Знаки препинания в предложениях с междометиями.
7 класс.
Цель: дать грамматическое понятие о междометии и его роли в речи,
уметь определять роль междометий в тексте, изучить правила постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.
Предметные:1) сформировать умение различать междометие и уметь дифференцировать его по отношению к звукоподражательным словам, научить правильно писать междометия, научить пунктуационным навыкам оформления междометий на письме.
2) развивать у учащихся такие исследовательские умения, как наблюдать, задавать вопросы и делать выводы.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Запись числа.
Психологический настрой
Мультфильм «ОХ и АХ» (эпизод).
-Ребята, на какого героя мультфильма вы бы хотели быть похожими?
-Так давайте сегодня на уроке поработаем так хорошо и плодотворно, что можно бы было сказать -АХ! Ну а если справитесь со всеми заданиями быстро и правильно, то успеем посмотреть историю ОХА и АХА до конца.
Изучение новой темы.
А)Работа у доски. (Синтаксический разбор предложения)
Эй, Петров, заводи песню! (Побудит., восклиц., простое, односост., распр., осложнено обращением). (Объяснение запятой после междом. «эй»)
Б) Запись предложения в тетрадях: Жизнь, увы, не вечный дар. (Как вы понимаете смысл предложения? Знаки препинания?).
В) Формулировка темы урока и целей. Запись темы в тетрадь.
Г) Творческое задание. Сценка «Междометие в гостях у частей речи».
5. Работа с учебником. ( Чтение теоретического материала, §75 стр. 184).
6.Закрепление. Работа у доски. (Запись предложений, постановка и объяснение знаков препинания)
Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, ведь спросят как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех.
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждёт меня доска.
Если б кто-нибудь помог!
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух.
Ух!
Ах.
Эх.
Ох.
Ух… Не вызвали! (Ц. Ангелов).
7. Физминутка.
8. Работа в группах. ( Упр. 465.)
9.Запись предложений в тетрадь, расставить знаки препинания, объяснить, какое из указанных значений придаёт высказыванию междометие «ну»: вопрос, согласие, предупреждение, восклицание, беспокойство.
Ну, трогай, Саврасушка, трогай. (Соглас.)
Ну, барин, беда: буран. (Предупрежден.)
«Ну, да,- заметил Степан,- он Му-му утопит» (Согласие)
«Ты не лови, пусть летают, как хотят» - «Ну, ладно» (Согласие).
10. Использование междометий в речи. Составить несколько предложений с междометиями.
11. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
_Что вызвало затруднение?
- Справились с поставленными целями?
12. Выставление и комментирование оценок.
Д. з.: из художественных текстов выписать 10 предложений с междометиями.