«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока на тему "Лекарственные растения".

Конспект урока на тему "Лекарственные растения".

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки















Конспект урока

на тему: «Лекарственные растения»


















Тема: «Лекарственные растения.»

Тип урока: комбинированный урок

Цель: знакомство учащихся с лекарственными растениями.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- углубить и расширить знания учащихся о ценности и лечебных свойствах лекарственных растений, о правилах их сбора и хранения;

- формировать умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей.

Коррекционно-развивающая:

- развивать познавательную активность, расширять кругозор.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: ПК, проектор, презентация урока «Лекарственные растения», загадки, ребус, картинки лекарственных растений.

Словарь: мать-и-мачеха, крапива, липа, ромашка, подорожник.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся.

Вспомним какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Первая медицинская помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.)

Какие причины могут привести к травмам? (Неосторожность, недостаточное внимание, состояние неосознанной тревоги. Ожидание несчастья, волнение делают человека суетливым, пренебрежение правилами безопасности.)

Мы продолжаем изучать раздел «Медицинская помощь». Знания, приобретенные на уроках при изучении этого раздела, обязательно пригодятся вам в жизни.

  1. Сообщение темы и задач урока.

-Что самое ценное в жизни человека? (Здоровье).

Здоровье-это красота, сила, это самое большое богатство. Оно нужно всем - и детям, и взрослым и даже животным. Здоровье было и есть самой важной частью человеческой жизни.

-А как вы думаете, ребята, что помогает людям быть здоровыми? (Здоровый образ жизни).

-А если вдруг человек заболел, что прописывает врач? (Таблетки, уколы).

-А что еще можно использовать для лечения? (Лекарственные растения).

-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке? (О лекарственных растениях).

Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами. У одних растений ценные вещества находятся в листьях - значит надо собирать листья; у других –в корне; у некоторых – в цветках и плодах. Тема нашего урока: «Лекарственные растения.»

Слайд №1.

Запись темы урока в тетрадь.

3.Изучение нового материала

Люди всего мира всё чаще прибегают к растениям, используя их для исцеления недугов, идя тем самым на примирение с природой. Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека. Занимаясь сбором растений, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.

Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители почитались и получили название «зелёной аптеки».

Слайд№2.

Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебли, корни) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Запись определения в тетрадь.

Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Это одуванчик, подорожник, крапива, лопух, полынь, мать-и-мачеха, ромашка, липа и многие другие.

Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история. Сегодня мы с вами познакомимся лишь с малой частью лекарственных растений.

Слайд№3.

Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, - на окраинах полей, по берегам рек и оврагов, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи.

Цветки мать-и-мачехи – первые радостные солнечно-жёлтые вестники весны. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда».

Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.

Настойка из листьев и цветов мать-и-мачехи применяется при простудных заболеваниях. Запись в тетради.

Отгадайте загадку:

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же … (крапива)

Слайд№4.

Крапива как лекарственное растение известна очень давно. В народе крапиву ещё называют жгучка, жигалка. Одна крапива заменяет семерых врачей – гласит народная мудрость.

Крапива используется как лекарственное и пищевое растение. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов. Запись в тетради.

  1. Физкультминутка

Цель: снять напряжение мышц спины.

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, влево, вправо)

Составьте слово из данных букв:

Пила (3214 (липа))

Слайд№5.

Так всегда и бывает – зацветёт липа, и на смену весне приходит лето.

Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Дёготь из веток и стволов использовали для лечения кожных заболеваний. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам. Запись в тетради.

Разгадайте ребус:

Слайд№6.

Слайд№7.

В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.

Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Если выпить отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Так же ромашка широко применяется в косметических целях.

В народной медицине применяют ромашку от простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине. Запись в тетради.

Отгадайте загадку: о каком растении идёт речь?

Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)

Слайд№8.

Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название.

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.

Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах. Запись в тетради.

Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.

Слайд№9.

Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.

Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке.

5. Закрепление изученного.

- О чём вы узнали на уроке?

-Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натёрли ногу в походе? (Подорожник)

Почему растения надо охранять?

Определить по картинкам название лекарственного растения.

6.рефлексия.

Продолжите:

Я УЗНАЛ(А)…

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…

7. Домашнее задание.

I группа: запишите в тетради, какие из лекарственных растений можно было бы посадить на школьной территории.

II группа: зарисуйте одно из лекарственных растений в тетрадь.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее