«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока "Путешествие по карте Курской области"

Конспект урока "Путешествие по карте Курской области"

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ


Предмет: Математика

Класс: 4

Тема: Карта

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: сформировать представление о карте.

Задачи урока:

образовательные:познакомить с понятием «карта», учить решать практические задачи с помощью карты при заданном масштабе.

развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, аналогия, анализ, синтез; математическую речь; умение наблюдать, обобщать знания;

воспитательные:воспитывать чувство патриотизма к своему родному краю; способствовать формированию атмосферы сотрудничества, постоянного общения в группе с целью обсуждения результатов работы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ:иметь представление о карте, читать масштаб карты, применять масштаб для нахождения расстояния между объектами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

познавательные – использует знаково-символические средства, в том числе карты; строит речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляет сравнение, аналогию, анализ и синтез;

регулятивные – принимает и сохраняет учебную задачу; осуществляет итоговый и пошаговый контроль способа решения; оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

коммуникативные -формулирует собственное мнение и позицию; учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование основ гражданской идентичности в форме чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: карта, масштаб.

Средства обучения: учебник «Математика» 4 кл. ч.2, В.Н. Рудницкая, УМК «Начальная школа XXIв.», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; раздаточный материал для проведения практической работы.

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Добрый день, ребята! Урок математики.

-Как вы понимаете пословицу: «Кто путешествует, тот познает». (Слайд 1)

-Любите ли вы путешествовать?

- Вы когда-нибудь путешествовали? С кем? Куда?

-Что нужно для того, чтобы начать путешествовать?

-С помощью чего можно проложить маршрут?

- Поставьте учебную цель нашего урока.


-Ребята, мы поставили учебную цель урока.

Приветствуютучителя.

Высказывают своё мнение.

Выражают своё отношение


Рассказывают:

- Проложить маршрут, знать место назначения и т.д.

- Проложить маршрут можно по карте.

Ставят цель:

-Научиться работать с картой, прокладывать маршрут по карте

2. Актуализация знаний.

-Рассмотрите картинки на доске. (Слайд 2,3) Что изображено слева?

-Справа?


-Чем они отличаются?









-Что общего у плана и карты?


- Как измерить расстояние между объектами на плане?

-А в действительности это такое же расстояние? Чтобы иметь четкое представление о расстояниях, действительные размеры местности уменьшают в одно и тоже число раз.

-Как это показывают на плане?

-Что показывает масштаб?




-В соответствии с заданным масштабом, рассчитайте расстояния между точками на местности. (Слайд4)

Масштаб

Расстояние между точками

на карте

Расстояние между точками

на местности

1 : 700

9 см


1 : 3 000

4 см


1 : 50 000

6 см


1 : 270

3 см


-А теперь найдём расстояние между школой № 27г. Курска и детским садом № 31 по плану.(с раздаточным материалом) Назовите масштаб данного плана.

-Что он обозначает?



-Измерьте расстояние между данными объектами на плане. Чему оно равно?

-Как найдём соответствующее расстояние на местности?

-Выразите это расстояние в метрах.

-Рассмотрите карту.

-А на ней есть масштаб?

-Как можно определить понятие «карта»?




- Какова тема нашего урока? (Слайд 5)

- Сформулируйте учебные задачи урока. Чему будем учиться?

Рассматривают

Называют: план;

карта.

Сравнивают:

на плане изображают небольшой участок местности в уменьшенном виде, все объекты показаны условными знаками, а карта отображает большой участок земли, это может быть карта города, области, страны, всего мира. На плане местность изображена очень подробно, а на карте указываются только крупные объекты — равнины, горы, города, реки и т.д.

-На них изображают объекты, уменьшенные в одно и то же число раз.

-С помощью линейки.


- Нет. Ни один географический объект не может быть изображен на карте или плане в натуральную величину.



-С помощью масштаба.

Объясняют:

-Масштаб показывает во сколько раз изображение на местности уменьшено при изображении на плане.


Вычисляют:

масштаб

Расстояние между точками

на карте

Расстояние между точками

на местности

1 : 700

9 см

6 300 см

1 : 3 000

4 см

12 000 см

1 : 50 000

6 см

300 000 см

1 : 270

3 см

810 см




Называют:

1: 6 000.

Рассуждают:

Одному сантиметру на плане соответствует шесть тысяч сантиметров на местности.

Измеряют:

13 см.

Определяют:

2 000  13 см = 26 000 см.

Выражают: 26 000 см = 260 м.

Рассматривают карту

-Да.

Определяют понятие:

- План города, области, государства, континента Земли называют картой.

Называют тему: карта.

Формулируют задачи: научиться читать карту; находить расстояние между объектами на местности, зная масштаб карты.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Что нужно знать, чтобы определить расстояние между объектами на карте?

-В Курской области есть свои достопримечательности, которые называются «Чудеса Курской области». Их 7.(Слайд 6)

-Я предлагаю вам отправиться в путешествие по маршруту: Курск – Свобода. Что вы знаете об этом месте? Свобода — местечко в Золотухинском районе Курской области. В селе находится один из главных духовных центров России — Коренная Рождество-Богородицкая пустынь. (Слайд 7)

- Работаем в парах по предложенному плану:

1. Взять карту.

2.Назвать масштаб и объяснить, что он обозначает.

3.Измерить расстояние от _____________ до __________ линейкой по карте.

4. Определить, чему равно это расстояние на местности при заданном масштабе в км. Записать вычисления __________________________.

- Покажите, кто готов. Проверяем.

- Карта всегда одинаково ориентирована по отношению к сторонам света: сверху – север, снизу – юг, справа – восток, слева – запад.

-Определите, как располагается Коренная пустынь по отношению к Курску?

-Что значит уметь читать карту?


-Зачем нужно уметь её читать?


- Рассмотрите социально-экономическую карту России.(Слайд 8)

-Каков её масштаб?

-Как понимаете 1: 6 500 000?


-Рассмотрите карту, отображающую события Курской битвы. (Слайд 9)

-Назовите масштаб этой карты.

-Как понимаете 1:2 500 000?



- Какой вывод сделаем?


- Мы открыли правило определения расстояния по карте с помощью масштаба.

-Как вы думаете, когда новые знания открыты, что должны сделать дальше обучающиеся?

Рассуждают: нужно уметь читать карту, т.е. знать её масштаб.

Рассматривают

Воспринимают


Рассказывают


Рассматривают





Работают в парах по плану



Называют масштаб: 1: 10 000 000

Объясняют: одному сантиметру на карте соответствует 10 000 000 см на местности.

Измеряют расстояние на карте: 3 см.

Вычисляют расстояние при заданном масштабе:

3  10 000 000 см = 3 000 000 см = 30 000 м = 30 км.

Проверяют


Воспринимают


Определяют сторону: на севере

Рассуждают:это значит уметь читать масштаб карты, определять стороны света.

Объясняют: чтобы правильно ориентироваться на местности.

Рассматривают карты.

Называют масштаб: 1: 6 500 000.

Объясняют масштаб: одному сантиметру на карте соответствует шесть миллионов пятьсот тысяч см на местности.

Рассматривают карты.


Называют масштаб: 1: 2 500 000.

Объясняют масштаб: одному сантиметру на карте соответствует два миллиона пятьсот тысяч см на местности.

-Зная масштаб, мы можем измерять расстояние между города.


Предполагают:

Нам нужно закрепить полученные знания. Будем выполнять упражнения на закрепление.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

-Откройте учебники на с. 64-й. Рассмотрите карту внизу. Какой у неё масштаб?

-Что он означает?


Физкультминутка


-Запишите в тетради число, классная работа. Прочитайте №2 на с.65.






-Один человек у доски, остальные в тетради записывают масштаб карты для пункта а).

-Что заметили в пункте б)?



-Можем сразу записать масштаб этой карты?

Почему?

- Какие единицы измерения длины вы знаете?

-Выразим километры в сантиметрах. Сколько метров в одном километре?

-Выразите 200 км в метрах.

-Сколько сантиметров в одном метре?

-А теперь выразите 200 000 м в сантиметрах.

-Прочитайте полученное число.

-Запишите масштаб этой карты.

-Прочитайте задание № 3. Выполняем устно.



-Что обозначает масштаб карты 1: 6 000 000?




-Что обозначает масштаб карты 1: 7 500 000?



-Что обозначает масштаб карты 1: 300 000 000?


- Мы закрепили знания. Что после этого должны сделать?

Рассматривают карту

Называют масштаб: 1: 140 000 000

Объясняют

-Одному сантиметру на карте соответствует сто сорок миллионов сантиметров на местности.

