

      Выигрыш, болезнь, тепло, правда, зло, добро, холодно, ложь, здоровье, проигрыш

Выигрыш проигрыш

Здоровье болезнь

Тепло холодно

Правда ложь

Добро зло

4.Выполнить сложение выигрышных очков:



Слайд (11-12)

(-3) +(+5)=+2 (-5)+(+4)=-1 (-4)+(+4)=0

Вычислите сумму очков:

а) (+2)+(-3)= б) (-1)+(+6)=

в) (+3)+(-4)= г) (+3)+(-1)=

д) (-5)+(+4)= е) (-6)+(+1)=

ж) (+1)+(-5)= з) (-1)+(+4)=

Слайд

а) (+2)+(-3)= -1 б) (-1)+(+6)=+5

в) (+3)+(-4)= -1 г) (+3)+(-1)=+2

д) (-5)+(+4)= -1 е) (-6)+(+1)=-5

ж) (+1)+(-5)= -4 з) (-1)+(+4)= 3

Какое число получается в результате сложения чисел с разными знаками?–Да, действительно, в результате сложения чисел с разными знаками может получиться как отрицательное, так и положительное число.

(Учащиеся отвечают). .         

    5.Создание проблемной ситуации.

Сможете ли вы найти сумму  -150 +201 с помощью кубика? Наверное,  сделать это все-таки трудно!  Какая проблема? …Давайте попробуем решить эту проблему. (Ребята дают свои варианты решений)

Кто из вас может уже сейчас сформулировать правило сложения чисел с разными знаками?

Правило: (ученики формулируют самостоятельно)( Слайд 19)

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:

  1. Из большего модуля слагаемых вычесть меньший;

  2. Поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.

(Можно внести поправку в правило: вначале определить знак.)

– Откройте учебник на странице 180, прочитайте правило и расскажите друг другу.

На практике чаще поступают по-другому: сначала определяют знак и ставят его, а затем из большего модуля вычитают меньший.

(Слайд 20) 6,1+(-4,2)= +(6,1 – 4,2)=1,9 или короче 6,1 – 4,2=1,9

2,7 +(-3,4)= -(3,4- 2,7)= -0,7

6.Новые знания.

Тема урока: (ученики формулируют самостоятельно)

«СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ»

Цель урока: (ученики формулируют самостоятельно) Изучить алгоритм сложения чисел с разными знаками.

Задача №1. Выполните сложение

1) -4 + 6 =

2) 12 + (-6) =

3) -18 + 12 =

4) 6 + (-6) =

Слайд

    1. -4 + 6 = 6 - 4= 2;

2) 12 + (-6) = 12 – 6= 6;

3) -18 +12 =-(18 – 12)=6;

4) 6 + (-6) = 6 – 6=0;

Задача №2. Найдите ошибку и объясните свой ответ:

  1. (-4) + (-6) = 10

  2. -8 + (+38) = -30

  3. (+11) + (-29) = 40

  4. (-10) + 23 = -33


7Первичное закрепление.

Работа с учебником: № 1066 примеры а-з.


8Найдите примеры с одинаковыми ответами

(Работа в парах)

  1. 4 + (-5); 6) -1 + (8);

  2. -2 + (9); 7) -0,6 + 5,2;

  3. -1,2 + 5,8; 8) 5 + (-6);

  4. 9 + (-9) 9) -21 + 11;

  5. -7,2 + (-2,8); 10) -0,1 + 0,1


10.Физкультминутка

Игра «Истинно – ложно»

Если правильный ответ – руки поднимаем вверх и хлопаем, если не правильный ответ то топаем

Определить положительные качества личности:

-верность;

-грубость;

-честность;

-вспыльчивость;

-скромность;

-хитрость;

-смелость;

-надежность;

-доброта;

-внимательность.


11.Проверочная работа.

Решите примеры, замените ответы буквой, запишите полученное слово.

М

Р

Б

Х

А

У

П

Г

Т

8

-4

-5

3

9

-1,6

1,3

-6

-4,5


  1. -10 + 5 =-(10-5) =-5 ;

2) 8+(-12) =-(12-8) =-4 :

  1. 18+ (-9) = 18-9 =9 ;

4)-10+ 13 = 13-10 =3;

5) -7+15=15-7= 8;

6)-22+31=31-22 = 9;

7) -12,5 + 6,5= -(12,5-6,5) = -6;

8) 0,8+(-2,4) = -(2,4-0,8) = -1,6;

9) -1,7+3 = 3-1,7 = 1,3

10)13,5+ (-18)= -(18-13,5) =-4,5 ;

11) -15,3+24,3= 24,3-15,3 = 9;


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Б Р А Х М А Г У П Т А


Ответ: БРАХМАГУПТА.


Историческая справка:

Брахмагупта – индийский математик, жил в 7 веке.

Он представлял положительные числа как «имущество», а отрицательные числа как «долги».

И излагал правила сложения так:

-сумма двух «имущество» есть «имущество»;

-сумма двух «долгов» есть «долг»;

-сумма «имущества» и «долга» равна их разности.

12.Итог урока:


Домашняя работа: (Слайд 25)

Дома для закрепления изученного материала вам необходимо выполнить конспект п.33(выучить правило, устно ответить на вопросы на стр. 181) №1080(1),1081(1 столбик),№1083.

Рефлексия: - Давайте подведем итоги урока. Вначале урока мы поставили цели. Сумели их достичь?

  1. Какую тему мы изучали на уроке?

(Сложение чисел с разными знаками)

  1. Где впервые появились отрицательные числа? (в Индии)

  2. Как называли математика, который открыл эти числа? (Брахмагупта)

  3. Как сложить числа с разными знаками?



Ребята, вы молодцы. Хорошо работали все.

Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и почему?

Как оцениваете свою работу на уроке?

Но самые активные получать за урок дополнительные оценки. Спасибо вам за урок.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее