КОНСПЕКТ УРОКА
Разработал учитель начальных классов: Скребец Владислава Сергеевна
ТЕМА УРОКА: «Решение уравнений».
Цель: формирование универсальных учебных действий учащихся 3 класса в предметной области математика по теме «Решение уравнений» через включение учащихся в учебную деятельность, через использование технологий интерактивного обучения. Повторить и обобщить знания по данной теме.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• формирование интереса к учебному материалу;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
• воспитание нравственных качеств личности: сопереживание, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
• формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и право каждого иметь свою;
• развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;
• формирование умений работать в статичных парах и группах в режиме интерактивного обучения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
• закрепление знаний и умений по теме «Решение уравнений»
• формирование общего умения решать текстовые задачи;
• формирование вычислительных навыков (сложение и вычитание)
Оборудование урока:
компьютер и мультимедийный проектор.
Презентация в программе Power Point.
учебник математика 1 класс система уроков по учебнику Л.Г. Петерсон (стр. 26-27).
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1. Мотивация учащихся к учебной деятельности | -Здравствуйте класс, меня зовут Владислава Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок математики. Давайте проверим готовность к уроку. У кого на партах всё в порядке, могут тихо сесть. Читает стихотворение. -Математика – наука. Очень нужная она. Без нее не обойдутся - ни директор и ни я. Математика – гимнастика ума. Логично мыслить учит нас она. Из всех наук важнейшая, Мудрая, точнейшая. -Класс, скажите мне, пожалуйста, какие темы вы изучали на прошлых уроках? -Сегодня мы с вами будем повторять то, что уже изучали ранее – «Уравнения». | Приветствуют учителя. Встают, здороваются, потом присаживаются за парты.
Проверяют готовность к уроку.
Слушают стихотворение.
Называют ранее изученные темы. |
|
2. Актуализация знаний | -Обратите, пожалуйста, внимание на интерактивную доску. Давайте выполним ряд упражнений. (Работа с интерактивной доской). -Давайте откроем наши учебники на странице 27. Внизу вы видите цифры: 14, 24. 34. - Какую закономерность вы заметили в числовом ряду? Правильно. Ваша задача: обвести по точкам следующую запись и прописать эту строчку до конца, соблюдая закономерность. Только первую строчку. Приступаем к выполнению задания. Стараемся писать красиво, правильно. Учитель ходит по классу. Если видит много ошибок, останавливает учеников и продолжает работу над чистописанием под своим руководством. -Пишем красиво, правильно выводим элементы. Выводит элементы на доске. | Выбирают правильные варианты ответов. Развивают логическое мышление.
-Каждое число увеличивается на 10. -Первые цифры в каждой группе идут по порядку, а вторые не изменяются.
Открывают учебник. Выполняют задание.
| Тренажёр на интерактивной доске. |
3. Постановка учебной задачи | -Посмотрите на тему урока, прочитайте вслух. (Тема написана на доске) -Что такое: уравнение?
- Какая будет цель нашего урока? | - Уравнение. Закрепление.
Уравнение-это равенство, содержащее неизвестное. - Закреплять наши умения решать уравнения. |
|
4. Закрепление ранее изученного материала | -Давайте посмотри на 26 страницу учебника, номер 1. Что представлено на картинке? -Как вы об этом догадались? -Почему это уравнение решается вычитанием? -Самостоятельно нарисуете, чему же равен Х. -Проверяем. Что нарисовали в «мешке» Х? -Кто не согласен? -Оцените себя: поставьте рядом с №1 + или -. -Поднимите руки те, кто ошибся. В чем твоя ошибка? -О чем нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? -Посмотрите на уравнение под буквой б. Чем оно похоже на 1 уравнение? -Как будем находить неизвестную часть под буквой б? -А чем различаются эти уравнения? -Правильно. -Решите 2 уравнение самостоятельно. -Взаимопроверка по эталону ( можно вызвать СРАЗУ 1 чел. На оборот доски). Взаимооценка. Рефлексия.
-Теперь давайте посмотрим на номер 2. Что мы видим? 5-х=2 -Что такое 5? Обводим целое карандашом. -Что такое х и 2? Давайте подчеркнём их. -Что неизвестно в этом уравнении? -Как мы находим часть? -Уравнение под буквой б самостоятельно решает 1 вариант, под буквой в 2 вариант. -Теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Сравните с решением на доске. И оцените правильность. Поставьте рядом с решением плюс или минус. Верните тетради. -Давайте посмотрим теперь на номер 4. -Что представлено на картинке? -Посмотрите внимательно, подумайте, как под буквой а связаны между собой числовой отрезок и уравнение, записанное под ним? -Можно ли по рисунку сразу сказать, чему будет равен х? -Почему вы так думаете? -Верно. -Запишите под уравнением, чему равен х.