Записывают

Читают задание:

запишите масштаб карты, если:

а) 1 см на карте соответствует 10 000 000 см на местности;

б) 1 см на карте соответствует 200 км на местности.

Записывают масштаб: 1: 10 000 000.


Рассуждают: расстояние на карте и на местности выражено в разных единицах измерения длины

-Нет. Чтобы выразить масштаб, должны быть одинаковые единицы измерения длины.

Перечисляют ед. измерения: см, дм, м, км.

Выражают одни единицы измерения в другие:

1 км = 1000 м

200 км = 200 000 м

1м = 100 см

200 000 м = 20 000 000 см

Читают число.

Записывают масштаб: 1: 20 000 000.

Читают задание: что обозначает масштаб карты 1: 6 000 000? 1: 7 500 000?

1: 300 000 000?

Объясняют: масштаб карты 1: 6 000 000 означает, что одному сантиметру на карте соответствует шесть миллионов см на местности;

масштаб 1: 7 500 000 означает, что одному сантиметру на карте соответствует семь миллионов пятьсот тысяч см на местности; масштаб 1: 300 000 000 означает, что одному сантиметру на карте соответствует триста миллионов см на местности.

- Выполнять самостоятельную работу.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-А теперь вы будете работать по группам. Каждой группе дана карта, вам необходимо проложить маршрут от самой западной точки нашей страны – Калининграда до самой восточной точки нашей Родины – мыса Дежнёва, определить время, затраченное на весь путь.

-Назовите формулу для нахождения расстояния.

- Как найти время, зная расстояние и скорость?

-1-я группа путешествует на автобусе; 2-я группа – на поезде; 3-я группа – на самолёте.

Примечание.

Средняя скорость автобуса–100 км/ч.

Средняя скорость пассажирского поезда – 200 км/ч.

Средняя скорость самолёта – 500 км / ч.

1. Найти масштаб и объяснить, что он обозначает.

2. Рассказать, какой транспорт выбран вами для путешествия.

От ______________до ____________ мы __________ на ______________.

3. Вычислить расстояние на местности от Калининграда до мыса Дежнёва при заданном масштабе и выразить в км. Записать вычисления_____________.

4.Определить время движения от Калининграда до мыса Дежнёвана ____________, зная его скорость. Записать вычисления _________________________.

6. Поблагодарить одноклассников за совместную работу.

Проверка по эталону(Слайд 10, 11, 12) Поднимите руку те, у кого также получилось.

- Но Калининград относится к компактной территории нашей страны. А расстояние основной территории немного меньше, оно равно приблизительно 9 500 км.

-Какой вывод можно сделать о протяженности нашей страны? Что нам показала самостоятельная работа?



Воспринимают





Называют формулу: s = v t

Выражают время: t =


Работают по группам





Рассматривают карту

Находят масштаб

Объясняют: одному сантиметру на карте соответствует сто миллионов см на местности.

Рассказывают: от Калининграда до мыса Дежнёва мы доехали на автобусе.


Вычисляют расстояние на местности:

10 см  100 000 000 см = 1 000 000 000 см = 10 000 000 м = 10 000 км.


Определяют время:

t= 10 000 км / 100 км/ч = 100 (ч)

Записывают вычисления




Проверяют по эталону



Воспринимают



Делают вывод: Россия – великая страна, она занимает первое место в мире по территории.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- С каким понятием познакомились? Чему учились?

-Кто может сказать, что научился читать карту, научился находить расстояние по карте с помощью масштаба?

-Где пригодится это умение?

-Вам было интересно путешествовать с картой?

-Какой вывод сделали для себя о нашей стране?








Оценка своей работы

-Запишите домашнее задание в раб.тетради: С.41, №120 и № 121. Творческое задание: проложить маршрут от Курска до любых трёх «Чудес Курской области», предварительно найти информацию о них; определить общее время движения.

-Всем спасибо за активную работу. До свидания!

Анализируют свою деятельность на уроке


Выполняют самооценку



Определяют

Высказывают своё мнение

Делают вывод

-Россия – государство, обладающее самыми обширными пространствами, это страна, которая славится своими огромнейшими природными ресурсами, разнообразными живописными ландшафтами, богатым историческим прошлым, интересной культурой. Поэтому мы россияне должны гордиться своей великой и поистине могучей Родиной.

Выполняют самооценку









Записывают домашнее задание


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее