Конспект урока русского языка в 5 классе
Самостоятельные и служебные части речи
Подготовила:
Кирилловская О.Г.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Городовиковская СОШ№3»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Самостоятельные и служебные части речи
(УМК под ред. М.М. Разумовской)
Цель урока:
систематизация и обобщение знаний учащихся об известных частях речи, их грамматических свойствах.
Задачи урока:
обучающие:
обобщить знания о самостоятельных частях речи;
дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;
учить распознавать самостоятельные и служебные части речи;
закрепить навыки нормативного построения предложения и текста;
развивающие:
развивать творческие способности учащихся;
развивать языковые и лингвистические компетенции;
способствовать формированию компонентов информационной культуры;
воспитательные:
воспитывать умение работать самостоятельно;
прививать любовь к слову.
Тип урока: комбинированный (систематизация, обобщение, контроль).
Ход урока
Организационный момент.
- Добрый день, ребята! .
Работа с текстом на экране.
- Прочитайте запись на экране и скажите, можно ли назвать это текстом.
Нас две ниточки связали
- Добрый день! – тебе сказали.
Теплоты и доброты.
- Добрый день! – ответил ты (слайд).
- Расположите предложения так, чтобы получился текст.
- Получились замечательные стихи А.Кондратьева о вежливых словах.
Добрый день.
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Назовите слова с орфограммой «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Словарная работа.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84fb54ed-7661-11da-8cd6-0800200c9a66/object_159_1.swf
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов). Одинаковые или разные значения имеют слова? Давайте посмотрим на экран!
Унылая, прощальная, пышное, чудесный, прелестный
Очарованье, природа, золото, леса, дождь, день.
Люблю, думаешь, поёшь, дремлешь, читаешь, видишь (слайд).
- Что вы заметили в строках? (Слова распределены по частям речи). Обоснуйте ответ.
- Кто увидел спрятанную здесь строчку из известного всем стихотворения? Кто автор этих строк?
Введение в тему.
- Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи». Запишем тему урока.
- Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?
Знакомство с грамматической сказкой. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)
Как Морфология порядок навела
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается.
" Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"
- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.
- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
- А какие формы у вас есть?
- Род, число, падеж.
- А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.
- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.
У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.
- Прочитаем выразительно стихотворение О. Высотской «Части речи»:
Существительное – школа.
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни – у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!
(О.И. Высотская)
(Дети перечисляют известные им части речи: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, предлог, союз , частица).
- Какие части речи здесь не встретились? (Предлоги и союзы).- Предлоги, союзы и частицы, ребята, что-то обозначают, или они служат для связи слов в предложении? (Служат для связи слов в предложении).
Сейчас вы получите невероятное задание! Вам придется «перевести» текст, позаимствованный из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» (слайд).
Бармаглот
Варкалось. Хливкие шоръки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О бойся Бармаглота, сын!
Он так свирлеп и дик,
А в гуще рымит исполин —
Злопастный Брандышмыг!
Но взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево Тумтум.
Он встал под дерево и ждёт,
И вдруг граахнул гром —
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает Огнём!
Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы — стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч!
О светозарный мальчик мой!
Ты победил, в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою.
Варкалось. Хливкие шоръки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
- Вы поняли, о чём идет речь? Ведь это незнакомый нам язык — зазеркальный. Почему же многое понятно?
- Надпишите, какими частями речи являются "зазеркальные" слова.
- Как вы догадались? Правильно, слова эти похожи на наши, они так же изменяются: существительное — по числам и падежам, глаголы — по числам, лицам, временам. То есть нам понятно грамматическое значение этих слов, делающее их узнаваемыми. Давай приведем пример. Возьмем одно "зазеркальное" слово — хрюкотали. Какая это часть речи? А как вы догадались? А если я скажу: хрюки, хрюками, хрюков — на какую часть речи это похоже? А если хрюкотный, хрюкотливый? Хрюкотно?
Мы неточно можем понять смысл корня, то есть лексическое значение слова, но грамматическое значение нам открыто.
- Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).
Закрепление материала.
Работа с интерактивной гипертекстовой четырехуровневой таблицей, демонстрирующей классификацию слов по самостоятельным и служебным частям речи.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38ebdee9-9b33-4caa-80ea-765e32a891d9/%5BIS-TA_05-11_01%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf
Работа с интерактивной таблицей «Признаки служебных и самостоятельных частей речи»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b47e00b-4031-4cba-9366-9e0085d3bc3b/%5BRUS7_0-146%5D_%5BIA_002%5D.swf
Работа с коллекцией интерактивных текстов к теме «Части речи».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfad1b-0a01-00ee-01bc-4ec8d4bab9e9/index_listing.html
Тест «Части речи»
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dHFmRUI0Ym1SaERlWkJOSk9TelNDNEE6MQ
Выставление мотивированных оценок.
Рефлексия.
- Что узнали нового на уроке?
- Что показалось трудным?
- Что вызвало интерес?
10. Домашнее задание.
Выучить таблицу частей речи, подобрать свои примеры; упр. 128 (слайд).