Конспект урока русского языка в 5 классе
Самостоятельные и служебные части речи
Подготовила:
Кирилловская О.Г.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Городовиковская СОШ№3»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Самостоятельные и служебные части речи
(УМК под ред. М.М. Разумовской)
Цель урока:
систематизация и обобщение знаний учащихся об известных частях речи, их грамматических свойствах.
Задачи урока:
обучающие:
-
обобщить знания о самостоятельных частях речи;
-
дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;
-
учить распознавать самостоятельные и служебные части речи;
-
закрепить навыки нормативного построения предложения и текста;
развивающие:
-
развивать творческие способности учащихся;
-
развивать языковые и лингвистические компетенции;
-
способствовать формированию компонентов информационной культуры;
воспитательные:
-
воспитывать умение работать самостоятельно;
-
прививать любовь к слову.
Тип урока: комбинированный (систематизация, обобщение, контроль).
Ход урока
-
Организационный момент.
- Добрый день, ребята! .
-
Работа с текстом на экране.
- Прочитайте запись на экране и скажите, можно ли назвать это текстом.
Нас две ниточки связали
- Добрый день! – тебе сказали.
Теплоты и доброты.
- Добрый день! – ответил ты (слайд).
- Расположите предложения так, чтобы получился текст.
- Получились замечательные стихи А.Кондратьева о вежливых словах.
Добрый день.
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Назовите слова с орфограммой «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
-
Словарная работа.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84fb54ed-7661-11da-8cd6-0800200c9a66/object_159_1.swf
-
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов). Одинаковые или разные значения имеют слова? Давайте посмотрим на экран!
-
Унылая, прощальная, пышное, чудесный, прелестный
-
Очарованье, природа, золото, леса, дождь, день.
-
Люблю, думаешь, поёшь, дремлешь, читаешь, видишь (слайд).
- Что вы заметили в строках? (Слова распределены по частям речи). Обоснуйте ответ.
- Кто увидел спрятанную здесь строчку из известного всем стихотворения? Кто автор этих строк?
-
Введение в тему.
- Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи». Запишем тему урока.
- Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?
Знакомство с грамматической сказкой. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)
Как Морфология порядок навела
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается.
" Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"
- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.
- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
- А какие формы у вас есть?
- Род, число, падеж.
- А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.
- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.
У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.
- Прочитаем выразительно стихотворение О. Высотской «Части речи»:
Существительное – школа.
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни – у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!
(О.И. Высотская)
(Дети перечисляют известные им части речи: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, предлог, союз , частица).
- Какие части речи здесь не встретились? (Предлоги и союзы).- Предлоги, союзы и частицы, ребята, что-то обозначают, или они служат для связи слов в предложении? (Служат для связи слов в предложении).
Сейчас вы получите невероятное задание! Вам придется «перевести» текст, позаимствованный из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» (слайд).
Бармаглот
Варкалось. Хливкие шоръки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О бойся Бармаглота, сын!
Он так свирлеп и дик,
А в гуще рымит исполин —
Злопастный Брандышмыг!
Но взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево Тумтум.
Он встал под дерево и ждёт,
И вдруг граахнул гром —
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает Огнём!
Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы — стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч!
О светозарный мальчик мой!
Ты победил, в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою.
Варкалось. Хливкие шоръки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
- Вы поняли, о чём идет речь? Ведь это незнакомый нам язык — зазеркальный. Почему же многое понятно?
- Надпишите, какими частями речи являются "зазеркальные" слова.
- Как вы догадались? Правильно, слова эти похожи на наши, они так же изменяются: существительное — по числам и падежам, глаголы — по числам, лицам, временам. То есть нам понятно грамматическое значение этих слов, делающее их узнаваемыми. Давай приведем пример. Возьмем одно "зазеркальное" слово — хрюкотали. Какая это часть речи? А как вы догадались? А если я скажу: хрюки, хрюками, хрюков — на какую часть речи это похоже? А если хрюкотный, хрюкотливый? Хрюкотно?
Мы неточно можем понять смысл корня, то есть лексическое значение слова, но грамматическое значение нам открыто.
- Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).
-
Закрепление материала.
-
Работа с интерактивной гипертекстовой четырехуровневой таблицей, демонстрирующей классификацию слов по самостоятельным и служебным частям речи.
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38ebdee9-9b33-4caa-80ea-765e32a891d9/%5BIS-TA_05-11_01%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf
Работа с интерактивной таблицей «Признаки служебных и самостоятельных частей речи»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b47e00b-4031-4cba-9366-9e0085d3bc3b/%5BRUS7_0-146%5D_%5BIA_002%5D.swf
-
Работа с коллекцией интерактивных текстов к теме «Части речи».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfad1b-0a01-00ee-01bc-4ec8d4bab9e9/index_listing.html
-
Тест «Части речи»
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dHFmRUI0Ym1SaERlWkJOSk9TelNDNEE6MQ
-
Выставление мотивированных оценок.
-
Рефлексия.
- Что узнали нового на уроке?
- Что показалось трудным?
- Что вызвало интерес?
10. Домашнее задание.
Выучить таблицу частей речи, подобрать свои примеры; упр. 128 (слайд).