Конспект урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс.
Цели урока:
Образовательная: учащиеся должны знать время правления князя Ярослава Мудрого, представлять его роль во внешней и внутренней политике, процесс формирования древнерусской народности, понимать значение терминов: «усобица», «политика», «общество», «холоп», «вотчина», «закуп», «рядович», «смерд»; подвести учащихся к выводу, что Древнерусское государство в период правления Ярослава Мудрого достигло своего расцвета.
Воспитательная: формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности и личности князя Ярослава Мудрого, святым Борису и Глебу, формированию древнерусской народности.
Развивающая: Практико-ориентированная: продолжить формирование умения характеризовать роль исторических деятелей (Ярослава Мудрого), называть хронологические рамки его правления, показывать и определять на исторической карте местоположение Руси, городов, давать характеристику различным группам населения, излагать основные события; объяснять значения терминов «усобица», «политика», «общество», «холоп», «вотчина», «закуп», «рядович», «смерд».
учащиеся должны понимать роль Ярослава Мудрого в период, когда Древнерусского государство достигло своего расцвета, понимать важность формирования древнерусской народности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН УРОКА Хронометраж t
-
Предварительная организация класса (Оргмомент) 1
-
Подготовка к изучению нового материала 2
-
Изучение нового материала 19
-
Закрепление 5
-
Анализ деятельности учащихся, выставление оценок 2
-
Домашнее задание 1
Тип урока – изучение нового материала
Инструментарий:
-
К. «Древнерусское государство в IX-XI вв.»
-
Портрет Ярослава Мудрого
-
«Повесть временных лет» (ПВЛ)
-
Презентация «Время правления Ярослава Мудрого»
Тема урока - «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»
-
Запись на доске и в тетрадях учащихся.
I. Оргмомент. Знакомство с классом.
II. Подготовка к изучению нового материала. Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю Древней Руси и познакомимся с деятельностью ещё одного князя - Ярослава Мудрого. А сначала давайте выполним задание, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках.
Соотнесите имена первых русских князей и событий (на доске):
1.Олег | А. Крещение Руси |
2.Рюрик | Б. Основал древнерусского государство |
3.Ольга | В. Объединение русских земель под властью Киева |
4.Святослав | С. Сокрушение Хазарии |
5.Владимир | Д. Подтверждение Мирного договора с Византией |
III. Изучение новой темы. Запись темы на доске и в тетрадях (Слайд 1).
Сегодня на уроке мы должны узнать роль Ярослава Мудрого во внешней и внутренней политике Древней Руси и какая его деятельность привела к расцвету государства.
Приёмы и средства преподавания учителя | Основные вопросы плана и их краткое содержание | Познавательные задания и вопросы для учащихся |
Повествование Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 4 Слайд 4 Слайд 3 Портрет Запись на доске и в тетрадях Слайд 5 Слайд 6 |
После смерти Владимира Красного Солнышка на Руси вновь наступили тяжёлые времена, потому, что сыновья Владимира начали усобицы. Как мы знаем княжеские дети не поделили между собой власть. Особенно сильно столкнулись интересы двух старших сыновей – Святополка и Ярослава и двух любимых - Бориса и Глеба. В 1015 г Ярослав, отправленный Владимиром в Новгород, отказался посылать дань в Киев. В результате чего Владимир начал собирать войско для похода на мятежного сына, но его смерть летом 1015 г. помешала столкновению их. После смерти Владимира, Святополк, воспользовавшийся отъездом Бориса из Киева, он нанял тайных убийц для братьев –Бориса и Глеба. За что в народе получил прозвище - Окаянный. А братья, позднее, были причислены к лику святых. Узнав о содеянном Ярослав выступил против Святополка и разбил его на берегу Днепра. Святополк вынужден был бежать к польскому королю- своему тестю. Там он получил поддержку и в 1018 г. вернулся вместе с поляками и захватил Киев. В 1019 г. Ярослав одолел Святополка, который, убегая в Польшу, скончался. Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Лишь в 1039 г. Ярослав стал единоличным правителем на Руси. Усобица - это…(определение дано в презентации) Ярослав I Мудрый - 1019-1054 гг. (на доске) В 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским. В его владения не вошли только два княжества: Тмутараканское и Полоцкое. В 1023 князь Тмутараканский Мстислав Храбрый (брат Ярослава) заявил о своих притязаниях на Киевсий трон. Битва между князьями в Черниговской области закончилась победой Мстислава. Князь предложил Ярославу разделить княжество на две части: Ярослав стал княжить в Западной части Руси с центром в Киеве, Мстислав – в Восточной с центром в Чернигове. 1036 – Объединение Киевской Руси (на доске) В 1036 году Мстислав умер, не оставив после себя наследника. И Ярослав стал править единой Киевской Русью. Русское государство при Ярославе Мудром превратилось в одно из самых сильных в Европе. | Ответьте на вопросы: Сколько сыновей было у Владимира? Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?
Скажите, борьба между Ярославом и Мстиславом - усобицей? Что такое «усобица»? |
Характеристика Слайд 7 Объяснение новых терминов. Слайд 8 (карта) Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Чтение документа «Правды Ярослава» из учебника Слайд 13 Слайд 13 Слайд 13 Слайд 13 |
А. Управление государством при Ярославе Мудром Порядок управления государством при Ярославе.
Внутриполитическая деятельность Ярослава М.
Б. Внешняя политика Ярослава Мудрого Несмотря на миролюбивую внешнюю политику, Ярослав успешно отражал посягательства на свои земли.
Более подробно об этих браках вы можете найти в учебнике.
| Как была устроена система управления государством при Ярославе Мудром? Что Вы знаете о соборе Святой Софии? Какие пережитки родового строя сохранились в древнерусском государстве? Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? Как вы думаете, что такое «династический брак»? |
Аналитическое описание Словарная работа Слайд 12 Слайд 12 Слайд 12 Слайд 12 |
В Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных людей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства. Таким образом, время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства. Он уделял много внимания внутренним делам в государстве, положил начало русскому письменному законодательству. Князь значительно расширил и укрепил границы Руси, положил конец набегам печенегов, укрепил международный авторитет Руси. | По ходу объяснения записывайте в тетрадь определения понятий «общество», «холоп» (с.54-55), «вотчина», «закуп», «рядович», «смерд» (с. 51). |
IV. Закрепление и обобщение нового материала: (Слайд 14)
1. Назовите время правления Ярослава Мудрого.
2. Покажите на карте территорию Древнерусского государства.
3. Что обозначают термины «усобица», «закуп», «вотчина».
4. Почему Ярослав получил прозвище Мудрый?
5. Подумайте и скажите, что сделал Ярослав Мудрый для достижения расцвета Древнерусского государства.
V. Задание на дом. (на доске) §6 стр. 43-55, прочитать, выучить определения терминов, даты, ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 53.
Индивидуальное опережающее задание: подготовить сообщение о Кирилле и Мефодии, авторов славянской азбуки.