-Устно решите уравнение, пользуясь правилом.
-Что заметили? -Какой способ проще, рациональнее?
-Почему под буквой б записано уравнение 9-Х=3?
-Решите уравнение с помощью рисунка. Что получается? -Теперь решим с помощью правила, кто хочет попробовать? (отвечает один ученик). -Правильно.
-Запишите под уравнением чему равен х. -Что необычного в следующем уравнении? - Что нужно найти? - Как найти часть? - С какого числа начнём рисовать стрелку? -Отметьте число 8 красной точкой. - В какую сторону будем двигаться? - Почему? - К какому числу проведем стрелку? -Что запишем над стрелкой? -Чему же равен х? -Запишите. -Класс, вы хорошо поработали, давайте встанем на физкульт.минутку. «Подснежники проснулись» Дети садятся на корточки и закрывают глаза. -Вот подснежники проснулись, (открывают глаза встают) -Улыбнулись, потянулись (тянутся), -Раз – росой они умылись (умываются), -Два - изящно покружились (кружатся), -Три - нагнулись и присели (нагибаются, приседают), - И на солнце поглядели (смотрят вверх). -Молодцы, тихо садись за парту. -Посмотрите на страницу учебника 27 номер 5. Что изображено на картинке? -Чему равна масса арбуза на первом рисунке? Докажите. -Правильно. -Что заметили на втором рисунке?
-Сколько килограммов весит арбуз?
-Верно. -Посмотрите на 3 рисунок. Мы узнали, что арбуз а весит 5 кг. Арбуз б весит 3 кг. Посмотрите на картинку и скажите, на какой чаше весов будет арбуз а, а на какой чаше - арбуз б. - Правильно. -Как вы думаете, как можно уравновесить чаши весов? -Правильно. -Теперь посмотрим на задачу номер 7. Прочитайте задачу про себя. Кто хочет прочитать вслух. Учитель читает вслух ещё раз. «У Винни-Пуха 5 орехов, а у Пяточка на 3 ореха меньше. Сколько всего орехов у Пяточка и Винни-Пуха?» - О чём говорится в задаче? - Что в задаче обозначает число 5? - Что ещё известно в задаче? - Что нужно узнать в задаче? -Кто выйдет к доске и «оденет» схему к задаче? Остальные работают в учебниках.
-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? -Можем мы сразу найти, сколько орехов у Пяточка? -Что мы для этого знаем?
-Что же мы узнаем 1 действием? -Каким действием? -Почему вычитанием? -Что мы узнаем 2 действием? -Каким действием мы это узнаем? -Почему сложением? -Сколько нужно выполнить действий, чтобы решить задачу? -Запишите решение задачи, не забудьте написать ответ. (один ученик решит на обороте доски). -Проверяем. Расскажи, как решал задачу. -Оцените свою работу: + или -. Дополнительная задача.(или персонально ученику) -Теперь посмотрим на номер 8. Давайте решим задачу устно. Читает задачу «Винни – Пух подарил ослику Иа - Иа 3 шарика, а Пятачок на 1 шарик больше. Сколько всего шариков они подарили Иа – Иа?» -Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? -Можем мы сразу узнать, сколько шариков подарил Пятачок? -Что мы для этого знаем?
-Что же мы узнаем 1 действием? -Каким действием? -Почему сложением?
-Что мы узнаем вторым действием?
-Каким действием мы это узнаем? -Почему сложением? -Правильно. -Кто хочет устно проговорить первое действие? (отвечает один ученик).
-Кто мне проговорит второе действие? (отвечает один ученик).
-Все согласны? У всех так же вышло? Это правильный ответ. Дополнительные персональные задания. … – 4 + 1 = 2 5 + … + 1 = 7
8 – … + 4 = 4 … – 2 + 3 = 9
5 – … + 6 = 8 8 + 2 – … = 0
... + 1 – 5 = 2 5 + 4 – … = 3
9 – 2 – … = 4 9 – … + 2 = 3 Х - 3 = 6 Х = Х =
Х + 3 = 7 Х= Х=
Х – 4 = 3 Х= Х=
Х + 2 = 8 Х= Х=
9 – Х = 5 Х= Х=
7 - Х = 2 Х= Х=
8 – Х = 5 Х= Х=
7 + Х = 9 Х= Х=
Х – 8 = 1 Х= Х=
|
- Это уравнение. - Есть неизвестное. -Потому что Х- это часть. А чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть. Рисуют. -Один треугольник и 2 точки. Поднимают руки. Оценивают Поднимают, высказывают мнение.
Высказывают своё мнение.
-Неизвестное является частью.
-Из целого вычитать другую часть.
-Во втором уравнении действие сложение.
Решают. Проверяют с ответом. Четыре точки.
Ставят себе + или -. Оценивают.
-Уравнения. Потому что есть неизвестное.
- 5 это целое. Обводят. -Это части. Подчёркивают части. -Неизвестна часть. -Из целого 5 вычитаем другую часть 2.
Решают. Проверяют. Оценивают. Сравнивают. Возвращают тетради.
-Числовой отрезок. -На числовом отрезке и в уравнении к числу 2 прибавили Х и получили 6.
- Можно: х=4.
-Между числами 2 и 6 четыре единичных отрезка. Записывают: х=4.
-В уравнение числа 2 и х - части, а 6 - целое. Нужно найти часть, для этого нужно из целого вычесть другую часть, х равен разности 6 и 2. Равен 4. -Ответы одинаковые. - С помощью отрезка. -Легко посчитать число единичных отрезков -На числовом отрезке из числа 9 вычли х единиц (стрелка проведена влево), и получилось 3. -Между 9 и 3 шесть единичных отрезков, х=6. -В уравнение числа х и З- части, а 9- целое. Нужно найти часть, для этого нужно из целого вычесть другую часть. х равен разности 9 и 3. Получается 6. Записывают х=6. -На числовом рисунке нет стрелки. -Часть. - Из целого вычитать другую часть. - С числа 8. Отмечают. -В левую. - Потому что у нас вычитание. -К числу 5. - х. - х=3. Записывают х=3. Встают на физкульт.минутку. Выполняют задания за учителем. Садятся.
-Арбузы. Гири. Весы. -Чаши весов находятся в равновесии. На правой чаше 2 гири: 2кг и 3кг, 2+3=5. Значит, арбуз весит 5 кг. -На левой чаше весов лежит арбуз и гиря 1кг. На правой чаше 2 гири по 2 кг. - 1кг+арбуз б равно 2+2 кг. На правой чаше весов масса груза 2+2=4кг, значит, масса арбуза равна 4-1=3кг. -Т.к. Арбуз а тяжелее, то он будет находиться на левой чаще весов, потому что он перевешивает арбуз б. Арбуз б будет располагаться на правой чаше весов, так как он легче.
-К арбузу б нужно добавить гири массой 2 кг. Одну по 2 кг, или две по 1 кг, т.к. 5-3=2
Читают. Слушают.
-Об орехах. 1 ученик записывает данные и вопрос на доске, остальные – в учебниках. Ученика говорит громко: 5орехов. – это большее число, запишем над 1 отрезком, 3ор. – это разница (разность), запишем.
-Нет. -Не знаем, сколько орехов у Пятачка. -Да.
-Что у Пяточка на 3 ореха меньше чем у Винни-Пуха, а у Винни-Пуха 5 орехов. -Узнаем, сколько орехов у Пятачка. -Вычитанием. -Потому что находим меньшее число. -Сколько орехов у них вместе. -Сложением. -Потому что находим целое. -Два действия.
1) 5-3=2 (ор.) – у Пяточка. 2) 5+2=7 (ор.) Ответ: 7 орехов. Думают. Оценивают.
-Нет. -Не знаем, сколько шариков подарил Пятачок. -Да. -Знаем, что Пятачок подарил на 1 шарик больше, чем Винни-Пух. -Сколько шариков подарил Пятачок. -Сложением. - И Пятачок подарил больше.
-Сколько подарили Винни-Пух и Пятачок вместе. -Сложением. -Потому что находим целое, а чтобы найти целое необходимо сложить части.
-Первым действием мы найдем, сколько подарил Пятачок. 3=+1=4. 4 шарика подарил Пятачок. -Вторым действием мы узнаем, сколько подарили Пятачок и Винни-Пух вместе. 4+3=7. Всего 7 шариков подарили Иа –Иа.
| Номер пишется на доске.
Номер пишется на доске. Решение на интерактивной доске.
Номер пишется на доске.
Работа со схемой в учебнике.
Номер записывается на доске.
Номер записывается на доске
Схема заранее начерчена на доске. В-П ? П.
5ор. В-П. ? П. (5-3) ор. ?
Работа со схемой на доске. 3ш. В-П. 1ш. ?ш. П. ?ш. |
5. Рефлексия учебной деятельности | -Класс, скажите мне, пожалуйста, чему научились сегодня на уроке? -Какие ошибки допускали? -Поняли ли, в чем ошибались? -Понравился ли вам сегодняшний урок? Поднимите руки вверх те, кому понравился, помашите мне. -Что вам больше всего понравилось? -Класс, спасибо. Мне было очень приятно с вами работать. -Домашнее задание:
Урок окончен. | - Решали уравнения, задачи, работали с числовым отрезком, проверяли друг друга.
Поднимают руки в зависимости от того, понравился ли ученикам урок.
Высказывают своё мнение. |
|